Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1620

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во многих странах большинство твердых отходов перерабатывается на специальных заводах. Чтобы помочь разделить мусор, жителям городов предлагается выбрасывать его в разные контейнеры — для пищевых отходов, бумаги, пластика и т.п. Такой порядок сейчас существует в крупных городах Беларуси. А еще можно использовать тепло от сжигания мусора на особых установках: отличный способ для выработки дополнительной электроэнергии и горячего пара, которым можно обогревать близлежащие дома. Выходит, из отходов можно извлекать доходы! А вот токсичные (ядовитые) отходы подлежат захоронению.

А теперь поговорим о самых распространённых видах мусора или бытовых отходов.

Макулатура

Древесина – один из важных видов возобновляемых ресурсов. Однако требуется 25-30 лет, чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое. Для получения 1 тонны бумаги расходуется около 17 деревьев. Этой тонны хватает в среднем на 2-4 жителя нашей планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в два раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает использование воды на 60%, энергии - на 40%. Загрязнение воздуха снижается на 74%, воды – на 35%.

Макулатуру и вторичные текстильные материалы перерабатывают в бумагу, картон, ткань, технический и кровельный картон (рубероид), войлочные изделия, утепленный линолеум. В странах ЕЭС доля макулатуры в производстве бумаги и картона возросла до 47% (Италия), 62% (Дания). При этом использование бумаги доводится до 4-5 раз, последняя переработка этого сырья дает туалетную бумагу.


Стеклотара

Стекло получают путём сплавления речного песка (SiO2), соды (Na2C03) и известняка (CaCО3). Изготовление стеклянных изделий энергоемко, поэтому лучше использовать бывшее в употреблении стекло. В странах Европы население сортирует бутылки по цвету стекла. В 1984 г Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, а также некоторые провинции Канады впервые ввели законы об обязательном денежном залоге для напитков в стеклянной посуде. В результате количество выбрасываемой на свалки тары уменьшилось на 75-80%.


Алюминиевые банки

Алюминий относится к невозобновляемым ресурсам. Выделение алюминия из полезных ископаемых (боксита, нефелина) очень энергоемко. Энергия, затраченная на изготовление одной банки (15-20 г) равноценна энергии бензина, на котором можно проехать до 10 км. При вторичной переработке алюминия энергозатраты в 20 раз меньше.

20% мирового производства алюминия расходуют на изготовление банок для пива и безалкогольных напитков. В Москве потребляется около 800 тысяч банок в день. В городе регулярно работают пункты по приему алюминиевой тары (до 100 тыс. банок в день).


Пищевые отходы

Пищевые отходы горожан пытались во многих местах земного шара собирать на корм скоту, но из-за хулиганства некоторой части жителей в отходы попадали стекла, банки, и идея не реализовалась. Во многих цивилизованных странах пищевые отходы вместе с мелкими бумажками и другими органическими отходами подвергают компостированию.


В последние годы для ускорения процесса переработки органических отходов все чаще используют калифорнийских червей. В результате получают ценное органическое удобрение – биогумус. В отличие от навоза биогумус лишен солей тяжелых металлов, ядов, семян сорняков. Компост и биогумус используется в городском озеленении. В Брянской области на биогумусе выращивают ряд ценнейших лекарственных растений (женьшень, элеутерококк, лимонник и др.). Компостирование бытовых отходов позволяет также уменьшить загрязнение среды на свалках.


Пластмассы

Особое место среди отходов занимают пластмассы и синтетические материалы. Они не подвергаются процессам биологического разложения, медленно окисляются и разрушаются под действием солнечных лучей. Время полного разложения - несколько сотен лет. Пластмассы наносят ущерб природе, препятствуют газообмену в почвах и водоемах, выделяют токсические для многих организмов вещества. Крупные изделия могут быть проглочены животными, что приводит к их гибели .

При горении свалок эти материалы выделяют многочисленные токсиканты, например ДИОКСИНЫ.

В начале 1990 года в мире производилось около 100 млн. тонн пластмасс. Средняя европейская семья из четырех человек выбрасывает за год около 40 кг пластических материалов (7-10 % от всего мусора), в отходах жителей США и Японии доля пластмасс возрастает до 10-15%. Только в Москве накапливается за год 16000 т пластмасс, которые необходимо утилизировать.


  • Следует различать: пластмассы, не содержащие хлор. К ним относится пленка для парников (полиэтилен), пористые обувные подметки и поролон (полиуретан), пластмассовые бутылки (полиэтилентерефталат), пенопласт и одноразовая посуда (полистирол), оргстекло, синтетические ткани и др.


  • Хлорсодержащие пластмассы – полихлорвинил, хлоропрен, которые используются для непрозрачных тетрадных обложек, изоляции проводов, игрушек.


