Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1622

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи мероприятия:

Образовательная: сформировать представление о воде как природном минерале, о ее

значении для всего живого на Земле, о тепле и электроэнергии, научить экономному и

эффективному использованию тепловой энергии.

Развивающая: развить умение анализировать, устанавливать причинно-следственную

связь.

Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи о целостности и

материальности мира, новое сознание в процессе бережного отношения к воде и природе

в целом, освоить основные положения экономии воды в быту, способствовать изменению

жизненных привычек, влекущих за собой утечку тепла.

Формы и методы (методические приемы): проблемно- поисковый; групповая и

индивидуальная работа.

Оборудование: костюмы героев, глобус, физическая карта, толковый словарь Даля,

диаграмма, рисунок- три состояния воды, таблицы: слово « минерал», формула воды НО,

задача, плакаты, рисунки учащихся по теме.

Девиз заседания клуба:

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье, твердим о том,

Что дел невпроворот....

Но мы еще придем просить прощенья у этих рек

Барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота, сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц

И земли без воды...

Все меньше окружающей природы.

Все больше окружающей среды.

Роберт Рождественский.

Ход заседания:

Учитель Сегодня мы проведем наш урок в необычной форме в рамках заседания научно- познавательного клуба. На него приглашены различные гости, разрешите их представить:

  • Магистр всяческих наук;

  • Толковый словарь;

  • Незнайка; -Водяные капли;

  • -Иностранный посол.

(Раздается стук в дверь).

- Вот еще кто-то к нам идет. (Входит Люми и Наки).

Люми и Наки:

-Здравствуйте дети!

-Узнаете вы нас?

-Кто же мы?

- Привет, меня зовут Люми. Я энергосберегающая люминесцентная лампочка. Я
потребляю меньше электроэнергии, чем обычная. Я хочу рассказать тебе о планете, на
которой мы живем, и что я делаю для того, чтобы она стала еще лучше.

А это старая подружка Наки - обыкновенная лампочка накаливания. Ты очень хорошо ее знаешь и часто видишь ее дома и в школе. Она не энергосберегающая, поэтому я должна заменить ее в освещении домов, школ и предприятий.

Наша Земля - это остров в океане вселенной. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашего острова. Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов_ воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества,- это основа безопасности планеты и живущих на ней людей.

  • Вы обратили внимание на то, что на карте или глобусе больше всего голубой краски? Почему?

  • Верно. Голубым цветом изображают воду. 3/4 поверхности Земли занимает вода и лишь 1/4 - суша. Попросим магистра всяческих наук сделать нам сообщение о воде.


Магистр.

В сокровищнице природы есть много разных полезных ископаемых, которые называют минералами. Но под этим словом чаще понимают различные камни, но вода это тоже минерал, существующий в трех состояниях. А какие состояния воды вы знаете?

Учащиеся отвечают: твердое, жидкое и газообразное, Отгадайте загадки об этих состояниях:

1. Я и туча,

И туман,

И ручей,

И океан,

И летаю,

И бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

  1. Эта гладкая дорога

Проживет совсем немного.

Как пойдет по ней весна-

Вся разрушится сама. (Лед).

  1. По колено воды, а не напьешься. ( Снег).

Учитель Наши гости капельки продолжают рассказ о воде.

Капельки:

-Водой открытых водоемов не исчерпывается все ее количество. В недрах Земли, даже под раскаленными песками пустынь, имеются большие скопления этой жидкости. -Часть воды в виде пара постоянно присутствует в атмосфере., часть заморожена в Арктике и Антарктиде.

УЧИТЕЛЬ. А в толковом словаре В. Даля записано:

« Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образуя на земле

родники, ручьи, реки и озера, а смеси с солями- моря. Кипящая вода обращается в пар,

мерзлая образует лед. Вода состоит из двух газов- водорода и кислорода и сгорая с его

помощью, образует воду».

Магистр: А вы ребята знаете формулу воды? (НО).

Вода великий преобразователь жизни. Трудно найти место на земле, где бы не было воды.

Вода нужна всем: человеку, растениям, животным, в сельском хозяйстве, на

предприятиях.

К человеку она приходит по водопроводным трубам в дома, на заводы, охлаждает моторы

автомобилей, тушит пожары, моет улицы.

-Зимой в виде снега она покрывает землю. Весной снег тает, вновь превращается в пар, который собирается в облаках, оттуда вновь падает на землю в виде дождей и града. Незнайка: А зачем воду пьют?

- Учащиеся отвечают (потому что организм человека все время расходует воду и
постоянно пополняет ее запас).

Магистр. В сутки человек теряет целых 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть.

Незнайка:

-А разве воду едят? Магистр:

- Да. В мясе, воды гораздо больше, чем твердого материала. Огурец, например почти
целиком состоит из воды. Да и в нас самих воды почти как в огурце. Если вы весите 40 кг,
то в вас 35 кг воды и только 5 кг твердого материала.

