ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Правовое регулирование деятельности судей в РФ
1.2 Меры социальной защиты судьи и членов его семьи
1.3 Независимость и ответственность судей по действующему законодательству РФ
Глава 2 Анализ социальных гарантий, предоставляемых судьям
, что они являются результатом правотворческой деятельности государства и закреплены в нормативных правовых актах. Неюридические гарантии названными актами не утверждены.
Следовательно, основанием деления гарантий на юридические и неюридические (но не на общие и специальные!) является форма объективации гарантий в общественном бытии. Такая классификация отражает характеристику права как социально-классового регулятора и вместе с тем – пределы его активной роли в жизни общества.
Другим основанием для классификации гарантий правового статуса судей является область бытия, в которой объективируются названные гарантии. По данному основанию гарантии делятся на процессуальные, личные, политические, духовно-культурные, экономические и социальные (гарантии социальной защиты).
Термин «социальные гарантии» не имеет однозначного определения в юридической научной литературе. Одни авторы признают существование не социальных, а социально-политических либо социально-экономических гарантий, смешивая тем самым области бытия, в которых реализуются гарантии. Другие авторы относят социальные гарантии к разновидности общих гарантий, подразумевая под ними «сближение классов и слоев общества», «интернационализацию общественной жизни», «новую форму общественной жизни», то есть явления, не имеющие непосредственного отношения к реализации субъективных прав.
В работе сформулировано понятие социальных гарантий (в терминологии Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» – гарантий социальной защиты судей), направленных на удовлетворение отдельных социальных прав судей и объективирующихся в социальной сфере бытия, описана их система.4
Структурно-функциональный подход к рассмотрению действия факторов, препятствующих реализации правового статуса судей, обусловливает три уровня изучения эффективности гарантий социальной защиты судей:
1) анализ нормативного закрепления социальных прав судей и наличия правового механизма реализации этих прав (юридико-догматический уровень);
2) изучение отношения судей к предоставленным им социальным правам, обеспечивающим эти права гарантий (социально-правовой);
3) установление имеющихся недостатков и пробелов нормативного регулирования гарантий социальной защиты судей, обоснование и формулирование конкретных предложений, в том числе по внесению изменений в действующее законодательство
, принятию дополнительных нормативных правовых актов, для устранения этих недостатков и пробелов (теоретический уровень).
Эффективность гарантий социальной защиты судей представляет собой способность этих гарантий обеспечивать реализацию поставленных перед ними целей.
Критериями эффективности гарантий социальной защиты выступают:
а) фактическое использование судьями этих гарантий;
б) степень удовлетворенности ими судей;
в) оценка судьями важности предоставляемых им гарантий, в том числе согласие либо несогласие судей на «монетизацию» гарантий.
Судьи, являясь государственными служащими, относятся к категории лиц с особыми условиями труда. В связи с этим для них установлены специальные гарантии социальной защиты, что вызвано рядом факторов: напряженные графики работы, запреты по реализации некоторых конституционных прав в полном объеме, определенные в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», требования о соблюдении особых правил поведения, установленных Кодексом судейской этики, как при осуществлении правосудия, так и во внеслужебное время.
Социально-правовая защита судей, с одной стороны, имеет стимулирующий характер — направлена на стимулирование добросовестной службы, с другой — имеет целью компенсировать законодательные ограничения ряда их общегражданских прав.
Среди таких ограничений содержится, например, запрет замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц, а также иные ограничения, которые установлены в ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей).5
Социально-экономические гарантии находят свое отражение в материальной обеспеченности судей, мерах социальной защиты судей и членов их семей. Их можно подразделить на две группы:
1) гарантии, которые отражают, прежде всего, надлежащие условия работы судей. Они складываются из таких факторов, как служебная нагрузка судьи, техническая оснащенность судов, обеспеченность судей юридической литературой и т.д.;
2) условия жизни судей, их материальная обеспеченность, которые дают судьям возможность спокойно заниматься своими профессиональными обязанностями: заработная плата судьи, обеспеченность жильем, отдых и т.д.
Рассмотрим более подробно основные виды гарантий социальной защиты, которые представляются всем судьям Российской Федерации.
Медицинское обслуживание судей и членов их семей. Согласно п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которые оплачиваются из средств федерального бюджета.
Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Обязательное и добровольное медицинское страхование предоставляется судьям за счет государства.
В целях обеспечения конституционных прав действующих судей и судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей на получение бесплатной медицинской помощи Правительством РФ ежегодно утверждается программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на будущий год, которая предусматривает перечень медицинских услуг, предоставляемых бесплатно судьям и членам их семей. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 2505" О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена соответствующая Программа на 2023-2024 г., в рамках которой гражданам бесплатно предоставляется:
а) первичная медико-санитарная помощь; б) скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; в) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий; г) восстановительное лечение и реабилитация больных, которые осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или в соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями; д) дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний и другие мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи.
6
Платное лечение осуществляется в настоящее время централизованно посредством заключения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ государственного контракта на осуществление добровольного медицинского страхования за счет федерального бюджета.
Медицинское обслуживание включает также обеспечение судей и членов их семей лекарственными средствами. Проблемой здесь является то, что механизм и денежные нормативы возмещения судье расходов на приобретение лекарственных средств в Законе о статусе судей раскрыты недостаточно полно. Представляется, что данный Закон должен четко регламентировать размеры и порядок возмещения таких расходов, не оставляя эти вопросы на откуп ведомственного регулирования.
Санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитационно-рекреационной меры социальной защиты судей.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение, которое ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Это право сохраняется за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. Действие данной статьи не распространяется на членов семьи судьи, пребывающего в отставке.
Право судьи и членов его семьи на санаторно-курортное лечение реализуется один раз в год.
При приобретении санаторно-курортных путевок для судей и членов их семей суды руководствуются Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"7
Судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки. При этом судья в отставке не имеет права на такую компенсацию, а лишь может воспользоваться правом на санаторно-курортное лечение.
Еще одной мерой социальной защиты судей, связанной с правом судей на охрану здоровья, является обязательное страхование их жизни и здоровья. Право страховой компании на заключение договора страхования жизни и здоровья судей с Судебным департаментом при ВС РФ возникает в результате проведения открытого конкурса.
Выгодоприобретателями в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются лица, указанные в его завещании. При отсутствии завещания выгодоприобретателями являются наследники по закону в соответствии с действующим законодательством РФ.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
Следовательно, основанием деления гарантий на юридические и неюридические (но не на общие и специальные!) является форма объективации гарантий в общественном бытии. Такая классификация отражает характеристику права как социально-классового регулятора и вместе с тем – пределы его активной роли в жизни общества.
Другим основанием для классификации гарантий правового статуса судей является область бытия, в которой объективируются названные гарантии. По данному основанию гарантии делятся на процессуальные, личные, политические, духовно-культурные, экономические и социальные (гарантии социальной защиты).
Термин «социальные гарантии» не имеет однозначного определения в юридической научной литературе. Одни авторы признают существование не социальных, а социально-политических либо социально-экономических гарантий, смешивая тем самым области бытия, в которых реализуются гарантии. Другие авторы относят социальные гарантии к разновидности общих гарантий, подразумевая под ними «сближение классов и слоев общества», «интернационализацию общественной жизни», «новую форму общественной жизни», то есть явления, не имеющие непосредственного отношения к реализации субъективных прав.
В работе сформулировано понятие социальных гарантий (в терминологии Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» – гарантий социальной защиты судей), направленных на удовлетворение отдельных социальных прав судей и объективирующихся в социальной сфере бытия, описана их система.4
Структурно-функциональный подход к рассмотрению действия факторов, препятствующих реализации правового статуса судей, обусловливает три уровня изучения эффективности гарантий социальной защиты судей:
1) анализ нормативного закрепления социальных прав судей и наличия правового механизма реализации этих прав (юридико-догматический уровень);
2) изучение отношения судей к предоставленным им социальным правам, обеспечивающим эти права гарантий (социально-правовой);
3) установление имеющихся недостатков и пробелов нормативного регулирования гарантий социальной защиты судей, обоснование и формулирование конкретных предложений, в том числе по внесению изменений в действующее законодательство
, принятию дополнительных нормативных правовых актов, для устранения этих недостатков и пробелов (теоретический уровень).
Эффективность гарантий социальной защиты судей представляет собой способность этих гарантий обеспечивать реализацию поставленных перед ними целей.
