Файл: Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика страхования
1.2 Основы правового регулирования деятельности страховщиков в России и за рубежом
.3 Субъекты страхования: основы правового статуса
.2 Особенности государственной регистрации страховщика
.3 Лицензирование страховой деятельности
.2 Отзыв лицензии: основания и процедура
принявший решение о государственной регистрации, который в течение трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Примечательно, что некоторые аспекты государственной регистрации страховщика регулирует Банк России . Однако, в целях устранения разрозненности правового регулирования процедуры государственной регистрации страховых организаций возможно внесение изменений в закон «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» (отдельный блок, посвященный страховщикам) либо, что более логично, в закон «Об организации страхового дела» (дополнительная глава, регулирующая государственную регистрацию).
Стоит отметить, что подобная попытка уже предпринималась. В 2016 году в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и иные законодательные акты РФ» , который предполагает включение главы II1 «Порядок государственной регистрации страховой организации и лицензирования деятельности субъектов страхового дела». Правила, предложенные проектом, включают в процедуру регистрации саморегулируемую организацию в качестве органа предварительной проверки, который принимает решение о направлении представленных документов в орган страхового надзора с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии, либо об отказе в направлении ходатайства. Затем решение о государственной регистрации принимает орган страхового надзора, на основании которого регистрирующий орган вносит сведения о государственной регистрации в ЕГРЮЛ.
Такая «трехступенчатая» система государственной регистрации, с одной стороны, сделает процедуру более длительной и громоздкой, а с другой, предотвратит появление на страховой рынке недобросовестных участников.
Таким образом, говоря о государственной регистрации страховщиков, следует отметить, что одновременно с общими положениями гражданского законодательства о государственной регистрации юридических лиц данный процесс регламентируется и нормативными актами Банка России. При этом какая-либо единая система особенностей рассматриваемого порядка отсутствует, что говорит о необходимости ее создания.
Лицензирование является важным аспектом деятельности страховщиков в части определения их правоспособности. Статья 49 ГК РФ, говоря о правоспособности юридического лица отмечает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься определенным видом деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает не с момента регистрации (по общему правилу), а с момента получения специального разрешения (лицензии).
Законодательство РФ относит страховую деятельность (а именно, деятельность по страхования, перестрахованию, взаимному страхованию) к разряду лицензируемой.
Регулирование лицензирования осуществляет ст. 32 закона «Об организации страхового дела в РФ», которая классифицирует выдаваемые лицензии в зависимости от категории страховщика. Так, страховым организациям выдаются лицензии на осуществление добровольного страхования жизни, добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, добровольного имущественного страхования, вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Перестраховочным организациям выдаются лицензии на осуществление перестрахования, а обществу взаимного страхования - на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, предусмотренных законом, в форме обязательного страхования.
Лицензирование деятельности страховщиков происходит на основании документов, предоставление которых необходимо в соответствии с пунктами 3-8 ст. 32. Данные нормы содержат требования, а также перечни документов, предъявляемых соискателями на осуществление конкретного вида страхования, которые являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. Например, законом об ОСАГО установлено, что лицензию может получить только страховщик
, имеющий опыт осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев не менее двух лет .
Если соискатели не соблюдают требования по оформлению документов, установленные в п. 7 ст. 32 закона «Об организации страхового дела», то органы страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня получения документов направляют уведомление об устранении нарушений в тридцатидневный срок. В противном случае все представленные документы возвращаются соискателю лицензии.
Срок, в течение которого орган страхового надзора должен принять решение о выдаче лицензии (или об отказе в выдаче лицензии), составляет тридцать дней. При этом на нем лежит обязанность уведомить соискателя лицензии о принятии решения в течение пяти рабочих дней.
Лицензия на осуществление страховой детальности подписывается руководителем органа страхового надзора, заверяется гербовой печатью и должна отвечать требованиям, представленным в п. 14 ст. 32 рассматриваемого закона РФ.
Решение об отказе в выдаче лицензии принимается при установлении обстоятельств, при которых уполномоченный государственный орган не вправе выдавать лицензии. Совокупность данных условий условно можно разделить на две группы: неустранимые и преодолимые. В этой связи и отказ управомоченного органа может быть, соответственно, окончательным и отлагательным .
Почти все условия, перечисленные в ст. 32.3 закона «Об организации страхового дела», соискатель лицензии на осуществление страховой деятельности может преодолеть. По существу, единственным примером неустранимого препятствия является несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии (пп. 9 п. 1 ст. 32.3).