Незнайка:

А почемы она не выливается из человека? Магистр:

  • Потому что, она находится в клетках, их которых состоит организм человека. Незнайка:

  • Спасибо за науку. Значит вода- главный материал, из которого построено наше тело. Неудивительно, что человек может доле прожить без еды, а без воды всего несколько дней.

Учитель. Молодец Незнайка, ты правильно все понял.

Мы уже говорили, что вода занимает ¾ земной поверхности. Это очень много. Но 97%

всех земных вод соленые. И только 3% пресной воды, причем 2 % из этого количества

заморожено в Арктике и Антарктиде. Таким образом, только 1 % из всего количества


пресной воды человек может использовать для питья, своих нужд. ( Показ диаграммы).

80 стран мира испытывают сегодня острую нехватку воды.

Иностранный посол

- Да! Я приехал из страны, где мы на себе это ощущаем. У нас кругом пустыня, солнце
палит нещадно круглый год. Жизнь только там, где есть вода. Мы-то уж воду ценим, для
нас она дороже золота! Берегите воду, цените воду!

Учитель. Спасибо тете иностранный гость. Мы прислушаемся к твоим словам, постараемся все сделать, чтобы сберечь воду. Ребята, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы сэкономить воду? Учащиеся отвечают:

I .Закрывать кран, если не используется вода.

2.Немедленно ремонтировать протекающие краны и сливные бочки.

3.Чтобы удлинить срок службы крана, стараться отворачивать и заворачивать его плавно,

без резких движений.

4.Устанавливать водосберегающие насадки на кранах, душевых головках.

5.Закрывать кран, когда чистишь зубы. Пользоваться стаканом для полоскания рта.

б.Мыть посуду в раковине, закрыв отверстие пробкой.

7.Мыть овощи и фрукты в наполовину закрытой раковине, а затем ополаскивать их под

струей воды.

8. Заранее извлекать из морозильника продукты, а не размораживать их под струей теплой

воды.

9.Сначала почистить тарелки, а потом мыть.

10. Не использовать унитаз вместо мусорного ведра.

II .Стирать в определенный день

12.Пользоваться чистыми моющими средствами и т.д.

Учитель. Молодцы, ребята. Воду нужно беречь и экономить, раз все дело в воде, то ее

нужно знать в лицо.

Отгадайте, пожалуйста, премудрые задачки:

Эта « вода» растет в саду и в поле. ( Гвоздика).

Эта « вода» в Древней Руси командовала войском. (Воевода).

Эта « вода» опускается на глубину в скафандре. (Водолаз).

Эта «вода» падает с высоты, но никогда не разбивается. ( Водопад).

Эта «вода» запрягается лошадьми и перевозит грузы. (Подвода).

Слышится всхлипывание.

-Кто это плачет?

- А как же мы?

Входят Люми и Накн, все в слезах. А разве мы не нужны, и нас не надо беречь?

Учащиеся: Да, человек должен беречь не только воду, но и тепло, электричество.

Люми: Для освещения жилых домов и офисов используется электроэнергия. Я

обеспечиваю такое же количество света, как и обычная лампа накаливания, потребляя при

этом на 70-80% энергии меньше. И, кроме того, я горю в пять раз дольше обычных

лампочек. Так как я меньше потребляю электроэнергии, я меньше отрицательно

воздействую на природу. Энергосберегающие лампочки бывают разных формы, размеров.

Свет излучают не только лампочки, но и другие предметы. Некоторые из них потребляют

электричество, а некоторые нет. Я хочу рассказать вам об этих предметах, а вы о них

узнаете, разгадав кроссворд.

По вертикали.

1.Люди загадывают желания, видя меня падающей.

2.Главный источник энергии на земле.

3.Предмет, который ты берешь в поход.

4.Я помогаю машине освещать дорогу в темноте.

По горизонтали.


1 .Насекомое, которое светится в темноте.

2. Заменяет солнце на небе ночью.

3.Регулирует уличное движение.

4. Экономичная электролампочка.

Надеюсь, вам понравился мой кроссворд.

Люми:А знаете ли вы, какие мероприятия нужно применять, чтобы сохранить тепло?

Учащиеся отвечают.

1 .Закрывать на ночь шторы( но не закрывать пространство радиаторной батареи), так как

через окно « улетает» часть энергии.

2.Освобождать пространство вокруг батареи, не заставлять мебелью.

3.Плотно закрывать двери.

4.Устранить все щели, вести « охоту» на сквозняки... Оклеивать окна.

5. Иметь защитный экран между батареей и стеной из алюминиевой фольги.

6.Сделать широкий подоконник( чем он шире, тем меньше тепла уходит наружу).

7. Застекление балконов.

8..Сделать новые окна, устойчивые к любой погоде из современных материалов.

9.Изоляция стен, пола, потолка( широкий выбор изоляционных материалов).

10. Установить счетчики тепловой энергии в квартире.

Учитель. Спасибо, ребята. Экономия должна быть во всем! Мы все постараемся беречь

воду, тепло, электроэнергию, будем экономить и учить других делать это.