  • Пластмассы неизвестного состава – флаконы для моющих средств, шампуней, косметики.


Главный признак, который позволяет отличать полимеры, не содержащие хлор, от полимеров, его содержащих – это то, что они при аккуратном нагревании плавятся.

Способ использования в больших масштабах, для первых – переработка в крошку и изготовление стройматериалов, труб, поручней, дверных и оконных рам, дорожных покрытий, а также тарных ящиков.

Бутылки из полиэтилентерефталата могут идти на изготовление новых бутылок. В 1990 году США перерабатывало 9 % пластиковых бутылок, в 1995 – 25 %. Сегодня – 100 %.

Способа вторичного использования (в больших масштабах) хлорсодержащих полимеров и полимеров неизвестного состава пока не существует (из-за технологических трудностей).



Обратить внимание, что последние два вида полимеров

НЕЛЬЗЯ СЖИГАТЬ из-за образования опасных отходов, в том числе - диоксинов!!!



  1. Упражнение «Мой дом и бытовые отходы». Каждый ученик получает рабочую карточку и самостоятельно выполняет задание №1. Отдельные учащиеся презентуют полученные результаты.

Рабочая карточка «Не спешите выбрасывать мусор»

Задание 1. «Мой дом и бытовые отходы в нём»

В таблице представлены способы обращения с отходами. Поместите наклейку с соответствующим цветом на каждом поле таблицы: всегда, когда есть такая возможность – наклейка зеленого цвета, по-разному бывает - наклейка оранжевого цвета, никогда так не поступаю – наклейка белого цвета.

На покупки используются сумки из материи или плетеные корзины из лозы

Сумки полиэтиленовые (пластмассовые) используемые многократно

Все отходы классифицируются

Избегать изделий из искусственных материалов

Напитки покупаются в одноразовой, упаковке

Соки и напитки покупаются только в стеклянных упаковках

Редко используются одноразовые предметы (например, одноразовый стаканчик, вилка и т.д.)

Ненужные вещи передаются людям, которым они будут нужны



Отходы прессуются

Письменная бумага используется повторно для записи

Используются имеющиеся конверты больше одного раза

Использую бумагу из вторичного сырья

Во время экскурсии собирается мусор, чтобы потом его выбросить для повторного использования

Используются предметы, годные к повторному потреблению

Читаем один журнал вместе с друзьями

Овощи и фрукты покупаются свободно - „на вес"т.е. без упаковки



Задание 2. «Классификация отходов»

В соответствующую колонку впишите примеры отходов:


СТЕКЛО

МАКУЛАТУРА

ИСКУССТВЕН. МАТЕРИАЛЫ

МЕТАЛЛОЛОМ

ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ

ДРУГИЕ


Классификация отходов"

Комплект для группы № 1

Бутылка от напитка

Бутылка

от растительного масла

Газета

Письмо

Пластмассовый горшок для цветов

Батарейка

Полиэтиленовый пакет

Старый водопроводный кран

Алюминиевая банка

«Шкурка» от апельсина

Кожура от картофеля

Автомобильная шина


Комплект для группы № 2

Стакан

Стеклянная бутылка от напитка

Лист из тетради

Старая книга

Бутылка от шампуня

Люминесцентная лампа

Столярный угольник

Дырявый горшок

Банка от консервов

Осадок от чая

Кожура от лимона

Неиспользованная краска


Комплект для группы №3

Баночка от джема

Стеклянная упаковка от косметики

Картон

Упаковка от шоколада

Корпус от ручки

Упаковка от химикатов

Пластмассовая сумка

Стальной прут

Кузов от автомобиля

Осадок от кофе

Огрызок от яблока

Аккумулятор



Комплект для группы № 4

Бутылка

Баночка от майонеза

Картон

Плакат

Пластмассовая кружка

Просрочен-ные лекарства

Упаковка от маргарина

Колпачок от бутылки

Банка от кока-колы

Скорлупа от яиц

Скорлупа от орехов

Лампочка




Комплект для группы № 5

Банка от горчицы

Стеклянная ваза

Бумажная сумочка

Картон

Пластмассовая бутылка от напитка

Старый холодильник

Упаковка от мороженого

Скобы от скоросшивателя

Велосипедная рама

Завядшие цветы

Капустные листья

Компьютер


Задание № 3: «Важные понятия»

Напишите, на чем основаны эти процессы:

БИОРАСПАД –


УТИЛИЗАЦИЯ-


ПЕРЕРАБОТКА -


«Важные понятия»

Биодеградация (биораспад) – это биохимическое разложение органическими соединениями живых организмов на простые химические составляющие.

