Файл: Современные ориентиры развития образования Тема Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, аспирантура.
Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.
Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура.
Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.
Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж — институт, университет и академия — аспирантура — докторантура.
Тенденции развития мирового образования.
Повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.
Увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
Практические задачи, задания, упражнения
2. Прослушать аналитическую лекцию Изменения в системах образования (общего и профессионального) в странах Европы» (Лектор: Курдюмова Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО, Москва). Выделить 5 тезисов, с которыми вы согласны и выделить идеи, которые вам представляются сомнительными)
Задачи:
1) сделать обучение в течении жизни и мобильность реальными
2) улучшить качество и эффективность образования и подготовки
3) продвигать справедливость, единство и активную гражданственность
4) усиливать креативность и инновации
Приоритетные области:
- борьба за социальную справедливость посредством образования
-сокращение числа неуспевающих (в том числе среди мигрантов)
Ключевые компетенции и базовые умения:
Выражения, характеризующие это понятие -
Общие умения, ключевые компетенции и умения, базовые умения.
1 грамотность
2 мультилингвальные способности
3 математическая и научно-естественная компетенция
4 компетенции в технологии и инженерии
5 цифровая компетенция
6 социальная, персональная компетенция и умение учиться
7 компетенция в гражданственности
8 компетенция в предпринимательности, культурная подготовка и экспрессия
Рекомендации
1 Необходимо обеспечивать обучение и воспитание детей раннего возраста
2 Совершенствовать школьное обучение, развивать начальное и продолженное профессиональное обучение и подготовку, модернизировать высшее образование.
Документы ЕС -
Европаспорт (паспорт навыков)
Общий документ европейских классификаций (более 1000 навыков)
Гибкие навыки, которые нужно развивать у школьников:
- рефлексия
- коммуникативные и договорные способности
- умение учиться
- навык командной работы
Образовательные инновации
1 продуктные инновации
2 подпроцессные инновации
Другой вариант
- педагогические инновации
- научные и методологические инновации
- образовательные и технологические инновации
Стемм подход к обучению
-Стемм когнитивный тьютеринг
- Система ответов аудитории
- Нейронно-обратная связь
- Альтернатива прямым инструкциям
- Физические упражнения
- Воплощённые сознания
Инновационная педагогика
-интеграция онлайн обучения в образовательные программы
- интеграция разных компонентов онлайн образования в оффлайн учебные процессы
-технологии виртуальной, дополненной реальности придут в классы
- электронный спорт
-искусственный интеллект
Концепция «больших идей»
Поддержка развития ключевых компетенций и инноваций
Стратегия поддержки педагогов
Реформы:
- Внесение изменений в образование, образовательной организации
Программа «копенгагенский процесс»:
- развитие новых методов и педагогик более ориентированных на ученика
-усиление равноправий между общим образованием и профподготовкой
-усиление внимания к образованию основанном на опыте и обучении на рабочем месте
-внедрение новых форм оценки
-диверсификация обучения образования и подготовки с помощью поддержки новых организаций
-реорганизация создания управляющих органов власти
Раздел 2. Основные тенденции в развитии современной науки
Тема 4. Наука и образование как феномены культуры (2 ч.)
2. Периодизация развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Наука, как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт, возникла в Европе, в Новое время, в XVI–XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
Наука не стоит на месте, познаются новые и новые объекты, уточняются старые знания, корректируются законы и теории. Благодаря этому происходят количественные изменения знаний, то есть постепенное накопление новых фактов, результатов наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих концепций. На этапах количественных изменений знаний наблюдается их преемственность. При этом каждая последующая ступень развития науки формируется на основе сведений, полученных на предшествующих ступенях, сохраняя все наиболее ценное из накопленного наследия.
Развитие классической науки
Под классической наукой обычно понимают определенный этап в ее функционировании и развитии, для которого характерно господство объектного и жестко детерминистического стиля исследования, господствовавшего в науке, начиная с ХVII вплоть до конца ХIХ – начала ХХ столетия. Истоки классической новоевропейской науки, как правило, связывают с именами Галилея, Ньютона, Лейбница, Декарта и других выдающихся ученых и мыслителей. Их усилиями была разработана механическая картина мира, в основе которой лежала системно обоснованная Ньютоном классическая механика как исторически первая научная теория.
Механистическая картина мира основывалась на принципиальном исключении субъекта познания и всего того, что связано с субъективно-личностными аспектами познавательной деятельности из совокупной системы знания, форм его философского осмысления и интерпретации. В результате изучаемые явления природы рассматривались как не связанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под воздействием механических сил. На протяжении трех столетий эта картина мира осуществляла экспансию на различные предметные области, расширяя ареал объяснительных возможностей классической парадигмы научного познания. Так, например, известный шведский ученый-натуралист К. Линней (1707-1778) разрабатывает классификацию форм и видов животного мира на основе использования принципов механистической методологии. Его знаменитое сочинение «Система природы», в котором обоснована бинарная классификация видов растений и животных написано под очевидным влиянием классической механики.
