ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 405
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Правовое регулирование деятельности судей в РФ
1.2 Меры социальной защиты судьи и членов его семьи
1.3 Независимость и ответственность судей по действующему законодательству РФ
Глава 2 Анализ социальных гарантий, предоставляемых судьям
, рассчитанную за 15 лет;
- заработок за 3-х летний период при нанесении увечья должностному лицу или тяжкого повреждения его здоровью;
- заработок за 1 год при повреждениях здоровья, результатом которых не стала неустранимая потеря трудоспособности.
Правила по выплате компенсации не подлежат исполнению в ситуациях, когда ущерб, полученный самим судьей или его близкими (членами семьи), не связан с его служебной деятельностью.
Услуги по защите служащих арбитражной системы и судов общей юрисдикции в форме страхового обеспечения здоровья, жизни и имущества оказывают многие страховые структуры, в том числе «ВСК», «МАКС» и «Альянс».
По одному из вариантов соглашения по предусмотренным страховым происшествиям, имевшим место при осуществлении служебной деятельности, в ситуации гибели судьи «ВСК» предусматривает выплату 180 ежемесячных вознаграждений, в случае нанесения тяжкого вреда – 36 вознаграждений, а при легком ущербе – 12.
«МАКС» выполняет медицинское страхование судей (на основе добровольности) не только действующих, но и лиц в отставке, членов семей последних.
Медицинское страхование
Ежегодно правительством Российской Федерации утверждается программа по предоставлению государственных гарантий, предусматривающих в том числе бесплатные медицинские услуги служащим государственных структур определенных категорий, включая судей и их близких (членов семей).
В перечень подлежащих предоставлению услуг отнесены:
- медицинская помощь первичная;
- высокотехнологичные (включая специализированные) медицинские услуги при диагностировании некоторых видов болезней;
- медицинская помощь скорая;
- реабилитационное и восстановительные лечебные процедуры;
- мероприятия профилактического характера (иммунизация, дополнительная диспансеризация и иные).
Законодательно установлено право на получение лечения и обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных средств для судей и членов их семей и после прекращения госслужащим профессиональной деятельности (выхода в отставку, на пенсию) в лечебных организациях, где они обслуживались в период трудовой деятельности.
Страхование имущества судей
Принадлежащее судье на условии частной собственности имущество подлежит страхованию от хищения, уничтожения, повреждения в результате противозаконных поступков иных лиц.
Страхование распространяется на:
- объекты недвижимости;
- транспортные средства;
- строительные материалы на земельном участке, целевым назначением которого является индивидуальное жилищное строительство;
- домашний скот;
- ценности, предметы домашней обстановки.
При наступлении предусмотренной в соглашении страховой ситуации размер ущерба определяется на основании акта, составленного представителем СК, и документов компетентных служб о причинах и иных обстоятельствах повреждения или утери застрахованного имущества.
При уничтожении или хищении имущества ущербом будет считаться рыночная стоимость, по которой имущество было принято к страхованию, а при его повреждении – разница между рыночной ценой и стоимостью после повреждения.
Уплата страхового возмещения выполняется в размере, не превышающем страховой суммы по договору.
Меры, имеющие целью социальную защиту государственных служащих (судей) и членов их семей и включающие страхование жизни судьи, здоровья и имущества, являются одним из элементов гарантии независимости указанной категории и их подчиненности требованиям законов при выполнении служебной деятельности.
Страхование жизни и здоровья является разновидностью рискового личного страхования, страховым случаем для которого выступает причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица. Страховая выплата может осуществляться как единовременно, так и в виде периодических платежей на протяжении длительного периода времени, превращаясь из страхового возмещения в страховое обеспечение.
Гарантии по страхованию жизни и здоровья судей, отраженные в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральном законе от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», являются дополнительными к обязательному социальному страхованию и вызваны повышенной опасностью профессиональной деятельности судей. Страховой риск в этом случае относится к категории неизменных профессиональных рисков, сохраняющих свой уровень на протяжении служебной деятельности судьи, а также после ухода (удаления) его в отставку.
22
Анализируя практику реализации данной гарантии, ученые отмечает, что упомянутый в пункте 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» порядок установления факта отсутствия связи между причинением вреда жизни или здоровью судьи и его служебной деятельностью не регулируется каким-либо законом. 23
В связи с этим любые ограничения права судьи или его наследников на получение выплат при наступлении перечисленных в пункте 2 статьи 20 названного Закона страховых случаев могут оспариваться на основании положений статьи 937 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей последствия нарушения правил об обязательном страховании.
В связи с отсутствием единого нормативного правового акта, который бы регламентировал заработную плату судей, и «выпадением» системы оплаты труда судей из общего нормативного регулирования сходных правоотношений нормативное регулирование заработной платы судей нельзя признать удовлетворительным. По мнению ученых, наиболее приемлемым решением данного вопроса является установление для судей, как и для иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, размера ежемесячного вознаграждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2020 № 537 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации". 24
Размер этого вознаграждения должен быть определен для председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на уровне ежемесячного вознаграждения, получаемого Председателем Правительства Российской Федерации - главой высшего органа исполнительной власти.