Утилизация – использование или уничтожение отходов материалов, которые утратили свою ценность (например: макулатура в бумагопроизводстве, металлолом в металлургии).

Рециклинг – повторное или вторичное использование, которое основано на употреблении уже готовых ранее продуктов с целью их превращения в новые материалы (производство разных сортов бумаги из макулатуры и т.д.).


Задание №4. «Как можно снизить количество бытовых отходов /мусора/ в своём доме?

I. Стараюсь избегать образования бытовых отходов в доме

II. Покупаю продукцию многократного использования

III. Использую продукцию, требующую повторной переработки (рециклинга)


Примерные ответы к заданию №4

«Как сократить количество бытовых отходов в своём доме?»


I. Стараюсь избегать образования бытовых отходов в доме

  1. Использую многоразовые упаковки.

  2. Хожу за покупками со своей льняной сумкой или корзинкой.

  3. Вместо продуктов в нескольких маленьких упаковках выбираю продукт в одной большой упаковке.

  4. Экономлю бумагу (записываю с двух сторон листа).

5. Вместо одноразовых батареек использую такие, которые годятся для подзарядки.


II . Многократное использование

  1. Покупаю продукты в упаковках, которые можно повторно использовать.

  2. Избегаю одноразовой посуды.

  3. Из органических остатков делаю компост.

  4. Если приношу домой полиэтиленовые пакеты, то использую их повторно (для мусора).

5. Не выбрасываю вещи, которые можно кому-нибудь отдать (благотворительным организациям)


III. Повторная переработка - рециклинг

  1. Сортирую отходы

  2. Обращаю внимание на упаковочные знаки экологической безопасности.

3. Проблемные отходы возвращаю производителю или складирую их в ёмкостях, предназначенных для этих целей.

  1. Сгибаю алюминиевые банки перед выбрасыванием.

  2. Выбрасываю пластмассовые бутылки без пробок и наклеек.


  1. «Я перерабатываю…». Участники занятий делятся на 5 групп. Каждый ученик голосует карточкой.


На карточках помещены названия нескольких видов бытовых отходов: МАКУЛАТУРА, СТЕКЛО, ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, МЕТАЛЛ, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ. Сформировавшиеся группы садятся за столики. На листе А4 участники команд заштриховывают часть круга.


Заштрихуйте часть круга, которую, по вашему мнению, занимают «ваши отходы».

Весь круг — 100%










Вид бытовых отходов (мусора) ______________________________________________________________


Какой процент от общего объема мусора занимает ваша группа отходов?__


  1. Упражнение «Классификация отходов». Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны примеры бытовых отходов.


Пластиковая бутылка

Алюминиевая банка

Консервная банка

Фантик от конфеты

Одноразовый стаканчик

Зеркало

Газета

Книга

Велосипедная шина

Гвоздь

Целлофановый пакет

Капроновый чулок

Резиновый

сапог

Плюшевая

игрушка

Кирпич

Одноразовая

вилка

Холодильник

Пластилин

Батарейка

Воздушный шарик

Дискета

Клюшка

Яблоко

Ветошь

Компакт-диск

Автомобильная шина

Велосипедная рама

Апельсин

Опавшая листва

Макароны

Пустышка

Пластмассовый горшок

Стеклянная банка

Телевизор

Унитаз

Пиджак

Ванна

Мобильный телефон

Молочный пакет

Спортивная обувь


Задача группы

    • классифицировать мусор на макулатуру, стекло, искусственные материалы, металл, органические отходы и другие виды отходов;

    • разложить карточки на соответствующих столиках; представители групп читают всем участникам карточки, которые попали на их столик; после выполнения задания каждый участник занятия выполняет задание №2 в рабочей карточке.


    1. Подведение итогов. Размещение на доске примеров отходов, которые не подходили ни к одному столику.

    2. Краткая беседа на тему «Биораспад и утилизация отходов», выполнение задания №3 в рабочей карточке.

    3. Конкурс «Рекламная пауза»— каждой команде предлагается придумать рекламу на тему: «Не спешите выбрасывать мусор!». По итогам просмотра выбирается лучшая реклама.

    4. Упражнение «Как сократить количество отходов в доме?» участники занятия в группах называют варианты, как избежать отходов, способы многократного использования отходов, а также способы их повторной переработки; ответы записываются на доску (подводятся итоги и выбирается лучший вариант ответа).

    5. Домашнее задание: ученики демонстрируют поделки из «мусора» (пластиковые бутылки, бумага, целлофан и т.д.)

    6. Конкурс «Аукцион полезных советов». Участникам предлагается какой-нибудь материал или предмет, с помощью которого они должны придумать как можно больше вариантов его использования.

    7. Подведение итогов в виде кратких высказываний участников занятия. Награждение победителей.