Это условие непреодолимо, поскольку закон «Об организации страхового дела» предъявляет строгие требования для поддержания финансовой устойчивости страховщиков, а именно наличие сформированных страховых резервов и собственных средств.
Несмотря на то, что федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность прекращения производства по делу о признании юридического лица банкротом практически на любой стадии, невозможность осуществления таким лицом страховой деятельности определена уже наличием возбужденного арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве). Так, арбитражный суд рассматривает полученное заявление о признании должника банкротом на предмет его обоснованности, а именно устанавливает наличие признаков банкротства, которые перечислены в п. 2 ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть не способно удовлетворить денежные требования кредиторов.
Другие обстоятельства, предусмотренные ст. 32.3 Закона РФ № 4015-1, могут быть устранены посредством принятия решения самим соискателем лицензии. К ним, в частности, относятся следующие основания:
использование обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела. Данное требование связано с тем, что дублирование средств индивидуализации юридических лиц согласно гражданскому законодательству не допускается. Исключение составляют только зависимые и дочерние общества;
наличие у соискателя лицензии на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32 осуществляются страховыми организациями;
несоответствие представленных соискателем документов требованиям закона «Об организации страхового дела» и принятым в соответствии с ним нормативных актов органов страхового надзора. Данное основание названо одним из самых распространенных, поскольку реализуется в нескольких формах, а именно, в виде представления неполного комплекта документов, а также предоставление документов с ошибками ;
несоответствие устава требованиям страхового законодательства;
наличие в документах недостоверной ин6формации;
несоответствие руководителя, главного бухгалтера и ряда иных должностных лиц страховщика квалификационным и иным требованиям, которые предъявляются к ним законодательством РФ;
наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о непредоставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 рассматриваемого закона.
При этом необходимо отметить, что последние два обстоятельства касаются только тех страховщиков, которые претендуют на получение лицензий, указанных в абзацах со второго по шестой пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона № 4015-1.
При этом, не смотря на детальное регулирование, с лицензиями страховых организаций возникает множество трудностей. В частности, возникает проблема с возобновлением отозванных лицензий, о чем будет сказано далее.
Помимо этого, жесткий характер регламентирования лицензирования негативно сказывается на совокупности прав участников страховых правоотношений, в том числе и потому, что нарушения страхового законодательства и меры воздействия в виде отзыва лицензии часто несоразмерны
Примечательно, что некоторые аспекты государственной регистрации страховщика регулирует Банк России . Однако, в целях устранения разрозненности правового регулирования процедуры государственной регистрации страховых организаций возможно внесение изменений в закон «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» (отдельный блок, посвященный страховщикам) либо, что более логично, в закон «Об организации страхового дела» (дополнительная глава, регулирующая государственную регистрацию).
Стоит отметить, что подобная попытка уже предпринималась. В 2016 году в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и иные законодательные акты РФ» , который предполагает включение главы II1 «Порядок государственной регистрации страховой организации и лицензирования деятельности субъектов страхового дела». Правила, предложенные проектом, включают в процедуру регистрации саморегулируемую организацию в качестве органа предварительной проверки, который принимает решение о направлении представленных документов в орган страхового надзора с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии, либо об отказе в направлении ходатайства. Затем решение о государственной регистрации принимает орган страхового надзора, на основании которого регистрирующий орган вносит сведения о государственной регистрации в ЕГРЮЛ.
Такая «трехступенчатая» система государственной регистрации, с одной стороны, сделает процедуру более длительной и громоздкой, а с другой, предотвратит появление на страховой рынке недобросовестных участников.
Таким образом, говоря о государственной регистрации страховщиков, следует отметить, что одновременно с общими положениями гражданского законодательства о государственной регистрации юридических лиц данный процесс регламентируется и нормативными актами Банка России. При этом какая-либо единая система особенностей рассматриваемого порядка отсутствует, что говорит о необходимости ее создания.
.3 Лицензирование страховой деятельности
Лицензирование является важным аспектом деятельности страховщиков в части определения их правоспособности. Статья 49 ГК РФ, говоря о правоспособности юридического лица отмечает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься определенным видом деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает не с момента регистрации (по общему правилу), а с момента получения специального разрешения (лицензии).
Законодательство РФ относит страховую деятельность (а именно, деятельность по страхования, перестрахованию, взаимному страхованию) к разряду лицензируемой.