Критериями эффективности гарантий социальной защиты выступают:
а) фактическое использование судьями этих гарантий;
б) степень удовлетворенности ими судей;
в) оценка судьями важности предоставляемых им гарантий, в том числе согласие либо несогласие судей на «монетизацию» гарантий.
1.2 Меры социальной защиты судьи и членов его семьи
Судьи, являясь государственными служащими, относятся к категории лиц с особыми условиями труда. В связи с этим для них установлены специальные гарантии социальной защиты, что вызвано рядом факторов: напряженные графики работы, запреты по реализации некоторых конституционных прав в полном объеме, определенные в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», требования о соблюдении особых правил поведения, установленных Кодексом судейской этики, как при осуществлении правосудия, так и во внеслужебное время.
Социально-правовая защита судей, с одной стороны, имеет стимулирующий характер — направлена на стимулирование добросовестной службы, с другой — имеет целью компенсировать законодательные ограничения ряда их общегражданских прав.
Среди таких ограничений содержится, например, запрет замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц, а также иные ограничения, которые установлены в ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей).5
Социально-экономические гарантии находят свое отражение в материальной обеспеченности судей, мерах социальной защиты судей и членов их семей. Их можно подразделить на две группы:
1) гарантии, которые отражают, прежде всего, надлежащие условия работы судей. Они складываются из таких факторов, как служебная нагрузка судьи, техническая оснащенность судов, обеспеченность судей юридической литературой и т.д.;
2) условия жизни судей, их материальная обеспеченность, которые дают судьям возможность спокойно заниматься своими профессиональными обязанностями: заработная плата судьи, обеспеченность жильем, отдых и т.д.
Рассмотрим более подробно основные виды гарантий социальной защиты, которые представляются всем судьям Российской Федерации.
Медицинское обслуживание судей и членов их семей. Согласно п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которые оплачиваются из средств федерального бюджета.
Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Обязательное и добровольное медицинское страхование предоставляется судьям за счет государства.
В целях обеспечения конституционных прав действующих судей и судей, пребывающих в отставке, а также членов их семей на получение бесплатной медицинской помощи Правительством РФ ежегодно утверждается программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на будущий год, которая предусматривает перечень медицинских услуг, предоставляемых бесплатно судьям и членам их семей. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 2505" О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена соответствующая Программа на 2023-2024 г., в рамках которой гражданам бесплатно предоставляется:
а) первичная медико-санитарная помощь; б) скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; в) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий; г) восстановительное лечение и реабилитация больных, которые осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или в соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями; д) дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний и другие мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи.
6
Платное лечение осуществляется в настоящее время централизованно посредством заключения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ государственного контракта на осуществление добровольного медицинского страхования за счет федерального бюджета.
Медицинское обслуживание включает также обеспечение судей и членов их семей лекарственными средствами. Проблемой здесь является то, что механизм и денежные нормативы возмещения судье расходов на приобретение лекарственных средств в Законе о статусе судей раскрыты недостаточно полно. Представляется, что данный Закон должен четко регламентировать размеры и порядок возмещения таких расходов, не оставляя эти вопросы на откуп ведомственного регулирования.
Санаторно-курортное лечение входит в состав реабилитационно-рекреационной меры социальной защиты судей.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о статусе судей судья и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение, которое ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Это право сохраняется за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. Действие данной статьи не распространяется на членов семьи судьи, пребывающего в отставке.
Право судьи и членов его семьи на санаторно-курортное лечение реализуется один раз в год.
При приобретении санаторно-курортных путевок для судей и членов их семей суды руководствуются Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"7
Судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки. При этом судья в отставке не имеет права на такую компенсацию, а лишь может воспользоваться правом на санаторно-курортное лечение.
Еще одной мерой социальной защиты судей, связанной с правом судей на охрану здоровья, является обязательное страхование их жизни и здоровья. Право страховой компании на заключение договора страхования жизни и здоровья судей с Судебным департаментом при ВС РФ возникает в результате проведения открытого конкурса.
Выгодоприобретателями в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются лица, указанные в его завещании. При отсутствии завещания выгодоприобретателями являются наследники по закону в соответствии с действующим законодательством РФ.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: