Файл: Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика страхования
1.2 Основы правового регулирования деятельности страховщиков в России и за рубежом
.3 Субъекты страхования: основы правового статуса
.2 Особенности государственной регистрации страховщика
.3 Лицензирование страховой деятельности
.2 Отзыв лицензии: основания и процедура
Еще одной особенностью является возможность авансирования расходов Агентством за счет собственных средств, что значительно увеличивает оперативность проведения конкурсного производства.
Существенно облегчает работу конкурсного управляющего и тот факт, что основной счет, используемый им в ходе выполнения им своих функций, открывается в Агентстве (в валюте РФ). Это позволяет обеспечить максимальный контроль за передвижением средств страховой организации, составляющими конкурсную массу.
На Агентство также возлагаются функции по ведению реестра требований кредиторов, а также по регулированию текущих расходов. Так, Агентство составляет смету расходов для утверждения ее собранием кредиторов. Такая процедура позволяет обеспечить контроль за финансовыми потоками страховщика со стороны заинтересованных лиц -кредиторов.
Обеспечение удовлетворения требований кредиторов выполняется за счет продажи имущественного комплекса организации, правила которой определены общими требованиями ст. 139, с учетом специфики деятельности страховой организации. Таким образом, необходимо учитывать, что имущественный комплекс включает все виды имущества, в том числе и страховой портфель, покупателем которого может выступать только страховая организация, обладающая соответствующей лицензией.
Более того, страховой портфель, состоящий из обязательств по договорам страхования, не исполненным на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, а также из активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, может быть передан управляющей страховой организации по согласованию с органом страхового контроля при условии, что такая передача не нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов.
Данное действие затрагивает интересы страхователей и выгодоприобретателей, поэтому при принятии решения о передаче страхового портфеля они уведомляются путем опубликования уведомления в порядке ст. 28 закона «О несостоятельности (банкротстве)». Указанные лица имеют право потребовать расторжения договора страхования в течение месяца с даты опубликования уведомления, а также возвращения части уплаченной страховой премии.
Остаток средств страховых резервов, не использованный управляющей страховой организацией, возвращается в конкурсную массу.
Таким образом, в заключении следует отметить, что банкротство - сложная процедура, характеризующаяся наличием большого числа норм, регулирующих отдельные особенности его осуществления в отношении страховых организаций. При этом важно учитывать взаимосвязь общих положений, правил, применяемых в отношении финансовых организаций, к числу которых отнесены страховые организации, и норм, учитывающих специфику страховой деятельности. Основная проблема, с которой сталкиваются страховые организации, в процессе банкротства - несовершенство законодательных процедур. Многие средства, предложенные законом, применяются с трудом или попросту бесполезны. Несмотря на проведение реформирование рассматриваемой сферы отношений, многие аспекты требуют доработки. В частности, решением может стать унификация форм банкротства финансовых организаций, естественно, с учетом особенностей, присущих отдельным видам, на основе норм, регулирующих банкротство кредитных организаций .
Заключение
В данной работе был проанализирован целый ряд нормативных правовых актов, исследований российских и зарубежных ученых в области страхования. В результате можно сделать следующие выводы.
. Российское страховое законодательство не вполне отвечает современным теоретическим представлениям о сущности страхования. Российское законодательство содержит легальное определение страхования, которое хоть и имеет под собой обширную доктринальную базу, все же не является совершенным, поскольку уделяет недостаточно внимания страхователю, как обязательному участнику страховых правоотношений. Страхование позиционируется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, однако законодательная дефиниция не вводит понятия страхователя (в отличие от понятия страховщика). В этой связи было предложено внесение изменений в статьи 2 и 5 закона «Об организации страхового дела в Российской федерации», которые бы уточнили положение страхователя.
. Несмотря на то, что страхованию уделяется большое внимание со стороны государства, законодательная база представляет собой разрозненный массив законов и подзаконных актов. Такое состояние законодательства затрудняет работу с ним и требует изменения. Примером может стать Страховой кодекс Франции, объединяющий все уровни регулирования в одном документе, или закон Германии о надзоре за страховыми компаниями, охватывающем различные аспекты страховых отношений.
. Одновременно с общими положениями гражданского законодательства о государственной регистрации юридических лиц данный процесс регламентируется и нормативными актами Банка России. При этом какая-либо единая система особенностей рассматриваемого порядка отсутствует, что говорит о необходимости ее создания.
. Лицензия является необходимым элементом правоспособности страховщиков. Особенность процедуры ее получения состоит в том, что ее регулирование полностью отнесено к компетенции страхового законодательства. Несмотря на предъявляемые жесткие требования к лицензиату - закон содержит обширные перечень условий, при
наличии которых выдача лицензии невозможна, - только одно основание (наличие признаков банкротства) полностью преграждает доступ к получению лицензии.
. Российский страховой рынок имеет тенденцию к консолидации, поэтому основными формами реорганизации страховщиков являются слияние и присоединение.
. Отзыв лицензии является одним из механизмов своевременного реагирования на нарушение страховщиками страхового законодательства. Однако его применение зачастую не способствует устранению нарушения, а ведет к прекращению деятельности страховой организации.
. Было отмечено более эффективное регулирование банкротства в страховом законодательстве Германии, на основании которого предложено внести изменения в процедуру банкротства страховщиков, а именно, ограничить возможность подачи заявления в арбитражный суд о возбуждении дела о несостоятельности наличием разрешения (или заключения) Банка России, как органа обладающего всей полнотой информации о финансовом положении страховщика.
. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» допускает использование процедур наблюдения и мирового соглашения (в определенных случаях), однако встает вопрос об их целесообразности. Так, представляется неуместным использование наблюдения, поскольку происходит дублирование функций внешней администрации, назначаемой при отзыве лицензии, и внешнего управляющего. Мировое соглашение же невозможно применять в силу объективных причин: условием является погашение задолженности перед кредиторами, однако страховщик сталкивается с трудностями в вопросе привлечения денежных средств, поскольку потенциальные страхователи не желают связываться с компаниями, отличающимися низким уровнем стабильности и платежеспособности
. Основная проблема, с которой сталкиваются страховые организации, в процессе банкротства - несовершенство законодательных процедур. Многие средства, предложенные законом, применяются с трудом или попросту бесполезны. Несмотря на проведение реформирование рассматриваемой сферы отношений, многие аспекты требуют доработки. В частности, решением может стать унификация форм банкротства финансовых организаций, естественно, с
учетом особенностей, присущих отдельным видам, на основе норм, регулирующих банкротство кредитных организаций.