ВУЗ: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1834
Скачиваний: 10
Во многих странах большинство твердых отходов перерабатывается на специальных заводах. Чтобы помочь разделить мусор, жителям городов предлагается выбрасывать его в разные контейнеры — для пищевых отходов, бумаги, пластика и т.п. Такой порядок сейчас существует в крупных городах Беларуси. А еще можно использовать тепло от сжигания мусора на особых установках: отличный способ для выработки дополнительной электроэнергии и горячего пара, которым можно обогревать близлежащие дома. Выходит, из отходов можно извлекать доходы! А вот токсичные (ядовитые) отходы подлежат захоронению.
А теперь поговорим о самых распространённых видах мусора или бытовых отходов.
Макулатура
Древесина – один из важных видов возобновляемых ресурсов. Однако требуется 25-30 лет, чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое. Для получения 1 тонны бумаги расходуется около 17 деревьев. Этой тонны хватает в среднем на 2-4 жителя нашей планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в два раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает использование воды на 60%, энергии - на 40%. Загрязнение воздуха снижается на 74%, воды – на 35%.
Макулатуру и вторичные текстильные материалы перерабатывают в бумагу, картон, ткань, технический и кровельный картон (рубероид), войлочные изделия, утепленный линолеум. В странах ЕЭС доля макулатуры в производстве бумаги и картона возросла до 47% (Италия), 62% (Дания). При этом использование бумаги доводится до 4-5 раз, последняя переработка этого сырья дает туалетную бумагу.
Стеклотара
Стекло получают путём сплавления речного песка (SiO2), соды (Na2C03) и известняка (CaCО3). Изготовление стеклянных изделий энергоемко, поэтому лучше использовать бывшее в употреблении стекло. В странах Европы население сортирует бутылки по цвету стекла. В 1984 г Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, а также некоторые провинции Канады впервые ввели законы об обязательном денежном залоге для напитков в стеклянной посуде. В результате количество выбрасываемой на свалки тары уменьшилось на 75-80%.
Алюминиевые банки
Алюминий относится к невозобновляемым ресурсам. Выделение алюминия из полезных ископаемых (боксита, нефелина) очень энергоемко. Энергия, затраченная на изготовление одной банки (15-20 г) равноценна энергии бензина, на котором можно проехать до 10 км. При вторичной переработке алюминия энергозатраты в 20 раз меньше.
20% мирового производства алюминия расходуют на изготовление банок для пива и безалкогольных напитков. В Москве потребляется около 800 тысяч банок в день. В городе регулярно работают пункты по приему алюминиевой тары (до 100 тыс. банок в день).
Пищевые отходы
Пищевые отходы горожан пытались во многих местах земного шара собирать на корм скоту, но из-за хулиганства некоторой части жителей в отходы попадали стекла, банки, и идея не реализовалась. Во многих цивилизованных странах пищевые отходы вместе с мелкими бумажками и другими органическими отходами подвергают компостированию.
В последние годы для ускорения процесса переработки органических отходов все чаще используют калифорнийских червей. В результате получают ценное органическое удобрение – биогумус. В отличие от навоза биогумус лишен солей тяжелых металлов, ядов, семян сорняков. Компост и биогумус используется в городском озеленении. В Брянской области на биогумусе выращивают ряд ценнейших лекарственных растений (женьшень, элеутерококк, лимонник и др.). Компостирование бытовых отходов позволяет также уменьшить загрязнение среды на свалках.
Пластмассы
Особое место среди отходов занимают пластмассы и синтетические материалы. Они не подвергаются процессам биологического разложения, медленно окисляются и разрушаются под действием солнечных лучей. Время полного разложения - несколько сотен лет. Пластмассы наносят ущерб природе, препятствуют газообмену в почвах и водоемах, выделяют токсические для многих организмов вещества. Крупные изделия могут быть проглочены животными, что приводит к их гибели .
При горении свалок эти материалы выделяют многочисленные токсиканты, например ДИОКСИНЫ.
В начале 1990 года в мире производилось около 100 млн. тонн пластмасс. Средняя европейская семья из четырех человек выбрасывает за год около 40 кг пластических материалов (7-10 % от всего мусора), в отходах жителей США и Японии доля пластмасс возрастает до 10-15%. Только в Москве накапливается за год 16000 т пластмасс, которые необходимо утилизировать.
-
Следует различать: пластмассы, не содержащие хлор. К ним относится пленка для парников (полиэтилен), пористые обувные подметки и поролон (полиуретан), пластмассовые бутылки (полиэтилентерефталат), пенопласт и одноразовая посуда (полистирол), оргстекло, синтетические ткани и др.
-
Хлорсодержащие пластмассы – полихлорвинил, хлоропрен, которые используются для непрозрачных тетрадных обложек, изоляции проводов, игрушек.
