ВУЗ: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1835
Скачиваний: 10
Задачи мероприятия:
Образовательная: сформировать представление о воде как природном минерале, о ее
значении для всего живого на Земле, о тепле и электроэнергии, научить экономному и
эффективному использованию тепловой энергии.
Развивающая: развить умение анализировать, устанавливать причинно-следственную
связь.
Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи о целостности и
материальности мира, новое сознание в процессе бережного отношения к воде и природе
в целом, освоить основные положения экономии воды в быту, способствовать изменению
жизненных привычек, влекущих за собой утечку тепла.
Формы и методы (методические приемы): проблемно- поисковый; групповая и
индивидуальная работа.
Оборудование: костюмы героев, глобус, физическая карта, толковый словарь Даля,
диаграмма, рисунок- три состояния воды, таблицы: слово « минерал», формула воды НО,
задача, плакаты, рисунки учащихся по теме.
Девиз заседания клуба:
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье, твердим о том,
Что дел невпроворот....
Но мы еще придем просить прощенья у этих рек
Барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота, сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц
И земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
Роберт Рождественский.
Ход заседания:
Учитель Сегодня мы проведем наш урок в необычной форме в рамках заседания научно- познавательного клуба. На него приглашены различные гости, разрешите их представить:
-
Магистр всяческих наук;
-
Толковый словарь;
-
Незнайка; -Водяные капли;
-
-Иностранный посол.
(Раздается стук в дверь).
- Вот еще кто-то к нам идет. (Входит Люми и Наки).
Люми и Наки:
-Здравствуйте дети!
-Узнаете вы нас?
-Кто же мы?
- Привет, меня зовут
Люми. Я
энергосберегающая люминесцентная
лампочка. Я
потребляю
меньше электроэнергии, чем обычная. Я
хочу рассказать тебе о планете, на
которой
мы живем, и что я делаю для того, чтобы
она стала еще лучше.
А это старая подружка Наки - обыкновенная лампочка накаливания. Ты очень хорошо ее знаешь и часто видишь ее дома и в школе. Она не энергосберегающая, поэтому я должна заменить ее в освещении домов, школ и предприятий.
Наша Земля - это остров в океане вселенной. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашего острова. Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов_ воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества,- это основа безопасности планеты и живущих на ней людей.
-
Вы обратили внимание на то, что на карте или глобусе больше всего голубой краски? Почему?
-
Верно. Голубым цветом изображают воду. 3/4 поверхности Земли занимает вода и лишь 1/4 - суша. Попросим магистра всяческих наук сделать нам сообщение о воде.
Магистр.
В сокровищнице природы есть много разных полезных ископаемых, которые называют минералами. Но под этим словом чаще понимают различные камни, но вода это тоже минерал, существующий в трех состояниях. А какие состояния воды вы знаете?
Учащиеся отвечают: твердое, жидкое и газообразное, Отгадайте загадки об этих состояниях:
1. Я и туча,
И туман,
И ручей,
И океан,
И летаю,
И бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
-
Эта гладкая дорога
Проживет совсем немного.
Как пойдет по ней весна-
Вся разрушится сама. (Лед).
-
По колено воды, а не напьешься. ( Снег).
Учитель Наши гости капельки продолжают рассказ о воде.
Капельки:
-Водой открытых водоемов не исчерпывается все ее количество. В недрах Земли, даже под раскаленными песками пустынь, имеются большие скопления этой жидкости. -Часть воды в виде пара постоянно присутствует в атмосфере., часть заморожена в Арктике и Антарктиде.
УЧИТЕЛЬ. А в толковом словаре В. Даля записано:
« Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образуя на земле
родники, ручьи, реки и озера, а смеси с солями- моря. Кипящая вода обращается в пар,
мерзлая образует лед. Вода состоит из двух газов- водорода и кислорода и сгорая с его
помощью, образует воду».
Магистр: А вы ребята знаете формулу воды? (НО).
Вода великий преобразователь жизни. Трудно найти место на земле, где бы не было воды.
Вода нужна всем: человеку, растениям, животным, в сельском хозяйстве, на
предприятиях.
К человеку она приходит по водопроводным трубам в дома, на заводы, охлаждает моторы
автомобилей, тушит пожары, моет улицы.
-Зимой в виде снега она покрывает землю. Весной снег тает, вновь превращается в пар, который собирается в облаках, оттуда вновь падает на землю в виде дождей и града. Незнайка: А зачем воду пьют?
- Учащиеся
отвечают (потому что организм человека
все время расходует воду и
постоянно
пополняет ее запас).
Магистр. В сутки человек теряет целых 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть.
Незнайка:
-А разве воду едят? Магистр:
- Да. В мясе, воды
гораздо больше, чем твердого материала.
Огурец, например почти
целиком
состоит из воды. Да и в нас самих воды
почти как в огурце. Если вы весите 40
кг,
то
в вас 35 кг воды и только 5 кг твердого
материала.
