Файл: Вопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) подструктура направленности - это совокупность отношений и моральных качеств личности. Как пишет К. К. Платонов, это
«индивидуально преломленное классовое общественное сознание, не имеющее природных задатков». В состав этой подструктуры входят: влечения, желания, интерес, мировоззрения, убеждения. Формируется эта подструктура через воспитание; б) подструктура опыта. Сюда включаются знания, навыки, умения, привычки. Этот блок формируется в процессе обучения; в) подструктура форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических процессов. Эта подструктура образуется в результате упражнений; г) биологически обусловленная подструктура состоит из свойств темперамента, типа нервной системы, половых и возрастных особенностей, органических факторов, задатков. Эта подструктура определяется морфологией и физиологией мозга и может совершенствоваться через тренировку.
Две другие «общие» подструктуры - «характер» и «способности» дополнительно обозначаются эпитетом «наложенные», поскольку накладываются на
«основную» подструктуру.
По мнению К. К. Платонова, все черты (свойства) личности укладываются в эти постоянно взаимодействующие друг с другом подструктуры.
Характер является «каркасом личности», аккумулируя свойства четырех подструктур в «основном» блоке. Способности же актуализируются в деятельности и определяют «качество личности».
Автор поясняет выбор названий подструктур и всей личностной структуры следующим образом: «основная» подструктура так названа с целью отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому общие, что свойственны любой личности; «динамическая» структура - так как изменчива в онтогенезе личности и различна для разных конкретных личностей; «функциональная» - поскольку и структура в целом, и ее части исполняют определенные функции. При этом структура личности является «психологической», так как обобщает психические свойства личности, хотя и связанные с социальными отношениями и ролями.
Концепция личности С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических
процессов от личности.
По его мнению, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных, особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимостьпсихических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на
индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «Чем „выше“ мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятной хорошо известную формулу «Личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
-чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
-что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,
-что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях
определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
Личность
и
ее
психологическая
структура
по
Б.
А.
Сосновскому
Модель психологической структуры личности, построена на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем К.К. Платоновым (1904—1985).
Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении.
Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы психики целостной личности. Личность динамична и

самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное поведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовую методологию научно- психологического изучения личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или относительно «автономные» подструктуры: направленность личности; самосознание; способности и задатки; темперамент и характер; особенности психических процессов и состояний; психический опыт личности.
Данные подструктуры далее раскладываются на более детальные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные процессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами.
22. Проблема сознания в культурно-историческом психологии. Гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознанания.
Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией происхождения психики человека. В некоторых работах ее называют теорий общественно- исторического происхождения высших психических функций человека. Ее автор – известный российский ученый Л.С. Выготский. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный».
С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения, цель жизни каждого человека
– «осуществить замысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного духа» (Гегель) и т.д. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.
С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И.П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые физиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.
Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии.
Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
В концепции Выготского можно выделить три составные части :
1 часть – можно назвать «Человек и природа»
Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
2 часть концепции Выготского может быть названа - «Человек и его собственная психика».
Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл - знаками.
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, – «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью.
Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности.
«Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию.
Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
3 часть концепции Выготского можно назвать -
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

«Генетические аспекты»
Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса.
Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д. Эти первые слова-приказы по своей сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция.
Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим
собой, т.е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал
интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние
(образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения.
Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека
характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.
Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является - речь.
Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
Концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология.
Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.
Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека
связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в
усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.
Системное и смысловое строение сознания.
Выготский определил область своего исследования, как психологию сознания.
Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Человеческое сознание не может быть разложено
на отдельные психические функции, оно представляет собой не механическую сумму, а структурное образование, систему высших психических функций, то есть сознание имеет системное строение и ни одна психическая функция не развивается изолировано.
Развитие каждой психической функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.
Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу, то есть то, что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу, образуют определенную систему сознания.
О системном и смысловом строении сознании упоминается в статье Выготского «Ранний возраст», поскольку именно в этом возрасте наряду с речью развивается именно смысловое и системное строение сознание. Вместе с речью для ребенка, прежде всего, возникает начало осмысления, осознания окружающей действительности.