-
Пластмассы неизвестного состава – флаконы для моющих средств, шампуней, косметики.
Главный признак, который позволяет отличать полимеры, не содержащие хлор, от полимеров, его содержащих – это то, что они при аккуратном нагревании плавятся.
Способ использования в больших масштабах, для первых – переработка в крошку и изготовление стройматериалов, труб, поручней, дверных и оконных рам, дорожных покрытий, а также тарных ящиков.
Бутылки из полиэтилентерефталата могут идти на изготовление новых бутылок. В 1990 году США перерабатывало 9 % пластиковых бутылок, в 1995 – 25 %. Сегодня – 100 %.
Способа вторичного использования (в больших масштабах) хлорсодержащих полимеров и полимеров неизвестного состава пока не существует (из-за технологических трудностей).
Обратить внимание, что последние два вида полимеров
НЕЛЬЗЯ СЖИГАТЬ из-за образования опасных отходов, в том числе - диоксинов!!!
-
Упражнение «Мой дом и бытовые отходы». Каждый ученик получает рабочую карточку и самостоятельно выполняет задание №1. Отдельные учащиеся презентуют полученные результаты.
Рабочая карточка «Не спешите выбрасывать мусор»
Задание 1. «Мой дом и бытовые отходы в нём»
В таблице представлены способы обращения с отходами. Поместите наклейку с соответствующим цветом на каждом поле таблицы: всегда, когда есть такая возможность – наклейка зеленого цвета, по-разному бывает - наклейка оранжевого цвета, никогда так не поступаю – наклейка белого цвета.
На покупки используются сумки из материи или плетеные корзины из лозы |
Сумки полиэтиленовые (пластмассовые) используемые многократно |
Все отходы классифицируются |
Избегать изделий из искусственных материалов |
Напитки покупаются в одноразовой, упаковке |
Соки и напитки покупаются только в стеклянных упаковках |
Редко используются одноразовые предметы (например, одноразовый стаканчик, вилка и т.д.) |
Ненужные вещи передаются людям, которым они будут нужны
|
Отходы прессуются |
Письменная бумага используется повторно для записи |
Используются имеющиеся конверты больше одного раза |
Использую бумагу из вторичного сырья |
Во время экскурсии собирается мусор, чтобы потом его выбросить для повторного использования |
Используются предметы, годные к повторному потреблению |
Читаем один журнал вместе с друзьями |
Овощи и фрукты покупаются свободно - „на вес"т.е. без упаковки |
Задание 2. «Классификация отходов»
В соответствующую колонку впишите примеры отходов:
СТЕКЛО |
МАКУЛАТУРА |
ИСКУССТВЕН. МАТЕРИАЛЫ |
МЕТАЛЛОЛОМ |
ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ |
ДРУГИЕ |
„Классификация отходов"
Комплект для группы № 1
Бутылка от напитка |
Бутылка от растительного масла |
Газета |
Письмо |
Пластмассовый горшок для цветов |
Батарейка |
Полиэтиленовый пакет |
Старый водопроводный кран |
Алюминиевая банка |
«Шкурка» от апельсина |
Кожура от картофеля |
Автомобильная шина |
Комплект для группы № 2
Стакан |
Стеклянная бутылка от напитка |
Лист из тетради |
Старая книга |
Бутылка от шампуня |
Люминесцентная лампа |
Столярный угольник |
Дырявый горшок |
Банка от консервов |
Осадок от чая |
Кожура от лимона |
Неиспользованная краска |
Комплект для группы №3
Баночка от джема |
Стеклянная упаковка от косметики |
Картон |
Упаковка от шоколада |
Корпус от ручки |
Упаковка от химикатов |
Пластмассовая сумка |
Стальной прут |
Кузов от автомобиля |
Осадок от кофе |
Огрызок от яблока |
Аккумулятор |
Комплект для группы № 4
Бутылка |
Баночка от майонеза |
Картон |
Плакат |
Пластмассовая кружка |
Просрочен-ные лекарства |
Упаковка от маргарина |
Колпачок от бутылки |
Банка от кока-колы |
Скорлупа от яиц |
Скорлупа от орехов |
Лампочка |
Комплект для группы № 5
Банка от горчицы |
Стеклянная ваза |
Бумажная сумочка |
Картон |
Пластмассовая бутылка от напитка |
Старый холодильник |
Упаковка от мороженого |
Скобы от скоросшивателя |
Велосипедная рама |
Завядшие цветы |
Капустные листья |
Компьютер |
Задание № 3: «Важные понятия»
Напишите, на чем основаны эти процессы:
БИОРАСПАД –
УТИЛИЗАЦИЯ-
ПЕРЕРАБОТКА -
«Важные понятия»
Биодеградация (биораспад) – это биохимическое разложение органическими соединениями живых организмов на простые химические составляющие.