Размер ежемесячного вознаграждения остальных судей должен определяться в процентном соотношении к ежемесячному вознаграждению председателей высших судов в соответствии с приложением к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».25
Предоставление основного и дополнительного отпуска судьям в рабочих днях не соответствует статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой продолжительность отпусков определяется в календарных днях. В работе изложены предложения по устранению данного противоречия.
Кроме того, приведены результаты анкетирования, отражающие мнение судей об обоснованности предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом стажа по юридической профессии и установленной законом продолжительности этого отпуска.
Обязательное государственное страхование имущества судей и членов их семей отнесено к разновидности трудовых прав, поскольку данная гарантия предоставляется только действующим судьям. Анкетирование показало, что наибольшее недовольство судей в нормативном регулировании данного вопроса вызывает обязательность наличия причинной связи между имущественным вредом и служебной деятельностью судьи. Второй причиной неэффективности норм о страховании имущества судей является недостаточное финансирование из федерального бюджета. Анализируя нормы гражданского и бюджетного законодательства, ученые делает вывод, что недостаточное бюджетное финансирование страхования имущества судей и членов их семей без отражения указанного обстоятельства в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год не может послужить основанием для отказа в реализации данных гарантий.26
Препятствует реализации социальных гарантий правового статуса судей в Российской Федерации отсутствие в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах норм возмещения командировочных расходов судей, а также расходов по переезду в случае упразднения или реорганизации суда. Решить данную проблему позволит нормативное закрепление фактически предоставляемого судьям уровня гарантий: оплата судьям командировочных расходов по нормам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы категории «руководители»;27
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" гласит:28
Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее - должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее - оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). "Решение" об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.
Размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей:
- девятый квалификационный класс - 30 процентов;
- восьмой квалификационный класс - 40 процентов;
- седьмой квалификационный класс - 50 процентов;
- шестой квалификационный класс - 60 процентов;
- пятый квалификационный класс - 75 процентов;
- четвертый квалификационный класс - 90 процентов;
- третий квалификационный класс - 105 процентов;
- второй квалификационный класс - 120 процентов;
- первый квалификационный класс - 135 процентов;
- высший квалификационный класс - 150 процентов.
Установить размеры ежемесячного денежного поощрения Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону.
Установить размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет судей в процентном отношении к должностным окладам судей:
- от 2 до 5 лет - 15 процентов;
- от 5 до 10 лет - 25 процентов;
- от 10 до 15 лет - 30 процентов;
- от 15 до 20 лет - 40 процентов;
- свыше 20 лет - 50 процентов.
- заработок за 3-х летний период при нанесении увечья должностному лицу или тяжкого повреждения его здоровью;
- заработок за 1 год при повреждениях здоровья, результатом которых не стала неустранимая потеря трудоспособности.
Правила по выплате компенсации не подлежат исполнению в ситуациях, когда ущерб, полученный самим судьей или его близкими (членами семьи), не связан с его служебной деятельностью.
Услуги по защите служащих арбитражной системы и судов общей юрисдикции в форме страхового обеспечения здоровья, жизни и имущества оказывают многие страховые структуры, в том числе «ВСК», «МАКС» и «Альянс».
По одному из вариантов соглашения по предусмотренным страховым происшествиям, имевшим место при осуществлении служебной деятельности, в ситуации гибели судьи «ВСК» предусматривает выплату 180 ежемесячных вознаграждений, в случае нанесения тяжкого вреда – 36 вознаграждений, а при легком ущербе – 12.
«МАКС» выполняет медицинское страхование судей (на основе добровольности) не только действующих, но и лиц в отставке, членов семей последних.
Медицинское страхование
Ежегодно правительством Российской Федерации утверждается программа по предоставлению государственных гарантий, предусматривающих в том числе бесплатные медицинские услуги служащим государственных структур определенных категорий, включая судей и их близких (членов семей).
В перечень подлежащих предоставлению услуг отнесены:
- медицинская помощь первичная;
- высокотехнологичные (включая специализированные) медицинские услуги при диагностировании некоторых видов болезней;
- медицинская помощь скорая;
- реабилитационное и восстановительные лечебные процедуры;
- мероприятия профилактического характера (иммунизация, дополнительная диспансеризация и иные).
Законодательно установлено право на получение лечения и обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных средств для судей и членов их семей и после прекращения госслужащим профессиональной деятельности (выхода в отставку, на пенсию) в лечебных организациях, где они обслуживались в период трудовой деятельности.
Страхование имущества судей
Принадлежащее судье на условии частной собственности имущество подлежит страхованию от хищения, уничтожения, повреждения в результате противозаконных поступков иных лиц.
Страхование распространяется на:
- объекты недвижимости;
- транспортные средства;
- строительные материалы на земельном участке, целевым назначением которого является индивидуальное жилищное строительство;
- домашний скот;
- ценности, предметы домашней обстановки.