Незнайка:
А почемы она не выливается из человека? Магистр:
-
Потому что, она находится в клетках, их которых состоит организм человека. Незнайка:
-
Спасибо за науку. Значит вода- главный материал, из которого построено наше тело. Неудивительно, что человек может доле прожить без еды, а без воды всего несколько дней.
Учитель. Молодец Незнайка, ты правильно все понял.
Мы уже говорили, что вода занимает ¾ земной поверхности. Это очень много. Но 97%
всех земных вод соленые. И только 3% пресной воды, причем 2 % из этого количества
заморожено в Арктике и Антарктиде. Таким образом, только 1 % из всего количества
пресной воды человек может использовать для питья, своих нужд. ( Показ диаграммы).
80 стран мира испытывают сегодня острую нехватку воды.
Иностранный посол
- Да! Я приехал из
страны, где мы на себе это ощущаем. У нас
кругом пустыня, солнце
палит
нещадно круглый год. Жизнь только там,
где есть вода. Мы-то уж воду ценим, для
нас
она дороже золота! Берегите воду, цените
воду!
Учитель. Спасибо тете иностранный гость. Мы прислушаемся к твоим словам, постараемся все сделать, чтобы сберечь воду. Ребята, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы сэкономить воду? Учащиеся отвечают:
I .Закрывать кран, если не используется вода.
2.Немедленно ремонтировать протекающие краны и сливные бочки.
3.Чтобы удлинить срок службы крана, стараться отворачивать и заворачивать его плавно,
без резких движений.
4.Устанавливать водосберегающие насадки на кранах, душевых головках.
5.Закрывать кран, когда чистишь зубы. Пользоваться стаканом для полоскания рта.
б.Мыть посуду в раковине, закрыв отверстие пробкой.
7.Мыть овощи и фрукты в наполовину закрытой раковине, а затем ополаскивать их под
струей воды.
8. Заранее извлекать из морозильника продукты, а не размораживать их под струей теплой
воды.
9.Сначала почистить тарелки, а потом мыть.
10. Не использовать унитаз вместо мусорного ведра.
II .Стирать в определенный день
12.Пользоваться чистыми моющими средствами и т.д.
Учитель. Молодцы, ребята. Воду нужно беречь и экономить, раз все дело в воде, то ее
нужно знать в лицо.
Отгадайте, пожалуйста, премудрые задачки:
Эта « вода» растет в саду и в поле. ( Гвоздика).
Эта « вода» в Древней Руси командовала войском. (Воевода).
Эта « вода» опускается на глубину в скафандре. (Водолаз).
Эта «вода» падает с высоты, но никогда не разбивается. ( Водопад).
Эта «вода» запрягается лошадьми и перевозит грузы. (Подвода).
Слышится всхлипывание.
-Кто это плачет?
- А как же мы?
Входят Люми и Накн, все в слезах. А разве мы не нужны, и нас не надо беречь?
Учащиеся: Да, человек должен беречь не только воду, но и тепло, электричество.
Люми: Для освещения жилых домов и офисов используется электроэнергия. Я
обеспечиваю такое же количество света, как и обычная лампа накаливания, потребляя при
этом на 70-80% энергии меньше. И, кроме того, я горю в пять раз дольше обычных
лампочек. Так как я меньше потребляю электроэнергии, я меньше отрицательно
воздействую на природу. Энергосберегающие лампочки бывают разных формы, размеров.
Свет излучают не только лампочки, но и другие предметы. Некоторые из них потребляют
электричество, а некоторые нет. Я хочу рассказать вам об этих предметах, а вы о них
узнаете, разгадав кроссворд.
По вертикали.
1.Люди загадывают желания, видя меня падающей.
2.Главный источник энергии на земле.
3.Предмет, который ты берешь в поход.
4.Я помогаю машине освещать дорогу в темноте.
По горизонтали.
1 .Насекомое, которое светится в темноте.
2. Заменяет солнце на небе ночью.
3.Регулирует уличное движение.
4. Экономичная электролампочка.
Надеюсь, вам понравился мой кроссворд.
Люми:А знаете ли вы, какие мероприятия нужно применять, чтобы сохранить тепло?
Учащиеся отвечают.
1 .Закрывать на ночь шторы( но не закрывать пространство радиаторной батареи), так как
через окно « улетает» часть энергии.
2.Освобождать пространство вокруг батареи, не заставлять мебелью.
3.Плотно закрывать двери.
4.Устранить все щели, вести « охоту» на сквозняки... Оклеивать окна.
5. Иметь защитный экран между батареей и стеной из алюминиевой фольги.
6.Сделать широкий подоконник( чем он шире, тем меньше тепла уходит наружу).
7. Застекление балконов.
8..Сделать новые окна, устойчивые к любой погоде из современных материалов.
9.Изоляция стен, пола, потолка( широкий выбор изоляционных материалов).
10. Установить счетчики тепловой энергии в квартире.
Учитель. Спасибо, ребята. Экономия должна быть во всем! Мы все постараемся беречь
воду, тепло, электроэнергию, будем экономить и учить других делать это.
