ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Правовое регулирование деятельности судей в РФ
1.2 Меры социальной защиты судьи и членов его семьи
1.3 Независимость и ответственность судей по действующему законодательству РФ
Глава 2 Анализ социальных гарантий, предоставляемых судьям
В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 12 ежемесячных денежных вознаграждений.
В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд.
За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности.
Судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми судами у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются служебным обмундированием в порядке и по "нормам", которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В каждой сфере есть свои правила начисления денежных вознаграждений. В судебной практике они тоже имеются. Величина заработной платы в данном случае зависит от следующих факторов:
- категория судебной инстанции;
- квалификационный уровень;
- стаж работы в органах правосудия;
- наличие званий, степеней и других заслуг перед государством.
Отличие органов правосудия от иных сфер в том, что их сотрудники получают зарплату, независящую от региона. Отчисления на оклады и доплаты приходят в области из федерального бюджета. Региональная привязка не имеет значения.
Судья, действующий в судах Ивановской области и его коллеги в городах: Ярославль, Кострома, Тейково и т. д. зарабатывают одинаково. Исключение составляют представители профессии, работающие в Москве и Санкт-Петербурге. У первых оклад равен 64% от оклада коллег в высших судебных органах, у вторых – 60%.
Зарплаты в различных категориях судов
Судебная иерархия складывается следующим образом:
Конституционный суд страны – высшая инстанция.
Верховный суд.
Арбитражный суд.
Федерального уровня.
Мировой.
Между верхней и нижней ступенями в плане начисления заработных плат и поощрений большая разница.
Так, судья высшего ранга в 2023 году зарабатывает в месяц более полумиллиона рублей, в то время как его оппонент, находящийся на первой ступени, получает от 50 до 80 тысяч.
На втором месте по величине окладов находится судья Верховного суда. На его счёт ежемесячно приходит 300 000 рублей. Далее идут арбитражные судьи – 200 000 рублей и их коллеги федеральные судьи – 140 000 рублей.
Дополнительные выплаты
Помимо непосредственно заработной платы, каждый судья получает поощрения. Их величина может снизить или увеличить разницу между представителями различных судебных категорий. В данном случае расчёт осуществляется в индивидуальном порядке.
Первым делом при оплате труда учитывается квалификационный уровень специалиста. Свой профессионализм судьи обязаны доказывать раз в 3 года. Курсы повышения квалификации организуются на базе учебных заведений юридического характера. А также для данной категории служащих предусмотрены стажировки и иные способы повышения уровня профессионализма.
Результатом такой переподготовки становится присвоение судье нового класса (от 1 до 10) категории, что, в свою очередь, влияет на дополнительный процент начислений к заработной плате.
Заработные платы других работников суда
Судья не может обойтись без помощников. В штатах различных судов числятся секретари и помощники судей. Их оклад не привязан к ставкам руководителей. Это делает зарплату помощника судьи зависящей от региональных ставок. Самые высокие оклады в Москве и Санкт-Петербурге, на периферии ниже.
В среднем по стране помощники судей и секретари зарабатывают около 30 000 рублей в месяц. Учитывая то, что данные представители органов правосудия крайне загружены работой и так же, как и руководители, несут большую ответственность, Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос привязки оклада других судебных работников к основному окладу судьи.
Это сделает должность не только более престижной, но и более прибыльной. После реализации планов Правительства на практике, повысятся оклады иных служащих судов.
Так как должность помощника получит статус государственной службы, зарплата будет индексироваться, как и оклады руководителей.
Чтобы обзор был полным, следует рассматривать вопрос в динамике. Ещё недавно, а точнее в 2020 году, судья Конституционного суда зарабатывал чуть больше 70 000 рублей, его коллеги в Верховном суде – всего 60 300 рублей, Арбитражном – 50 400 рублей. Сегодня уровню зарплаты сотрудников Верховного суда соответствует оклад мирового судьи, находящегося на нижней ступени иерархии. Это означает, что показатели за короткий промежуток времени выросли в несколько раз.
Причина такого стремительного взлёта связана с государственной программой, вступившей в действие как раз в 2012 году.
Тогда было решено пересмотреть доходы государственных служащих. Была разработана стратегия их повышения. В программу попали и суды всех категорий.
Главным стимулом для разработки новой политики оплаты труда и поощрений судей стала коррупция.
Зарабатывающие чуть больше среднего уровня по стране госслужащие часто подвергались искушению получить в несколько раз больше, беря взятки. Новая политика заставляет их держаться за место и не поддаваться соблазнам.
Не следует забывать и о рисках, связанных с профессией. Судьям нередко угрожают, на них давят преступники и члены их семей, пытаясь найти слабое место в правосудии.
Программа сделала правосудие более сильным и не подверженным различного рода давлениям.
В 2012 году было положено начало повышению зарплат судьям. Так в 2023 году они выросли на 7,5%. В сравнении с первым шагом, последующие были менее существенными. Экономическая ситуация в России всё ещё остаётся нестабильной.
Между тем зарплата судей в 2023 году находится на уровне, значительно опережающем по этому показателю большинство сфер. В связи с этим вопрос о дальнейшем повышении судейских окладов пока не стоит. Тем не менее, вопрос роста заработных плат представителям правосудия не снят с повестки дня.
Высокая по российским меркам ставка заметно проигрывает выплатам, которые получают коллеги наших судей в развитых странах.
Опыт 2012 года оказался успешным, так как благодаря ему снизился уровень коррупции в стране. В прессе отмечают, что практика повышения окладов госслужащим будет обязательно продолжена.
Заключение.
На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что судебная власть - это уникальная ветвь власти, имеющая в стране высокую значимость. Она безусловно имеет отличительные черты от других ветвей власти, и эти отличительные черты выражены в её особых полномочиях.
Судебная власть способна изменяться, настраиваясь на определённые требования общества, и тем самым повышать свой авторитет, важность и необходимость. Она считается эффективной только в том случае, если способна защищать права и свободы граждан от произвола органов государственной власти и одновременно защищать от произвола граждан государственный строй.
В свою очередь соблюдение данных пунктов влечёт защиту основ построения правового государства и гражданского общества. Несмотря на то, что главная цель реформы 1991 года (как одной из основных реформ по установлению самостоятельной независимой власти в России) была достигнута, реформирование продолжается. Это связано с быстро происходящими изменениями как внутренних, так и внешних общественных отношений.
Кроме того, развитие цифровых технологий, глобализация также вносят определённые черты в направления развития и реформ. И если первоначально перед государством ставилась задача по построению и укреплению сильной независимой судебной власти в России, то на основе анализа реформ, происходящих на данном этапе, можно сказать о том, что теперь цель реформирования - развитие и совершенствование механизма работы и структуры уже выстроенного механизма.
Структура судебной системы, существующая в настоящее время в России, имеет как сторонников, так и противников. Безусловно, требуется определенное количество времени, чтобы понять, насколько реформирование судебной системы в России окажется эффективным и полезным с точки зрения выполнения основной функции судебной власти – отправления правосудия. Российская Федерация проводит реформы в области судебной системы с 67 учетом изменения общественных отношений, развития технического прогресса, а также учитывая опыт строения и развития судебной власти в других странах.
В ходе реформирования судов и судебной деятельности в России, законодательной властью устраняются пробелы, исправляются неточности и противоречия действующего правового поля. Однако с устранением одних пробелов, в ходе реформирования, введение новых институтов, развития общественных отношений, в том числе и в рамках процессов цифровизации и технического прогресса, появляются новые институты и отношения, неохваченные правовым регулированием. Как и