Файл: Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика страхования
1.2 Основы правового регулирования деятельности страховщиков в России и за рубежом
.3 Субъекты страхования: основы правового статуса
.2 Особенности государственной регистрации страховщика
.3 Лицензирование страховой деятельности
.2 Отзыв лицензии: основания и процедура
.3 Процедура и последствия признания страховщика банкротом
Банкротство страховых организаций регулируется федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом особенностей, указанных в статьях 184.1 - 184.13.
Вообще, под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. При установлении данного факта возможно применение процедуры банкротства.
Следует отметить, что закон ограничивает возможность применения классических стадий банкротства юридического лица. Так, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются (ст. 183.17), а при условии, что уже возбуждено дело о банкротстве не применяются и процедура наблюдения (п. 3 ст. 184.4). Представляется неуместным использование наблюдения, поскольку происходит дублирование функций внешней администрации, назначаемой при отзыве лицензии, и внешнего управляющего. Также закон не запрещает заключать мировые соглашения при условии погашения задолженности по обязательствам, связанным со страховой деятельностью организации. Данное допущение называют не целесообразным. Как сообщает первый заместитель директора Юридического департамента государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» С.В. Виноградов, Агентству не известны случаи восстановления платежеспособности страховщика после заключения мирового соглашения . В основном, это связано с нежеланием потенциальных страхователей связываться с компаниями, отличающимися низким уровнем стабильности и платежеспособности.
До начала процедур несостоятельности пользуются мерами по предупреждению банкротства. Их применение является исключительной особенностью несостоятельности финансовых организаций.
Меры, согласно закону, могут быть любыми, но при этом соответствовать ряду условий. Во-первых, действия финансовой организации должны быть направлены на восстановление платежеспособности. Во-вторых, они не должны противоречить российскому законодательству. В данном случае, вступает в силу принцип, согласно которому разрешено все, что не запрещено. В-третьих, заявленные организацией меры должны быть реально исполнимыми. Финансовая организация обязана подтвердить это прилагаемыми документами (протоколами исполнительных органов, содержащие решения по определенным вопросам; договорами, контрактами, свидетельствами о праве собственности; отчетностью; экспертными заключениями и др.).
В число возможных предупредительных мер закон «О несостоятельности» включает оказание финансовой помощи учредителями, участниками и иными лицами; изменение структуры активов и пассивов организации; увеличение размера уставного капитала; реорганизация организации. Более обширный перечень содержит приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 8н, который в качестве мер предупреждения банкротства предлагает изменение организационной структуры страховой организации; реорганизацию; изменение тарифной и инвестиционной политики; уменьшение доли страховых премий по убыточном видам страхования и др. .
Все меры перечисляются в плане восстановления платежеспособности, который также содержит анализ финансового состояния страховой организации и сроки применения мер (не более шести месяцев).
Перечень оснований для применения мер по предупреждению банкротства, напротив, исчерпывающий, хотя и довольно обширный. Общие для всех финансовых организаций (неоднократный отказ в течение месяца удовлетворения денежных требований кредиторов; неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок превышающий десять дней со дня наступления даты ее исполнения; недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей) дополняются специальными основаниями, предусмотренными ст. 184.1.
Данной статьей законодатель, во-первых, конкретизирует основания в виду особенностей страховой деятельности. Так, денежные требования по первому основанию вытекают из заключенного договора страхования (например, осуществление страховой выплаты или возврат части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора) либо из судебных актов. А, во-вторых, вводит новые, исключительные основания: повторное (в течение года) нарушение страхового законодательства; отзыв / приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности; ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.
Выявление данных обстоятельств возложено, в первую очередь, на саму страховую организацию. Пункт 2 ст. 183.2 устанавливает пятнадцатидневный срок для направления в контролирующий орган уведомления и плана восстановления платежеспособности. В противном случае у контрольного органа появляется возможность для введения временной администрации. Помимо прочего, несоблюдение указанной обязанности является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.7.3 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за непредоставление или нарушение порядка либо сроков предоставления Банку России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством РФ
.
Ранее уже было сказано о назначении временной администрации в случае отзыва лицензии. Помимо данной ситуации в императивном порядке ее назначение происходит в виду приостановления действия лицензии либо вынесения судом определения об обоснованности требований заявителя. Назначение происходит до вынесения судом или органом страхового надзора соответствующих решений. Если временная администрация назначается по основаниям, не являющимся обязательными (п. 6 ст. 184.1), то орган страхового надзора проводит проверку не более чем за шесть месяцев до назначения администрации (п.8 ст. 184.1).
Важно понимать, что смешение обстоятельств, когда назначение временной администрации обязательно и когда оно происходит по воле контрольного органа, недопустимо. Имеется в виду тот факт, что при наличии случая, предусмотренного п. 6.1. ст. 184.1 закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования п. 8 ст. 184.1 не применяются .