На этом мы заканчиваем заседание нашего клуба.
Домашняя экономия
Устный журнал
Карпова Л.В., учитель учреждения образования «Заборская государственная общеобразовательная школа-сад Россонского района»
Вступительное слово учителя: Мы уже говорили с вами о том, сколько открытий сделал человек, как много полезных изобретений, облегчающих жизнь человеку.
Но, может, стоит задуматься, как сохранить и сберечь то, что даёт нам природа, и то, что создано руками человека.
Сценка.
Спор Капельки, Лампочки и Солнечного Лучика о том, кто главнее? (Герои -ребята в костюмах.)
Учитель: Сегодня мы заглянем в журнал «Домашняя экономия», «живые» странички которого помогут нам защитить Капельку, Искорку-Лампочку и тёплый Солнечный лучик.
Диалог ведущих:
- Дома,
в школе, на работе
Часто
можно слышать речь:
Как энергию сберечь?
- Дома,
в школе, на работе
Надо
дружно приналечь
И энергию сберечь.
Но, конечно, очень важно,
Чтоб об этом помнил каждый,
Чтобы знал, что предпринять,
Как хранить и не терять ...
Учитель: Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах - очень важный вопрос для всех нас, т.к. Республика Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами.
1-я страничка (ведёт Капелька)
Ведущие: Наши предки считали воду даром природы. Они селились на берегах рек и озёр, недалеко от чистых родников. И воды для их потребностей хватало. Не было проблем и с её доставкой. Выкопать колодец, сделать вёдра, коромысло - вот и все заботы.
- С тех пор ситуация изменилась. Где и как необходимо экономить воду? Ответьте на этот вопрос, а также решите задачи.
Учитель:
№1. В квартире протекает водопроводный кран. В секунду падают 2 капли, а за 12 минут набегает полный стакан. Сколько литров воды выльется зря за 1 час? В литре 5 стаканов.
№2. Из другого неисправного крана вода не капает, а течёт. В сутки выливается 180 литров. Сколько литров воды выльется зря за 10 суток?
№3. На сколько человеку хватило бы этой воды, если считать, что в сутки человек использует 300 литров воды?
Учитель: А теперь послушайте, что говорят нам Всезнайкины из Капелькиной команды:
-
Чтобы вырастить 1 т пшеницы, расходуется 1500 т воды, 1 кг хлопка - 10000 т воды.
-
Чтобы изготовить 1 т бумаги, необходимо 250 т воды.
-
Из всей воды на Земле, пресная составляет 2,5 %.
-
Затраты на энергию для ванны в 4 раза превышает затраты на душ.
Принимать душ вместо ванны - девиз всех экономящих энергию Капающие краны и текущие трубы вызывают потери энергии.
Энергию можно сберечь:
-
если краны будут исправными,
-
мыть посуду надо в ёмкости с водой и моющим средством,
-
кипятить воды не больше, чем нужно.
Учитель: одна капелька - это не так мало, ведь она такая нежная, а капелька к капельке - соберётся ручеёк воды. Справиться с ним далеко не каждая хозяйка сможет.
Танец Капелек (4 девочки - Капельки в костюмах).
1-я Капелька:
Вечером иль утром рано
Мой посуду не под краном!
В каждом доме для воды
Распылители нужны!
2-я Капелька:
В ванне мыться не годиться –
В ней большой расход водицы.
Дождик льётся с потолка
Нам на спину и бока.
На полу не видно луж,
Все ребята любят душ.
3-я Капелька:
Экономить воду нужно,
Что совсем-совсем не сложно!
4-я Капелька:
Не дайте капелькам упасть!
Учитель: Дома мы должны экономить не только воду, но, чтобы было уютно и комфортно, заботиться о тепле. Каждому знакомо вот это чувство.
Сценка
Согревающий Лучик, Девочка и Мальчик ведущие. Девочка мёрзнет, Мальчик пытается помочь, спасает их Согревающий Лучик.
2-я страничка (ведёт Тёплый Луч и к) Ведущий:
Экономь своё тепло:
Ты одень балкон в стекло!
Оживут цветы под солнцем
У такого вот оконца
Чтоб снижать теплопотери,
Уплотняйте окна, двери.
Открывайте батареи,
Будет лучше и теплее!
Если ветер в окна свищет
Или дождь в портьеры брызжет -
Значит ясно нам одно:
Не заклеено окно!
Учитель: А вот что говорят Всезнайкины из команды Тёплого Лучика:
- В холодную погоду
24% тепла теряется через неутеплённые
двери и
окна, 26% через стены, 39% - через
вентиляцию. Поэтому надо утеплить
оконные
рамы утеплителем, закрыть более чем на
половину вентиляционные
решётки
в квартире.
Длинные занавеси, неудачно расставленная мебель и установленные на радиаторах сушилки с бельём могут поглощать до 20%> тепла.
Приоткрытое в течение многих часов окно обеспечит не только свежим воздухом, но и большим счётом за отопление.
В этом белом сундучище
мы храним на полках пищу.