Файл: Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Таким образом, лицензия является необходимым элементом правоспособности страховщиков, однако процедура ее получения требует более гибкого и эффективного подхода.



.2 Отзыв лицензии: основания и процедура



Отзыв лицензии является одним из возможных способов прекращения деятельности страховщика.

Решение об отзыве лицензии принимается органом страхового надзора при проведении страхового надзора либо по инициативе страхового субъекта. Указанные основания рассматриваются в п. 2 ст. 32.8 Закона о страховании и требуют некоторого пояснения.

Закон исчерпывающе определяет случаи, когда Банк России отзывает лицензию в ходе осуществления надзорных функций.

К ним, в частности, относится неустранение нарушений страхового законодательства, которые в силу ст. 32.6 рассматриваемого закона служат основаниями для ограничения или приостановления лицензии. По факту выявления нарушения, указанного в п. 2 ст. 32.6 орган страхового надзора выдает предписание об устранении нарушения и устанавливает срок для его исполнения.

Иным случаем является неоднократное непредоставление или нарушение сроков предоставления отчетности, предусмотренной страховым законодательством. В силу положений закона «Об организации страхового дела» страховщик обязан вести бухгалтерский учет, предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности (п. 1 ст. 28 Закона № 4015-1).

Также лицензия может быть отозвана в случае неосуществлении страховой деятельности в течение финансового года, или если в течение двенадцати месяцев со дня получения лицензии страховщик не начал осуществлять страховую деятельность.

При этом необходимо учитывать, что при всей видимой схожести данные основания различаются. Так, согласно разъяснениям, данным Министерством финансов РФ в 2004 году по вопросам применения отдельных норм закона «Об организации страхового дела», понятия «не приступил» и «не осуществляет» зависят от факта осуществления страховщиком страховой деятельности. Если с момента получения лицензии он осуществлял страховую деятельность, то есть заключал договоры страхования, а после не провел ни одной страховой операции, то он «не осуществляет страховую деятельность». Если же страховщиком не был заключен ни один договор, то данные обстоятельства характеризуются как «не приступил к осуществлению страховой деятельности». Более того, поскольку в период подготовки к осуществлению определенного вида страховой деятельности в обязательном порядке разрабатывается бизнес-план,

Министерство финансов называет его реализацию, то есть ведение страховой деятельности обязанностью страховщика .

Данная позиция органов государственной власти подтверждается судебной практикой . Так, у ООО СК «Уверен.ру» была отозвана лицензия по рассматриваемому основанию, поскольку в статистической отчетности организация указала нулевые показатели. Довод о ведении переговоров с потенциальными клиентами (юридическими лицами) и планировании начала подготовки к заключению договоров признан судом недостаточным доказательством осуществления страховой деятельности. Таким образом, страховщики должны заключать договоры страхования в течение финансового года, который согласно ст. 12 БК РФ соответствует календарному (то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря), чтобы у Центрального Банка не было оснований для отзыва лицензии.

В числе прочих закон называет также случай невосстановления членства в профессиональном объединении страховщиков в течение трех месяцев со дня ограничения действия лицензии в связи с исключением страховщика из профессионального объединения.

Все указанные выше случаи объединяет наличие предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства. В прочем, существует исключение, когда наличие соответствующего предписания не требуется - уставный капитал не увеличен в случае увеличения размера минимального уставного капитала.

Что же касается принятия самостоятельного решения страховщика об отзыве лицензии, то следует иметь ввиду, что страховщик обязан направить в орган страхового надзора заявления, к которому необходимо приложить решение уполномоченного органа страховщика о прекращении определенного вида страховой деятельности; документы, подтверждающие наличие / отсутствие требований страхователей об исполнении / досрочном прекращении страховых обязательств, а также подтверждающие передачу страхового портфеля; бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение; оригинал лицензии.

Однако необходимо понимать, что отзыв лицензии по инициативе страховщика возможен при отсутствии обстоятельств, обязывающих Банк России применить отзыв лицензии в качестве меры надзорного реагирования.

Процедура отзыва лицензии довольно проста и открыта. Решение об отзыве лицензии публикуется на официальном сайте Центробанка на следующий день после его принятия и вступает в силу в день его размещения в сети «Интернет». Также оно направляется страховщику в течение пяти рабочих дней со дня его вступления в силу. Решение должно быть мотивированным, то есть содержать причины отзыва лицензии.


Вступление в силу данного решения имеет важное юридическое значение, поскольку с указанного момента страховщик не вправе заключать новые договоры страхования (перестрахования) или вносить в них изменения, увеличивающие объем обязательств страховщика.

Кроме того, с этого момента начинает течь шестимесячный срок, до истечения которого субъект страхового дела обязан принять решение о ликвидации, исполнить вытекающие из заключенных договором обязательства, а также осуществить расторжение договоров по осуществлению услуг страхового брокера.

Отзыв лицензии также влечет назначение временной администрации страховой организации. Временная администрация страховой организации - это временный орган управления, назначенный органом страхового надзора в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве) в целях восстановления платежеспособности страховой организации и (или) обеспечения сохранности ее имущества .

Не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения об отзыве лицензии, страховщик обязан уведомить страхователей (перестрахователей), перестраховщиков по договорам страхования, перестрахования, действие которых прекращается досрочно в течение 45 дней в соответствии со п. 4.1 ст. 32.8 закона «Об организации страхового дела», об отзыве лицензии, а также о дате прекращения этих договоров.

Следует уточнить, что отзыв лицензии у обществ взаимного страхования отличается рядом особенностей. Например, вступление в силу решения об отзыве лицензии связывается с невозможностью принятия новых членов, а также невозможность внесения изменений в правила страхования. Также общества взаимного страхования не могут передать обязательств по страхования (перестрахованию) другим страховщикам.

Следовательно, по этой причине общество наряду с принятием решения о ликвидации и исполнением принятых на себя обязательств обязано до истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора расторгнуть договоры страхования (перестрахования).

Как показывает практика, надзорный орган использует этот инструмент довольно часто . По данным портала «Страхование сегодня» в период с 2004 года по 2017 года было отозвано 1295 лицензий, при этом за то же время возобновлено лицензий только 40
(как в связи с устранением нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для отзыва лицензии , так и путем оспаривания решения органа страхового надзора в судебном порядке ). Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на возможность возобновления лицензии, ее отзыв в большинстве случаев означает ее аннулирование, а впоследствии вовсе прекращение деятельности страховщика.

Подводя итог, можно отметить, что отзыв лицензии является одним из механизмов своевременного реагирования на нарушение страховщиками страхового законодательства. Однако его применение зачастую не способствует устранению нарушения, а ведет к прекращению деятельности страховой организации.