Деятельность органов управления страховой организации при назначении временной администрации приостанавливается. Состав администрации ограничен и может включать помимо сотрудников контрольного органа только работников Агентства по страхованию вкладов, представителей профессионального объединения, членом которого является страховая организация, а также представители саморегулируемой организации, членом которой является страховая организация. Временная администрация отчитывается перед Банком России об исполнении возложенных функций, при этом руководитель временной администрации является служащим контрольного органа. Среди выполняемых функций, предусмотренных ст. 183.11, можно выделить исполнение полномочий исполнительных органов финансовой организации. Следует отметить, что данное полномочие дает возможность регистрирующим органам внести изменения в сведения о страховой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Как показывает судебная практика, понятия «исполняет полномочия» и «действует от имени» тождественны, поэтому доводы о том, что деятельность органов страховой организации приостановлены, а не прекращены, признаются несостоятельными .
Вообще, назначение временной администрации оспаривается в арбитражных судах довольно часто, однако часто суть жалобы сводится не к оспариванию обоснованности назначение такой администрации, а к несогласию с возникновением соответствующих обстоятельств (например, приостановление лицензии на осуществление страховой деятельности)
.
Временная администрация назначается на срок от трех до шести месяцев, который может быть продлен не более чем на при месяца при условии, что общим срок не превысит девять месяцев (ст. 183.12). Не позднее чем за десять дней до даты истечения полномочий временная администрация направляет отчет в контрольный орган, по результатам которого тот может принять решение о прекращении деятельности временной администрации либо об обращении временной администрации в арбитражный суд с требованием признать страховую организацию банкротом.
Необходимо понимать, что результаты деятельности временной администрации являются лишь одних из признаков банкротства. Так, ст. 183.16 к признакам банкротства также относит следующие:
сумма требований кредиторов в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения. При этом денежные обязательства должны подтверждаться вступившими в силу судебными актами (в отношении требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда) либо в том числе федеральным законом или договором страхования (относительно обязанностей по осуществлению страховой выплаты или возврата части страховой премии при досрочном прекращении договора);
не исполненные в четырнадцатидневный срок судебные акты о взыскании денежных средств независимо от суммы;
стоимость имущества недостаточна для исполнения денежных обязательств перед кредиторами и уплате обязательных платежей.
Таким образом, подача заявления в арбитражный суд о признании страховой организации банкротом не связана с назначением временной администрацией. Правом на подачу заявления обладают лица, указанные в ст. ст. 7, 183.19 и 184.4. Особенностью производства в отношении страховых организаций является возможность подачи заявления профессиональным объединением страховщиков.
При этом необходимо отметить, что усиление роли контрольного органа является одной из приоритетных задач реформирования процедуры несостоятельности страховщиков. Так, Банк России получает отчетную и иную информацию о деятельности страховщиков. Следовательно, именно он имеет полное представление о финансовом положении страховщика и может определить его возможности по исполнению взятых им обязательств. Таким образом, представляется целесообразным ограничить возможность подачи заявления в арбитражный суд о возбуждении дела о несостоятельности наличием разрешения (или заключения) Банка России.
Подобная практика, к слову, успешно реализована в ряде европейских стран (Германия, Бельгия) . Так, параграф 88 Закона о надзоре за страховыми компаниями Германии предусматривает возможность открытия конкурсного производства только по заявлению органа надзора. На наш взгляд, подобные меры являются оправданными.
Такой подход позволит защитить страховые организации от необоснованного изъятия их из работы страхового рынка.
При признании заявления обоснованным арбитражный суд приостанавливает дело о банкротстве до момента обращения в суд контрольного органа или временной администрации либо до момента прекращения деятельности временной администрации с выводом о восстановлении платежеспособности должника.
При банкротстве страховой организации вводится конкурсное производство на один год (возможно продление на шесть месяцев). Конкурсный управляющий, в отличие от общей процедуры, не выбирается. Его полномочия в силу ст. 184.4-1 берет на себя Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов», назначая из числа своих работников представителя, одного или нескольких. Данным образом реализуется тенденция внедрения процедуры корпоративного конкурсного управляющего.
До внесения изменений Банк России рандомно выбирал СРО арбитражных управляющих, которая, в свою очередь, назначала конкурсного управляющего из числа ее членов. Подобная процедура имела ряд существенных недостатков. Так, во-первых, выбранный делегат-член СРО мог не обладать достаточной компетенцией в области страховой деятельности, а, во-вторых, неясна была степень влияния на данного конкурсного управляющего со стороны учредителей (владельцев) страховой компании.
Таким образом, были устранены условия, негативно отражающиеся на проведении конкурсного производства, а именно, происходило снижение шансов на составление максимально возможной конкурсной массы, а также повышалась времязатратность проведения указанной процедуры - при необходимости замены конкурсного управляющего приходилось прибегать к судебному производству.
По сведениям, представленным Агентством, на конец 2015 года при его участии в процессе ликвидации находятся более 200 кредитных организаций и столько же уже ликвидированы .
Более того, привлечение сотрудника Агентства к участию в конкурсном производстве позволяет уменьшить стоимость проведения банкротства, поскольку вознаграждение за работу конкурсного управляющего оно не получает. Закон предусматривает только возможность возмещения расходов корпорации.