Регулирование лицензирования осуществляет ст. 32 закона «Об организации страхового дела в РФ», которая классифицирует выдаваемые лицензии в зависимости от категории страховщика. Так, страховым организациям выдаются лицензии на осуществление добровольного страхования жизни, добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, добровольного имущественного страхования, вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Перестраховочным организациям выдаются лицензии на осуществление перестрахования, а обществу взаимного страхования - на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, предусмотренных законом, в форме обязательного страхования.
Лицензирование деятельности страховщиков происходит на основании документов, предоставление которых необходимо в соответствии с пунктами 3-8 ст. 32. Данные нормы содержат требования, а также перечни документов, предъявляемых соискателями на осуществление конкретного вида страхования, которые являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. Например, законом об ОСАГО установлено, что лицензию может получить только страховщик
, имеющий опыт осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев не менее двух лет .
Если соискатели не соблюдают требования по оформлению документов, установленные в п. 7 ст. 32 закона «Об организации страхового дела», то органы страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня получения документов направляют уведомление об устранении нарушений в тридцатидневный срок. В противном случае все представленные документы возвращаются соискателю лицензии.
Срок, в течение которого орган страхового надзора должен принять решение о выдаче лицензии (или об отказе в выдаче лицензии), составляет тридцать дней. При этом на нем лежит обязанность уведомить соискателя лицензии о принятии решения в течение пяти рабочих дней.
Лицензия на осуществление страховой детальности подписывается руководителем органа страхового надзора, заверяется гербовой печатью и должна отвечать требованиям, представленным в п. 14 ст. 32 рассматриваемого закона РФ.
Решение об отказе в выдаче лицензии принимается при установлении обстоятельств, при которых уполномоченный государственный орган не вправе выдавать лицензии. Совокупность данных условий условно можно разделить на две группы: неустранимые и преодолимые. В этой связи и отказ управомоченного органа может быть, соответственно, окончательным и отлагательным .
Почти все условия, перечисленные в ст. 32.3 закона «Об организации страхового дела», соискатель лицензии на осуществление страховой деятельности может преодолеть. По существу, единственным примером неустранимого препятствия является несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии (пп. 9 п. 1 ст. 32.3).
Это условие непреодолимо, поскольку закон «Об организации страхового дела» предъявляет строгие требования для поддержания финансовой устойчивости страховщиков, а именно наличие сформированных страховых резервов и собственных средств.
Несмотря на то, что федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность прекращения производства по делу о признании юридического лица банкротом практически на любой стадии, невозможность осуществления таким лицом страховой деятельности определена уже наличием возбужденного арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве). Так, арбитражный суд рассматривает полученное заявление о признании должника банкротом на предмет его обоснованности, а именно устанавливает наличие признаков банкротства, которые перечислены в п. 2 ст. 3 закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть не способно удовлетворить денежные требования кредиторов.
Другие обстоятельства, предусмотренные ст. 32.3 Закона РФ № 4015-1, могут быть устранены посредством принятия решения самим соискателем лицензии. К ним, в частности, относятся следующие основания:
использование обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела. Данное требование связано с тем, что дублирование средств индивидуализации юридических лиц согласно гражданскому законодательству не допускается. Исключение составляют только зависимые и дочерние общества;
наличие у соискателя лицензии на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32 осуществляются страховыми организациями;
несоответствие представленных соискателем документов требованиям закона «Об организации страхового дела» и принятым в соответствии с ним нормативных актов органов страхового надзора. Данное основание названо одним из самых распространенных, поскольку реализуется в нескольких формах, а именно, в виде представления неполного комплекта документов, а также предоставление документов с ошибками ;
несоответствие устава требованиям страхового законодательства;
наличие в документах недостоверной ин6формации;
несоответствие руководителя, главного бухгалтера и ряда иных должностных лиц страховщика квалификационным и иным требованиям, которые предъявляются к ним законодательством РФ;
наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о непредоставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 рассматриваемого закона.
При этом необходимо отметить, что последние два обстоятельства касаются только тех страховщиков, которые претендуют на получение лицензий, указанных в абзацах со второго по шестой пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона № 4015-1.
При этом, не смотря на детальное регулирование, с лицензиями страховых организаций возникает множество трудностей. В частности, возникает проблема с возобновлением отозванных лицензий, о чем будет сказано далее.
Помимо этого, жесткий характер регламентирования лицензирования негативно сказывается на совокупности прав участников страховых правоотношений, в том числе и потому, что нарушения страхового законодательства и меры воздействия в виде отзыва лицензии часто несоразмерны