При наступлении предусмотренной в соглашении страховой ситуации размер ущерба определяется на основании акта, составленного представителем СК, и документов компетентных служб о причинах и иных обстоятельствах повреждения или утери застрахованного имущества.
При уничтожении или хищении имущества ущербом будет считаться рыночная стоимость, по которой имущество было принято к страхованию, а при его повреждении – разница между рыночной ценой и стоимостью после повреждения.
Уплата страхового возмещения выполняется в размере, не превышающем страховой суммы по договору.
Меры, имеющие целью социальную защиту государственных служащих (судей) и членов их семей и включающие страхование жизни судьи, здоровья и имущества, являются одним из элементов гарантии независимости указанной категории и их подчиненности требованиям законов при выполнении служебной деятельности.
Страхование жизни и здоровья является разновидностью рискового личного страхования, страховым случаем для которого выступает причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица. Страховая выплата может осуществляться как единовременно, так и в виде периодических платежей на протяжении длительного периода времени, превращаясь из страхового возмещения в страховое обеспечение.
Гарантии по страхованию жизни и здоровья судей, отраженные в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральном законе от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», являются дополнительными к обязательному социальному страхованию и вызваны повышенной опасностью профессиональной деятельности судей. Страховой риск в этом случае относится к категории неизменных профессиональных рисков, сохраняющих свой уровень на протяжении служебной деятельности судьи, а также после ухода (удаления) его в отставку.
22
Анализируя практику реализации данной гарантии, ученые отмечает, что упомянутый в пункте 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» порядок установления факта отсутствия связи между причинением вреда жизни или здоровью судьи и его служебной деятельностью не регулируется каким-либо законом. 23
В связи с этим любые ограничения права судьи или его наследников на получение выплат при наступлении перечисленных в пункте 2 статьи 20 названного Закона страховых случаев могут оспариваться на основании положений статьи 937 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей последствия нарушения правил об обязательном страховании.
В связи с отсутствием единого нормативного правового акта, который бы регламентировал заработную плату судей, и «выпадением» системы оплаты труда судей из общего нормативного регулирования сходных правоотношений нормативное регулирование заработной платы судей нельзя признать удовлетворительным. По мнению ученых, наиболее приемлемым решением данного вопроса является установление для судей, как и для иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, размера ежемесячного вознаграждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2020 № 537 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации". 24
Размер этого вознаграждения должен быть определен для председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на уровне ежемесячного вознаграждения, получаемого Председателем Правительства Российской Федерации - главой высшего органа исполнительной власти.
Размер ежемесячного вознаграждения остальных судей должен определяться в процентном соотношении к ежемесячному вознаграждению председателей высших судов в соответствии с приложением к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».25
Предоставление основного и дополнительного отпуска судьям в рабочих днях не соответствует статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой продолжительность отпусков определяется в календарных днях. В работе изложены предложения по устранению данного противоречия.
Кроме того, приведены результаты анкетирования, отражающие мнение судей об обоснованности предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом стажа по юридической профессии и установленной законом продолжительности этого отпуска.
Обязательное государственное страхование имущества судей и членов их семей отнесено к разновидности трудовых прав, поскольку данная гарантия предоставляется только действующим судьям. Анкетирование показало, что наибольшее недовольство судей в нормативном регулировании данного вопроса вызывает обязательность наличия причинной связи между имущественным вредом и служебной деятельностью судьи. Второй причиной неэффективности норм о страховании имущества судей является недостаточное финансирование из федерального бюджета. Анализируя нормы гражданского и бюджетного законодательства, ученые делает вывод, что недостаточное бюджетное финансирование страхования имущества судей и членов их семей без отражения указанного обстоятельства в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год не может послужить основанием для отказа в реализации данных гарантий.26
Препятствует реализации социальных гарантий правового статуса судей в Российской Федерации отсутствие в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах норм возмещения командировочных расходов судей, а также расходов по переезду в случае упразднения или реорганизации суда. Решить данную проблему позволит нормативное закрепление фактически предоставляемого судьям уровня гарантий: оплата судьям командировочных расходов по нормам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы категории «руководители»;27
2.2 Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судей и членов их семей на примере Ивановской области.
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" гласит:28
Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее - должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее - оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). "Решение" об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.
Размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей:
- девятый квалификационный класс - 30 процентов;
- восьмой квалификационный класс - 40 процентов;
- седьмой квалификационный класс - 50 процентов;
- шестой квалификационный класс - 60 процентов;
- пятый квалификационный класс - 75 процентов;
- четвертый квалификационный класс - 90 процентов;
- третий квалификационный класс - 105 процентов;
- второй квалификационный класс - 120 процентов;
- первый квалификационный класс - 135 процентов;
- высший квалификационный класс - 150 процентов.
Установить размеры ежемесячного денежного поощрения Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону.
Установить размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет судей в процентном отношении к должностным окладам судей:
- от 2 до 5 лет - 15 процентов;
- от 5 до 10 лет - 25 процентов;
- от 10 до 15 лет - 30 процентов;
- от 15 до 20 лет - 40 процентов;
- свыше 20 лет - 50 процентов.