Утилизация – использование или уничтожение отходов материалов, которые утратили свою ценность (например: макулатура в бумагопроизводстве, металлолом в металлургии).
Рециклинг – повторное или вторичное использование, которое основано на употреблении уже готовых ранее продуктов с целью их превращения в новые материалы (производство разных сортов бумаги из макулатуры и т.д.).
Задание №4. «Как можно снизить количество бытовых отходов /мусора/ в своём доме?
I. Стараюсь избегать образования бытовых отходов в доме
II. Покупаю продукцию многократного использования
III. Использую продукцию, требующую повторной переработки (рециклинга)
Примерные ответы к заданию №4
«Как сократить количество бытовых отходов в своём доме?»
I. Стараюсь избегать образования бытовых отходов в доме
-
Использую многоразовые упаковки.
-
Хожу за покупками со своей льняной сумкой или корзинкой.
-
Вместо продуктов в нескольких маленьких упаковках выбираю продукт в одной большой упаковке.
-
Экономлю бумагу (записываю с двух сторон листа).
5. Вместо одноразовых батареек использую такие, которые годятся для подзарядки.
II . Многократное использование
-
Покупаю продукты в упаковках, которые можно повторно использовать.
-
Избегаю одноразовой посуды.
-
Из органических остатков делаю компост.
-
Если приношу домой полиэтиленовые пакеты, то использую их повторно (для мусора).
5. Не выбрасываю вещи, которые можно кому-нибудь отдать (благотворительным организациям)
III. Повторная переработка - рециклинг
-
Сортирую отходы
-
Обращаю внимание на упаковочные знаки экологической безопасности.
3. Проблемные отходы возвращаю производителю или складирую их в ёмкостях, предназначенных для этих целей.
-
Сгибаю алюминиевые банки перед выбрасыванием.
-
Выбрасываю пластмассовые бутылки без пробок и наклеек.
-
«Я перерабатываю…». Участники занятий делятся на 5 групп. Каждый ученик голосует карточкой.
На карточках помещены названия нескольких видов бытовых отходов: МАКУЛАТУРА, СТЕКЛО, ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, МЕТАЛЛ, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ. Сформировавшиеся группы садятся за столики. На листе А4 участники команд заштриховывают часть круга.
Заштрихуйте часть круга, которую, по вашему мнению, занимают «ваши отходы».
Весь круг — 100%
Вид бытовых отходов (мусора) ______________________________________________________________
Какой процент от общего объема мусора занимает ваша группа отходов?__
-
Упражнение «Классификация отходов». Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны примеры бытовых отходов.
Пластиковая бутылка |
Алюминиевая банка |
Консервная банка |
Фантик от конфеты |
Одноразовый стаканчик |
Зеркало |
Газета |
Книга |
Велосипедная шина |
Гвоздь |
Целлофановый пакет |
Капроновый чулок |
Резиновый сапог |
Плюшевая игрушка |
Кирпич |
Одноразовая вилка |
Холодильник |
Пластилин |
Батарейка |
Воздушный шарик |
Дискета |
Клюшка |
Яблоко |
Ветошь |
Компакт-диск |
Автомобильная шина |
Велосипедная рама |
Апельсин |
Опавшая листва |
Макароны |
Пустышка |
Пластмассовый горшок |
Стеклянная банка |
Телевизор |
Унитаз |
Пиджак |
Ванна |
Мобильный телефон |
Молочный пакет |
Спортивная обувь |
Задача группы
-
классифицировать мусор на макулатуру, стекло, искусственные материалы, металл, органические отходы и другие виды отходов;
-
разложить карточки на соответствующих столиках; представители групп читают всем участникам карточки, которые попали на их столик; после выполнения задания каждый участник занятия выполняет задание №2 в рабочей карточке.
-
Подведение итогов. Размещение на доске примеров отходов, которые не подходили ни к одному столику.
-
Краткая беседа на тему «Биораспад и утилизация отходов», выполнение задания №3 в рабочей карточке.
-
Конкурс «Рекламная пауза»— каждой команде предлагается придумать рекламу на тему: «Не спешите выбрасывать мусор!». По итогам просмотра выбирается лучшая реклама.
-
Упражнение «Как сократить количество отходов в доме?» участники занятия в группах называют варианты, как избежать отходов, способы многократного использования отходов, а также способы их повторной переработки; ответы записываются на доску (подводятся итоги и выбирается лучший вариант ответа).
-
Домашнее задание: ученики демонстрируют поделки из «мусора» (пластиковые бутылки, бумага, целлофан и т.д.)
-
Конкурс «Аукцион полезных советов». Участникам предлагается какой-нибудь материал или предмет, с помощью которого они должны придумать как можно больше вариантов его использования.
-
Подведение итогов в виде кратких высказываний участников занятия. Награждение победителей.