В раннем детстве в центре сознания стоит - восприятие, и, по словам Выготского все психические функции в этом возрасте развиваются
«вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», в дошкольном возрасте это память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры.
Смысловая структура сознания
- это уровень развития значения слов, словесных обобщений данного человека.
Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания у другой осуществляется благодаря развитию обобщений.
Выготский упоминал о таком строении сознания в связи с влиянием обучения на психическое развитие ребенка, утверждал, что, формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.
Связывая обобщение с общением, видно, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение.
Если рассмотреть значения детского слова в раннем возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, то есть структура той группы предметов, к которым относится данный предмет. Ребенок этого возраста мыслит преимущественно обобщенными восприятиями, то есть общее восприятие является первой выступающей формой структуры значения детского слова. В словаре ребенка еще очень мало слов, которые не имели бы конкретного значения, поэтому в разных ситуациях слово ребенка относится к одному и тому же, к одинаково воспринимаемому предмету или вещи. Также в связи с доминированием восприятия в этом возрасте преобладает несамостоятельность, зависимость от него всех других процессов, память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а
«ему вспоминается», память еще не действует, как отдельный процесс.
Эта гипотеза
Выготским была высказана еще в
30-х годах.
В ней можно выделить ряд недостатков:
- во-первых, схема сознания носит интеллектуалистический характер, в структуре сознания рассматриваются только познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалась за пределами внимания исследователей.
- во-вторых, Выгосткий сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей, по его мнению « самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка с взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот. В этом явно выражается, что развитие это взаимодействие сознаний.
- в-третьих, эта гипотеза не имел экспериментального подтверждения, поскольку во времена Выготского детская психология вообще обладала бедными экспериментальными фактами.
23. Проблема сознания в общепсихологической теории деятельности.
Происхождение, развитие и функционирование сознания обусловлены определенным уровнем развития деятельности человека.
Изменение строения деятельности человека ведет к изменению строения его сознания. С появлением действий как главной "единицы" деятельности, возникает основная, общественная по своей природе, "единица" психики - смысл для человека того, на что направлена его активность. Каждая отдельная действие в структуре деятельности соответствует уровням осознания.
Постепенно, с развитием деятельности в истории человечества возникает разделение труда и специализация. Это означает, что отдельные действия выделяются и становятся самостоятельной деятельностью, сохраняя вместе с тем связь с деятельностью, ее породившей.


Например, раньше топор от начала до конца производила один человек, а впоследствии возникают профессии и соответствующие им виды деятельности по изготовлению каждого отдельного детали топора. Теперь для человека, который производит определенную деталь, именно она становится конечной целью, а раньше это был только один из этапов на пути к изготовлению топоры, которая и была конечной целью. То, что раньше было мотивом, стало целью - состоялся "сдвиг мотива на цель", по выражению А.Н. Леонтьева.
А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания:
1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). • сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния; • первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание — образ становится также сознанием — деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того, — управляющим ею; • другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид; • структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы; • сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его
«единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания. Исходя из сказанного выше, соотношение различных компонентов деятельности можно представить следующим образом
24. Модели структуры сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Б.А. Сосновский).
Структура сознания по А.Н. Леонтьеву.
Составляющие сознания: А) Чувственная ткань - чувственные составляющие конкретных образов реальности. Функция чувственной ткани - это материальная ткань сознания, то, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. Б) Значение - обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. Функции значения: а) связь индивидуального сознания с обществом (заимствования из общественного сознания); б) означение мира, представление объективного знания об объекте; в) носители личностного смысла. В) Личностный смысл - отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения. Функция личностного смысла - пристрастность сознания.
Осознание - расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения.
Структура сознания (по В.П.Зинченко)
В. П. Зинченко (1991) указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах
«высший – низший», «главный – подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой. Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах присутствуют элементы бытийного слоя.
Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование «для различных характеристик живого движения и предметного действия». Это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.
Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком
«чувства реальности».
Смысл – это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит ее истоки и начала.
По мнению Б.А. Сосновского сознание – это такое психическое отражение, в котором объективная действительность как бы уходит, отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости отражения: объективная, или мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предметному миру и к себе.
25. Проблемы психологии потребностей в культурно-историческом и деятельностном подходах.
Проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от
наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения. Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности.
Мотивация поведения и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают интерес
, который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.


Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются: органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.); духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).
В психологии потребности изучаются в трех аспектах:
как объект - потребность понимается как необходимость (нужда) для комфортного существования и нормальной деятельности (и жизнедеятельности) человека как состояние - потребности изучается с точки зрения состояний человеческой психики, в котором находит отражение отсутствие (или нехватка) чего-то как свойство - потребность рассматривается в качестве фундаментального свойства личности, которое определяет ее отношения к окружающей действительности
Идея предметности потребностей получила признание в российской психологии, в частности, в теории деятельности А.Н.Леонтьева.
Согласно этой теории мотив является непосредственным основанием и критерием различения осуществляемых человеком деятельностей.
Мотив это тот предмет, на достижение которого направлена деятельность. У всякой конкретной деятельности есть свой единственный мотив. Поведение и действия могут и, как правило, бывают полимотивированными. Деятельность же, по определению, имеет только один предмет, являющийся ее мотивом. За мотивами лежит еще более глубокий пласт психологической реальности – потребности. С этой стороны мотив является потребностью, нашедшей свой предмет удовлетворения, т.е. мотив в этом аспекте может быть определен как опредмеченная потребность. Мотивы и потребности, согласно этой теории, являются ядром личности. Мотивы и потребности обычно не осознаются, но проявляются в эмоциональных реакциях человека. У мотива, согласно А.Н.Леонтьеву, есть две основные функции – побуждения деятельности и смыслообразования. Поэтому выявить мотив – значит установить, чем движим человек в своей деятельности, или обнаружить, каков смысл осуществляемой человеческой активности.
Разделяя принципы деятельностного подхода Л.И.Божович, тем не менее, разрабатывала автономную теорию воли, по терминологии
Л.С.Выготского, тогда как А.Н.Леонтьев создал типично гетерономную теорию. В автономных теориях, согласно Л.С.Выготскому, признается существование воли как особой функции психики, тогда как в гетерономных теориях воля сводится к каким-то иным психическим процессам. В теории А.Н.Леонтьева воля это чисто субъективное отражение в сознании борьбы мотивов и установления их соподчинения.
Иными словами, воли нет, а есть борьба мотивов и ее представленность в самосознании индивида. Это редукционизм, сводящий волю к аффективно-потребностной сфере. Альтернативным вариантом тоже редукционистического решения будет сведение воли к интеллектуальной, когнитивной сфере психике. Нередко в теориях этого типа воля понимается как выбор из альтернатив и принятие решения. Критикуя гетерономные теории воли Л.С.Выготский отмечает: «Трудности упомянутых нами теорий заключались в том, что они не могли объяснить в воле самого существенного, а именно волевой характер актов, произвольность как таковую, а также внутреннюю свободу, которую испытывает человек, принимая то или иное решение, и внешнее структурное многообразие действия, которым волевое действие отличается от неволевого». Однако существовавшие автономные теории воли, также не устраивали Л.С.Выготского, поскольку они были волюнтаристическими, с тенденциями либо к спиритуализму, либо к агностицизму. В то же время, по мысли Л.С.Выготского
«…волюнтаристские теории имели все-таки тот положительный момент, что они все время фиксировали внимание психологов на своеобразных явлениях воли, они все время противопоставляли свое учение тем концепциям, которые вообще пытались ставить крест на волевых процессах». Проблема воли и произвольности, проблема свободного действия, его условий и психологических механизмов является острой и актуальной и в наши дни. «Иначе говоря, проблема переживания свободного волевого процесса – то, что отличает волевое действие от других, - это есть основная загадка, над которой бьются исследователи самых различных направлений».
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14