Файл: Современные ориентиры развития образования Тема Стратегия и ресурсы развития современного образования (4 час.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории. Так, А. Лай выдвинул идею создания школы действия вместо школы учебы, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение А. Лай рассматривал прежде всего исходя из природы ребенка, т.е. как "реакции, моментальное приспособление к окружающим условиям". Альфред Вине, анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что учащийся должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в т. н. гомогенных классах, объединяющих учеников со сходными уровнем развития и способностями.

Представители реформаторской педагогики (Г. Кершенштейнер, Э. Шенкендорф - Германия, Д. Дьюи - США и др.) уделяли особое внимание трудовому обучению и воспитанию. При этом они проявляли разный подход. Так, Георг Кершенштейнер (1854 -1932) видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Джон Дьюи рассматривал трудовое обучение и воспитание в школе не как профессиональную подготовку, а прежде всего как условие общего развития. Он видел в ручном труде средство "показать детям основные нужды общества и способы удовлетворения их". Для него было важно понимание труда как мотива и метода обучения. По мнению Дьюи, занятия по труду должны стать "центром, вокруг которого группируются научные занятия". Представители нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников. Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания и активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием обновления школьного образования в первой половине XX столетия. Детищем реакционной идеологии оказалась в первой половине века фашистская педагогика. Главным очагом ее была нацистская Германия (Э. Крик, А. Боймлер, Г. Гюнтер и др.). Ее идеологи пытались обосновать расово-биологическую теорию воспитания, имеющую целью утвердить "избранность" и "превосходство" немецкой расы, проповедовали непререкаемый авторитаризм воспитания.


3. Постнеклассическая наука (вторая половина XX- начало XXI в.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы.

Среди важных мировых тенденций развития педагогики и образо­вания во второй половине XX в. - курс на демократизацию школь­ных систем; диверсификацию и дифференциацию образования; гума­нистическую направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельное!!., самостоятельность учащихся; модернизацию классно-урочной систе­мы; педагогизацию новейших технических средств; интеграцию школьного и внешкольного воспитания и образования.

Социальная педагогика. Социальная педагогика базируется на тра­пп тонной идее о роли воспитания и образования как ретранслято­ров культуры прошлого. Обучение и воспитание трактуются как пере­дача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. В этой связи подчеркивается актуальность сохранения в обновленном виде систематического академического образования. Подобная программа аргументируется в концепциях, где социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности. Интерпретаторы социального воспитания ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезнен­но вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биоло­гический и социальный факторы воспитания действуют в связке, причем среда корректирует наследственность. В школе видят основ­ное социальное условие воспитания. Она представляется специфической моделью общественной среды. При этом едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.

Идейный поток социальной педагогики представляют авторитет­ные в научном мире мыслители. Так, французские педагоги П. Бурдье, Л.Кро, Ж. Мажо считают аксиомой социальную детерминацию процессов развития просвещения, связывают необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, в соотношении между рабочим и свободным временем.

Американские ученые П. Блум, Р. Ганье также акцентируют роль и значение общественного фактора в становлении личности. Ими предложена рационалистическая педагогическая модель, где упор сделан на проблеме усвоения знаний и социальной адаптации молодежи через образование. Блум и Ганье утверждают, что всякая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе об­разования. Успешное обучение должно представляться определенными условиями: внутренними (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков) и внешними (организация процесса обучения, структура изучаемого материала и т.д.)



Свое понимание социальной педагогики у японских ученых. Так, Квйко Секи, Тадаши Эндо и другие считают, что воспитание через со­циум не только позволяет осваивать картину мира, но также помогает умерять эгоцентризм отдельной личности. Педагоги Японии полага­ют, что ребенок должен быть готов без боязни вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь. Особый упор делается на воспитании группового сознания, которое позволя­ет личности с максимальной отдачей вкладывать силы, знания, про­фессиональные умения в общественно значимые ценности, исклю­чать враждебное отношение к социальной действительности.

Феноменологическая педагогика. Иной взгляд на образование у представителей феноменологического направления. Они исповедуют приоритет индивидуально ориентированного, гуманистически на­правленного воспитания и образования. Красной нитью в их рассуж­дениях проходит мысль о персональном обучении. Разделяя такой подход, представители, например, нового воспитания и гуманистиче­ской психологической школы рассматривают как веление дня пово­рот в воспитании к личности ребенка.

Идеи нового воспитания влиятельны во Франции. Один из его лидеров Роже Галь (1906-1966) определял личность как биологиче­ское существо с природной рефлексией, которая позволяет приспо­сабливаться к среде. С одной стороны, признается важность взаи­модействия личности со средой, а с другой - провозглашается независимость индивида от социального окружения. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и ува­жительном к ней отношении.

Новое воспитание опирается на исследования по психологии ре­бенка. Так, черпаются аргументы в идеях швейцарского психолога Жа­на Пиаже (1896-1980), открывшего при изучении механизма познава­тельной деятельности ребенка новые явления: эгоцентризм мышления, нечувствительность к логическим противоречиям, миро­воззренческий идеализм. Им предложена периодизация развития дет­ского интеллекта от рождения до 14-15 лет, на заключительном периоде которого возникает способность к суждениям посредством гипотез. Обучение, по Пиаже, должно состоять прежде всего в созда­нии ситуаций, мотивирующих активность ребенка.

С европейским новым воспитанием перекликаются суждения лидеров гуманистической психологической школы в США: А. Маслоу(1908-1970), К. Роджерса (1902-1987). Они высказали озабоченность в связи с процессом дегуманизации воспитания и настаивали на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей человека, бережном отношении к личности, предложили педагогам отказаться от традиции быть господами своих подопечных. Роджерс, аргументируя свою кон­цепцию личностного самоопределения («Я-концепцию»), советует на­учить воспитанника поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса: «злых людей не должно быть; если человек жесток и черств, таким его сделало воспитание».


3. Заполните таблицу «Формы научного познания в педагогике»

№ п/п

Форма научного познания

Определение

Пример в педагогике

1

Проблема

Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.

Проблема внедрения дистанционных технологий в школьное образование

2

Факт

Научный факт - это форма научного знания, фиксирующая достоверные данные, установленные в процессе научного познания.

Планета Земля имеет форму геоида

3

Гипотеза

Предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения.

Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

4

Категориальный аппарат

Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта.

В педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.

5

Теория

Высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются основным положениям или выводятся из них по логическим законам.

Согласно принципу плавучести Архимеда, сила, действующая на погруженный или частично погруженный объект, равна массе жидкости, которую смещает объект.


Вывод: подводя итог рассмотрению различных форм научного познания, необходимо отметить, что различные теории синтезируются в целостную научную картину мира как интегративную систему представлений о мире, вырабатываемую внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученную на конкретно-историческом этапе развития науки.