Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1619

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На дворе стоит жарища,

в сундучище - холодище. (Холодильник)

Холодильник наш - не грелка.

Мы остудим суп в тарелке.

А иначе кипяток лишний съест электроток.

Отдых нужен всем приборам,

отключай их от сети, а иного нет пути!

Игра «Кто больше назовёт электроприборов»

Подведение итогов

3-я страничка (ведёт Лампочка)

Ведущие: Современная лампочка накаливания изобретена русским инженером Лодыгиным в 1873 г. Через несколько лет работы Лодыгина продолжил известный американский учёный Томас Эдисон. В это время России очень нужны были лампочки, их пришлось покупать за границей за большие деньги. Современная лампочка по конструкции и форме мало отличается от самой первой.

Давайте послушаем, о чём разговаривают эти подружки. Девочки (б костюмах Лампочек):

  • Я - обыкновенная лампочка накаливания. Вы меня очень хорошо знаете и часто видите в школе и дома. Недавно у меня появилась подружка.

  • Я - энергосберегающая лампочка, потребляю меньше энергии, чем обычная, а обеспечиваю такое же* количество света, как и обычная лампочка накаливания. И, кроме того, я горю в 5 раз дольше остальных лампочек. Я меньше отрицательно воздействую на природу. Энергосберегающие лампочки бывают разных форм и размеров.

Учитель: Обычные электрические лампочки неэффективны и остаются включёнными дольше, чем нужно. Можно сэкономить, используя новые энергосберегающие лампы, потребляющие на 80% меньше электричества и служащие в 6 раз дольше.

Ведущие: При нажатии на кнопку выключателя соединяются проводки, по которым в лампочку идёт поток электронов. В лампочках на тонких проволочках подвешена спираль из вольфрама. Электронам по спирали тяжело двигаться. Она раскаляется и начинает светиться.

Электричество вырабатывается специальными машинами -генераторами на электростанциях. Генератор крутится при помощи турбины, для работы которой используется вода, пар, газ, атомная энергия. Всё это топливо стоит огромных денег. Вот почему электричество надо экономить. Всезнайкины (на сцене):

    • При помощи 1 кВт/ч можно испечь 91 кг хлебобулочных изделий.

    • 1 кВт/ч, сэкономленный в быту, позволяет изготовить 14 кг муки,

5 кг масла подсолнечного.

    • Если зря горит лампочка 100 Вт в течение 10 ч, то она потеряет 1 Вт/ч энергии. Этого достаточно, чтобы вывести в инкубаторе 30 цыплят.

Учитель: Свет излучают не только лампочки, но и другие предметы. Некоторые из них потребляют электричество, а некоторые нет.

  1. Люди загадывают желания, видя меня падающей. (Звезда)

  2. Главный источник энергии на земле. {Солнце)

3. Предмет, который ты берёшь в поход. {Фонарь)

  1. Я помогаю машине освещать дорогу в темноте. (Фара)

  2. Насекомое, которое светится в темноте. (Светлячок)

  3. Заменит солнце на небе ночью. {Луна)

7 Регулирует уличное движение. (Светофор) Ведущие: Предлагаем вам игру «Договори правило ...»


  1. Обязательно выключай свет, если в нём не нуждаются.

  1. Везде, где возможно, надо обычные лампы накаливания заменить энергосберегающими лампочками.

  1. Выключай телевизор, если его никто не смотрит.

4. Выключай компьютер, если на нём не работаешь.
Подведение итогов

Учитель: Мы увидели и услышали 3-ю страничку нашего журнала «Домашняя экономия».

Ведущие (хором): Существует правило

совершенно правильно:

только там народ богат,

где энергию щадят.

Где во всём царит расчёт,

И всему известен счет.

Тёплый Лучик, Капелька, Искорка - Лампочка (на сцене):

Для успеха много значит,

чтоб учёт воды горячей,

электричества, тепла

каждая семья вела.

Чтоб не капало из крана,

не текла рекою ванна.

Чтоб делом стал совет:

Уходя, гасите свет.

Учитель: А вам, ребята, мы вам предлагаем «секретное» послание для родителей. Помогите им его прочитать и не забывайте странички «Домашней экономии».



Энергия и человек

Коллективное творческое дело (игра-путешествие)

Варакса Н.П., воспитатель учреждения образования «Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия»


Задачи:

  1. Расширять знания учащихся о значении розничных видов энергии для жизни человека.

  2. Формировать навыки бережного отношения и использования энергоресурсов.

  3. Учить ребят поиску в использовании новых, нетрадиционных источников энергии.