На этом мы заканчиваем заседание нашего клуба.




Домашняя экономия

Устный журнал

Карпова Л.В., учитель учреждения образования «Заборская государственная общеобразовательная школа-сад Россонского района»


Вступительное слово учителя: Мы уже говорили с вами о том, сколько открытий сделал человек, как много полезных изобретений, облегчающих жизнь человеку.

Но, может, стоит задуматься, как сохранить и сберечь то, что даёт нам природа, и то, что создано руками человека.

Сценка.

Спор Капельки, Лампочки и Солнечного Лучика о том, кто главнее? (Герои -ребята в костюмах.)

Учитель: Сегодня мы заглянем в журнал «Домашняя экономия», «живые» странички которого помогут нам защитить Капельку, Искорку-Лампочку и тёплый Солнечный лучик.

Диалог ведущих:

- Дома, в школе, на работе
Часто можно слышать речь:

Как энергию сберечь?

- Дома, в школе, на работе
Надо дружно приналечь

И энергию сберечь.

Но, конечно, очень важно,

Чтоб об этом помнил каждый,

Чтобы знал, что предпринять,

Как хранить и не терять ...

Учитель: Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах - очень важный вопрос для всех нас, т.к. Республика Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами.


1-я страничка (ведёт Капелька)

Ведущие: Наши предки считали воду даром природы. Они селились на берегах рек и озёр, недалеко от чистых родников. И воды для их потребностей хватало. Не было проблем и с её доставкой. Выкопать колодец, сделать вёдра, коромысло - вот и все заботы.

- С тех пор ситуация изменилась. Где и как необходимо экономить воду? Ответьте на этот вопрос, а также решите задачи.


Учитель:

1. В квартире протекает водопроводный кран. В секунду падают 2 капли, а за 12 минут набегает полный стакан. Сколько литров воды выльется зря за 1 час? В литре 5 стаканов.

2. Из другого неисправного крана вода не капает, а течёт. В сутки выливается 180 литров. Сколько литров воды выльется зря за 10 суток?

3. На сколько человеку хватило бы этой воды, если считать, что в сутки человек использует 300 литров воды?

Учитель: А теперь послушайте, что говорят нам Всезнайкины из Капелькиной команды:

  • Чтобы вырастить 1 т пшеницы, расходуется 1500 т воды, 1 кг хлопка - 10000 т воды.

  • Чтобы изготовить 1 т бумаги, необходимо 250 т воды.

  • Из всей воды на Земле, пресная составляет 2,5 %.

  • Затраты на энергию для ванны в 4 раза превышает затраты на душ.

Принимать душ вместо ванны - девиз всех экономящих энергию Капающие краны и текущие трубы вызывают потери энергии.

Энергию можно сберечь:

  • если краны будут исправными,

  • мыть посуду надо в ёмкости с водой и моющим средством,

  • кипятить воды не больше, чем нужно.

Учитель: одна капелька - это не так мало, ведь она такая нежная, а капелька к капельке - соберётся ручеёк воды. Справиться с ним далеко не каждая хозяйка сможет.

Танец Капелек (4 девочки - Капельки в костюмах).

1-я Капелька:

Вечером иль утром рано

Мой посуду не под краном!

В каждом доме для воды

Распылители нужны!

2-я Капелька:

В ванне мыться не годиться –

В ней большой расход водицы.

Дождик льётся с потолка

Нам на спину и бока.

На полу не видно луж,

Все ребята любят душ.

3-я Капелька:

Экономить воду нужно,

Что совсем-совсем не сложно!

4-я Капелька:

Не дайте капелькам упасть!

Учитель: Дома мы должны экономить не только воду, но, чтобы было уютно и комфортно, заботиться о тепле. Каждому знакомо вот это чувство.

Сценка

Согревающий Лучик, Девочка и Мальчик ведущие. Девочка мёрзнет, Мальчик пытается помочь, спасает их Согревающий Лучик.

2-я страничка (ведёт Тёплый Луч и к) Ведущий:

Экономь своё тепло:

Ты одень балкон в стекло!

Оживут цветы под солнцем

У такого вот оконца

Чтоб снижать теплопотери,

Уплотняйте окна, двери.

Открывайте батареи,

Будет лучше и теплее!

Если ветер в окна свищет

Или дождь в портьеры брызжет -

Значит ясно нам одно:

Не заклеено окно!

Учитель: А вот что говорят Всезнайкины из команды Тёплого Лучика:

- В холодную погоду 24% тепла теряется через неутеплённые двери и
окна, 26% через стены, 39% - через вентиляцию. Поэтому надо утеплить
оконные рамы утеплителем, закрыть более чем на половину вентиляционные
решётки в квартире.

Длинные занавеси, неудачно расставленная мебель и установленные на радиаторах сушилки с бельём могут поглощать до 20%> тепла.

Приоткрытое в течение многих часов окно обеспечит не только свежим воздухом, но и большим счётом за отопление.

В этом белом сундучище

мы храним на полках пищу.