К концу XVIII – началу XIX столетия наука начинает активно использоваться в производстве, определяя его бурный прогресс от форм мануфактурной организации к машинной индустрии. Начинают формироваться технические науки, которые впоследствии стали выступать связующим элементом между естественнонаучным знанием и производственными технологиями. Возникает дисциплинарная организация науки, которая является важной вехой в ее развитии на этапе классики. В этот исторический период господства индустриальных форм организации производства и общественной жизни создаются предпосылки и для возникновения социально-гуманитарных наук. С их появлением завершается процесс формирования дисциплинарно организованной науки, и она обретает статус подлинной системы научного знания об основных сферах реальности, включая природу, общество и человеческий дух.
Несмотря на активную и многовекторную дифференциацию знания в течение нескольких веков существования классической науки, она, тем не менее, сохраняла приверженность неким общим методологическим ориентациям и формам рациональности, которые, собственно, и определяли ее мировоззренческий и операциональный статус.
К таким важнейшим особенностям классической науки в целом можно отнести следующие ее методологические интенции.
1. Финалистская интерпретация истины в ее абсолютном завершенном и не зависящем от условий познания виде. Эта интерпретация была обоснована в классической механике как методологическое требование при описании и объяснении идеализированных теоретических конструктов (материальная точка, сила и др.), призванных заменить в теории реальные природные объекты и их взаимодействие.
2. Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учёт случайных и вероятных факторов, которые оценивались как результат неполноты знания и субъективных привнесений в его содержание.
3. Элиминация из контекста науки всех субъективно-личностных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий.
Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся принципам аддитивности, требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик.
К концу XIX – началу XX века эти методологические интенции получают широкое признание и формируют классический тип научной рациональности. Считалось, что научная картина мира полностью построена и обоснована, а в перспективе необходимо будет лишь уточнять и конкретизировать отдельные детали этой картины.
Однако история науки распорядилась по-иному. В этот период последовал целый ряд научных открытий, которые никак не вписывались в существующую картину физической реальности.
Неклассическая наука
Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным
, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века – М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, но по истине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879–1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.
Как мы помним из предыдущего раздела, в механике Ньютона существуют две абсолютные величины – пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время – абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата – время.
Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить.
Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия, дал физическое истолкование геометрии Н. Н. Лобачевского (1792-1856).
Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.
Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координаты и импульсы, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и число фотонов и т.п.
Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.
Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура.
Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.
Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж — институт, университет и академия — аспирантура — докторантура.
Тенденции развития мирового образования.
Повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.
Увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
Практические задачи, задания, упражнения
2. Прослушать аналитическую лекцию Изменения в системах образования (общего и профессионального) в странах Европы» (Лектор: Курдюмова Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО, Москва). Выделить 5 тезисов, с которыми вы согласны и выделить идеи, которые вам представляются сомнительными)
Задачи:
1) сделать обучение в течении жизни и мобильность реальными
2) улучшить качество и эффективность образования и подготовки
3) продвигать справедливость, единство и активную гражданственность
4) усиливать креативность и инновации
Приоритетные области:
- борьба за социальную справедливость посредством образования
-сокращение числа неуспевающих (в том числе среди мигрантов)
Ключевые компетенции и базовые умения:
Выражения, характеризующие это понятие -
Общие умения, ключевые компетенции и умения, базовые умения.
1 грамотность
2 мультилингвальные способности
3 математическая и научно-естественная компетенция
4 компетенции в технологии и инженерии
5 цифровая компетенция
6 социальная, персональная компетенция и умение учиться
7 компетенция в гражданственности
8 компетенция в предпринимательности, культурная подготовка и экспрессия
Рекомендации
1 Необходимо обеспечивать обучение и воспитание детей раннего возраста
2 Совершенствовать школьное обучение, развивать начальное и продолженное профессиональное обучение и подготовку, модернизировать высшее образование.
Документы ЕС -
Европаспорт (паспорт навыков)
Общий документ европейских классификаций (более 1000 навыков)
Гибкие навыки, которые нужно развивать у школьников:
- рефлексия
- коммуникативные и договорные способности
- умение учиться
- навык командной работы
Образовательные инновации
1 продуктные инновации
2 подпроцессные инновации
Другой вариант
- педагогические инновации
- научные и методологические инновации
- образовательные и технологические инновации
Стемм подход к обучению
-Стемм когнитивный тьютеринг
- Система ответов аудитории
- Нейронно-обратная связь
- Альтернатива прямым инструкциям
- Физические упражнения
- Воплощённые сознания
Инновационная педагогика
-интеграция онлайн обучения в образовательные программы
- интеграция разных компонентов онлайн образования в оффлайн учебные процессы
-технологии виртуальной, дополненной реальности придут в классы
- электронный спорт
-искусственный интеллект
Концепция «больших идей»
Поддержка развития ключевых компетенций и инноваций
Стратегия поддержки педагогов
Реформы:
- Внесение изменений в образование, образовательной организации
Программа «копенгагенский процесс»:
- развитие новых методов и педагогик более ориентированных на ученика
-усиление равноправий между общим образованием и профподготовкой
-усиление внимания к образованию основанном на опыте и обучении на рабочем месте
-внедрение новых форм оценки
-диверсификация обучения образования и подготовки с помощью поддержки новых организаций
-реорганизация создания управляющих органов власти
Раздел 2. Основные тенденции в развитии современной науки
Тема 4. Наука и образование как феномены культуры (2 ч.)
2. Периодизация развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Наука, как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт, возникла в Европе, в Новое время, в XVI–XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
Наука не стоит на месте, познаются новые и новые объекты, уточняются старые знания, корректируются законы и теории. Благодаря этому происходят количественные изменения знаний, то есть постепенное накопление новых фактов, результатов наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих концепций. На этапах количественных изменений знаний наблюдается их преемственность. При этом каждая последующая ступень развития науки формируется на основе сведений, полученных на предшествующих ступенях, сохраняя все наиболее ценное из накопленного наследия.
Развитие классической науки
Под классической наукой обычно понимают определенный этап в ее функционировании и развитии, для которого характерно господство объектного и жестко детерминистического стиля исследования, господствовавшего в науке, начиная с ХVII вплоть до конца ХIХ – начала ХХ столетия. Истоки классической новоевропейской науки, как правило, связывают с именами Галилея, Ньютона, Лейбница, Декарта и других выдающихся ученых и мыслителей. Их усилиями была разработана механическая картина мира, в основе которой лежала системно обоснованная Ньютоном классическая механика как исторически первая научная теория.
Механистическая картина мира основывалась на принципиальном исключении субъекта познания и всего того, что связано с субъективно-личностными аспектами познавательной деятельности из совокупной системы знания, форм его философского осмысления и интерпретации. В результате изучаемые явления природы рассматривались как не связанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под воздействием механических сил. На протяжении трех столетий эта картина мира осуществляла экспансию на различные предметные области, расширяя ареал объяснительных возможностей классической парадигмы научного познания. Так, например, известный шведский ученый-натуралист К. Линней (1707-1778) разрабатывает классификацию форм и видов животного мира на основе использования принципов механистической методологии. Его знаменитое сочинение «Система природы», в котором обоснована бинарная классификация видов растений и животных написано под очевидным влиянием классической механики.
К концу XVIII – началу XIX столетия наука начинает активно использоваться в производстве, определяя его бурный прогресс от форм мануфактурной организации к машинной индустрии. Начинают формироваться технические науки, которые впоследствии стали выступать связующим элементом между естественнонаучным знанием и производственными технологиями. Возникает дисциплинарная организация науки, которая является важной вехой в ее развитии на этапе классики. В этот исторический период господства индустриальных форм организации производства и общественной жизни создаются предпосылки и для возникновения социально-гуманитарных наук. С их появлением завершается процесс формирования дисциплинарно организованной науки, и она обретает статус подлинной системы научного знания об основных сферах реальности, включая природу, общество и человеческий дух.
Несмотря на активную и многовекторную дифференциацию знания в течение нескольких веков существования классической науки, она, тем не менее, сохраняла приверженность неким общим методологическим ориентациям и формам рациональности, которые, собственно, и определяли ее мировоззренческий и операциональный статус.
К таким важнейшим особенностям классической науки в целом можно отнести следующие ее методологические интенции.
1. Финалистская интерпретация истины в ее абсолютном завершенном и не зависящем от условий познания виде. Эта интерпретация была обоснована в классической механике как методологическое требование при описании и объяснении идеализированных теоретических конструктов (материальная точка, сила и др.), призванных заменить в теории реальные природные объекты и их взаимодействие.
2. Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учёт случайных и вероятных факторов, которые оценивались как результат неполноты знания и субъективных привнесений в его содержание.
3. Элиминация из контекста науки всех субъективно-личностных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий.
Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся принципам аддитивности, требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик.
К концу XIX – началу XX века эти методологические интенции получают широкое признание и формируют классический тип научной рациональности. Считалось, что научная картина мира полностью построена и обоснована, а в перспективе необходимо будет лишь уточнять и конкретизировать отдельные детали этой картины.
Однако история науки распорядилась по-иному. В этот период последовал целый ряд научных открытий, которые никак не вписывались в существующую картину физической реальности.
Неклассическая наука
Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным
, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века – М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, но по истине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879–1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.
Как мы помним из предыдущего раздела, в механике Ньютона существуют две абсолютные величины – пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время – абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата – время.
Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить.
Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия, дал физическое истолкование геометрии Н. Н. Лобачевского (1792-1856).
Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.
Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координаты и импульсы, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и число фотонов и т.п.