Подготовительный этап:

  1. Совет дела распределяет поручения учащимся: подготовить информацию об энергоресурсах и проблемах их использования, экономии ресурсов.

  2. Изучить особенности энергоресурсов своего региона.

  3. Подготовить рекламный ролик экономии энергоресурсов.

  4. Подготовить бумагу, фломастеры.

  5. Пригласить экспертов.


Информация к размышлению.

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней.

Без теплоты, магнита, света

И электрических огней.

Адам Мицкевич

Учитель: Сегодня нам с вами предстоит очень сложная задача: убедить всех в необходимости экономии тех благ, без которых наша жизнь была бы просто невозможной.

(Инсценируется сказка А. Исаакяна «Самая нужная вещь)

Автор: Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и умный царь. И было у него три сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу. Призвал царь сыновей и решил с ними поговорить.

Царь: Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом. Видите вон то вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтаю заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на этом свете, чем бы я осчастливил весь свой народ. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите ее вы и заполните мое хранилище.


Автор: Сыновья поклонились отцу и отправились в путь. Долго ходили, ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день предстали перед отцом.

Царь: Добро пожаловать бесценные мои сыновья. Удалось ли вам найти самую нужную вещь в мире?

Старший сын: (Вынимает из кармана горсть зерна и протягивает отцу). Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец. Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

Средний сын: (Вынимает из кармана горсть земли и протягивает отцу). Землей заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба. Кто может прожить без земли? Младший сын: (Берет кувшин воды и зажженную свечу) Светом я заполню это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Ничего не нашел я нужнее, чем свет и вода. Без света на Земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А еще свет знаний - самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром.

Учитель: Как давно это было... А уже тогда люди понимали, что самое главное, нужное на земле.

Погружение в игровую ситуацию

Ученики делятся на три группы. В каждой группе выбирается капитан. Командам предстоит отправиться в путешествие, в процессе которого они должны доказать необходимость бережного отношения к различным видам энергии, а затем предложить свои варианты сохранения природных энергоресурсов. Каждая команда отправляется по своему маршруту: 1-я команда: в страну тепла;

2-я команда: в страну воды;

3-я команда: в страну электричества.

Ведущий объявляет первый этап;

Задание №1

В течение 3-х минут придумать название команды и обосновать выбор маршрута.

Высший бал- 5.

Обоснование выбора и будет визиткой команды.

Визитка 1-ой команды

Известный латвийский ученый - энергетик академик Карл Плауде сравнивал нашу планету с домом, в котором несовершенно спроектировано отопление. В одних помещениях жара, а в других холод. А естественная отопительная система - «теплые морские и воздушные» течения - чрезмерно опекают одни края и обходят другие. «Топливные склады» этого дома -залежи угля, нефти и газа - расположены очень неравномерно: например, в Тюменской области целые моря нефти и газа, а в Беларуси - лишь небольшие месторождения нефти, торф, да и тот на исходе, и энергия равнинных рек.

Для Беларуси проблема топливных энергетических ресурсов является центральной, т. е. главной, так как Беларусь располагает только 10% собственных энергетических ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности страны, а 90% она закупает у других стран, тратя на это огромные деньги. Мы считаем, что чем бережнее мы будем использовать энергоресурсы, тем богаче будет наше государство, а значит, и все мы.


Визитка 2-ой команды.


Вода - одно из самых замечательных чудес природы. В стакане чая -вода, в арбузе - вода, даже тело человека на 3/4 состоит из воды. Можно сказать: где нет воды, там нет жизни. И поэтому ученые, пытаясь определить есть ли жизнь на других планетах, в первую очередь, интересуются наличием там воды. А много ли воды на Земле? Немало - 70 % земной поверхности. Но 97% всех земных вод - соленые. И только 3% воды пресной, причем 2/3 ее заморожено в Арктике и Антарктике. И только 1% из всего количества воды человек может использовать для питья и других хозяйственных нужд. Долгое время этой воды хватало, но потребности человечества все растут. И уже сегодня пресной воды начинает катастрофически не хватать. Лет 20 назад недоумения вызывали сообщения о том, что где-то обычную питьевую воду продают в бутылках. Сегодня эта ситуация не удивляет никого. О грядущей нехватке воды ученые предупреждали давно. Человечество уже начинает ощущать эту нехватку. 80 стран мира испытывают острый недостаток воды. Отсрочить водяной кризис может только бережное, экономное отношение к воде. Экономия должна быть во всем, начиная с рационального использования воды в быту до обращения к водосберегающим технологиям в промышленности и сельском хозяйстве. Нельзя экономить только на питье воды. Без определенного ее количества человек просто не сможет жить. Мы призываем всех экономить воду, так как без чистой воды немыслима здоровая жизнь на Земле.

Визитка 3 команды

Без электричества нельзя представить современную жизнь. Вырабатывается электричество на электростанциях специальными машинами - генераторами.

Ну какой же дом без света, тепла, исправной работы тепловых приборов, механизмов? А все это энергетика. Когда есть уголь, нефть, дрова, то все хорошо. Но в 1973 году на страны Запада обрушился энергетический кризис. В начале 90-х годов, после распада Советского Союза, в еще более тяжелом положении оказались некоторые бывшие советские республики. В Вильнюсе, Ереване и других столицах свет и горячую воду стали подавать в дома на несколько часов и даже не каждые сутки. Люди бросились в ближайшие скверы и парки, чтобы добыть хоть небольшую вязанку хвороста для того, чтобы отопить жилье и приготовить пищу.

В тот момент люди, может быть, впервые стали осознавать ограниченность запасов природного топлива. Статистики подсчитали, что если расход каменного угля, нефти, природного газа будет таким, как теперь, их может не стать на Земле уже в первой половине 20 века. Поэтому уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах - очень важный вопрос для всех нас.


Ведущий объявляет второй этап.

Задание №2

Вы выбрали маршрут и прекрасно обосновали свой выбор. Но, чтобы двигаться дальше, вам необходимо ответить на вопросы. (Командам раздаются карточки с заданиями).


Время на обдумывание - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1-ой команде:

  1. Что означает слово «энергия?» (в переводе с греческого -деятельность)

  2. Что является основным источником энергии всей современной техники? (Энергия солнечных лучей. Многие миллионы лет тому назад остатки растений оседали на дно водоемов, накапливались там толстым слоем, превращаясь в соединение углерода и водорода, то есть в уголь, нефть и газ, которые представляют собой запасы законсервированной лучистой энергии солнца).

  3. Какие энергоресурсы называют невозобновляемыми? (Древесина, уголь, нефть, природный газ, так как их используют только 1 раз.).

Вопросы 2-ой команде:

  1. Какие энергоресурсы называют возобновляемыми? (солнце, ветер, вода -возобновляемые энергоресурсы, т. к. сами они не исчезают при производстве энергии)

  2. Что такое энергетический кризис?

  3. Для чего используется человеком энергия? (Для освещения и обогрева жилищ, для приготовления пищи, для того, чтобы могли работать предприятия, двигаться автомобили).

Вопросы 3-ой команде:

  1. Чем отличается энергосберегающая лампочка от обыкновенной лампочки накаливания? (Энергосберегающая лампочка потребляет на 80% меньше электричества, чем обычная лампочка, а служит в 5 - 6 раз дольше, обеспечивая при этом такое же количество света, как и обычная и оказывает меньшее отрицательное воздействие на природу).

  2. Из неисправного крана течет вода. В сутки выливается 180 литров. Сколько воды выливается за 10 суток?

  3. На сколько человеку хватило бы этой воды, если считать, что в сутки человек использует 300 л. воды?

Ведущий объявляет рубрику «Новости статистики»:

«А знаете ли вы, что?...»

  • Для того, чтобы вырастить 1 т пшеницы, расходуется 1500 т. воды.

  • Для того, чтобы вырастить 1 кг хлопка - 10000 т. воды.

  • Для того, чтобы изготовить 1 т бумаги - 250 т. воды.

  • Если в школе или квартире будет гореть лампочка в 100 Вт на протяжении 10 часов, она израсходует столько электроэнергии, сколько понадобилось бы, чтобы выпечь 30 кг хлеба, или выплавить 100 кг чугуна.

  • Затраты на энергию для ванны в 4 раза превышают затраты на душ.

  • В холодную погоду 24 % тепла теряется через неутепленные двери и окна, 26% - через стены, 39% - через вентиляцию.

- Наши теплотрассы теряют на своем пути к потребителю до 40 %
тепловой энергии.

- Для получения 1 кг пряжи расходуется до 200 куб. м воды.

Для получения 1 т капронового волокна (на комбинате г. Могилева) - 5600 т. воды.

- Автомобиль, пока сойдет с конвейера Минского автозавода, поглотит 3 000 т воды.

Ведущий объявляет музыкальную паузу.

3-й этап

Задание №3

Каждая команда должна составить 3-5 советов-рекомендаций по экономии энергии.

  1. команда - энергии тепла

  2. команда - энергии воды

  3. команда - энергии электроэнергии

Каждый совет - 1 балл (реальность)