Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание на рефлексию. Осуществите рефлексию - самоанализ
собственной деятельности на занятии.
1. Что вы знаете по изученной теме?
2. Что вы освоили плохо?
3. Сформулируйте главные полученные вами результаты и способы, с помощью которых вы их достигли. Какие ошибки вы допустили при выполнении заданий? Почему остался неусвоенным материал?
4.Сформулируйте, какие ключевые проблемы в своей профессиональной деятельности сегодня вы обнаружили?
5. Исправьте их в домашней работе и если необходимо обратитесь за помощью к преподавателю (товарищу).
Текущий контроль. Напишите полным ответом.
1. В чем предметная специфика школьного курса «Биология»?
2. Какова структура школьного предмета «Биология»?
3. Какова роль структурных компонентов школьной программы по биологии для учителя, учащихся?
4. Почему стандартизация содержания школьного курса биологии - центральное направление его совершенствования?
Задания для самостоятельной работы
1. Задание по теме занятия.
1. Сравните типовую и авторскую (на выбор) программы «Биология.
Растения. 6 кл.». Определите в них различие целей, содержания и структуры.
Результаты запишите в виде таблицы. Что дает испольхзбблвание многообразие программ по биологии?
2 . Готовимся к уроку.
Самостоятельно выполните профессиональную деятельность учителя по работе с программой. Для этого, используя программу, подготовьтесь к уроку по теме: «Строение и функции растительной клетки». Подготовку осуществите по следующему алгоритму педагогической деятельности.
1. Запишите тему урока ( в соответствии с программой и вашей основной идеей этого урока).
2. Запишите место урока в теме (Определите, какой урок ему предшествует и какой следует за ним, как будут развиваться понятия темы).
3. Используя программу, определите дидактические цели урока – цели обучения, воспитания и развития на этом уроке;
4. Используя программу, определите содержание понятий, которые будут изучаться на этом уроке. Запишите формулировку новых понятий которые будут усваивать школьниками.
5. Используя соответствующий раздел программы, запишите (ниже запиатцелей)
требования к знаниям и умениям школьников, которые должны быть усвоены и сформированы на этом уроке;


6. Используя программу, запишите темы программных лабораторных и практических работ, предусмотренных при изучении темы (если темы указаны в программе);
7. Используя программу, запишите Ваш комментарий к отметке «5» за ответ школьника на этом уроке.
3. Творческое задание:
1. В учебном предмете «Биология» объектом изучения учащихся является живая природа, организм человека и его здоровье как реально функционирующие живые объекты разных уровней организации и эволюции (это растения, животные, человек, экосистемы и т.п.). Создайте эмблему учебного предмета «Биология», в которой отразится его образовательная сущность. Приклейте ее на титульный лист рабочей тетради по теории и методике обучения биологии, пусть она воодушевляет вас в творческом учительском росте!
4. Индивидуальные задания по теме следующего занятия. Получите в библиотеке ( найдите в Интернете) школьный учебник под ред. В.В.Пасечника «Биология. 6 кл.
Бактерии Грибы Растения»-М ,: Дрофа, 20012. Скачайте тематическое планирование по разделу «Биология. 6 кл. Растения» из сайтов Интернет.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997.– № 4.– С.11–17.
2. Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской федерации.– М.:
Славянский дом книги, 1999.– С 224– 245.
3. Программно
– методические материалы. Биология. 6-11 кл. / Сост.
В.С.Кучьменко.- З-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2000.
Занятие 2. Школьный учебник по биологии. Методика работы с ним.
Книга – духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому заступающему на его место. Вся жизнь человека последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, кристаллизовались все учения, потрясавшие сердца. Но в книге не одно прошедшее, она создает документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями.
Герцен А.И.
Задачи: способствовать усвоению студентами понятий о школьном учебнике, его структурных компонентах и их функциях; формированию умений анализировать школьный учебник биологии как основу их выбора из многих; формировать знания о методе – работа с учебником и профессиональные умения организовывать познавательную деятельность школьников по изучению ученика биологии.
Оборудование: школьные программы и учебники по курсу биологии 6 кл. Методические разработки уроков по разделу «Растения».


План и содержание занятия
1. Проверка выполнения самостоятельной работы (защита индивидуальных проектов).
2. Функции школьного учебника биологии. Анализ содержания и структуры на конкретном примере.
3. Методико- психологический анализ школьного учебника биологии.
4. Метод - работа с учебником биологии. Методика организации работы с учебником на основе дифференцированных заданий.
1. Проверка выполнения самостоятельной работы
1. 1.Отчитайтесь о выполненном задания «Готовимся к уроку»: расс кажитео последовательности деятельности учителя при использовании программы при подготовке к уроку (индивидуальный отчет).
1. 2. Работа в паре: сделайте отчет выполнению задания о сравнении типовой и авторской программы (содержание тем, структура) по разделу о растениях.
Методические проблемы.
1. В современной школе действует около 40 учебников биологии. Это позволяет дифференцировать содержание биологического материала и обучая удовлетворять разные потребности школьников, учитывая индивидуальные способности, интересы, но такое многообразие создает проблему для учителя при выборе: какой лучше, какой из многих учебников выбрать.
2. Многообразие учебников сводится к их различному содержанию и структуре. Проблема заключается в том, чтобы учебник был помощником ученику при усвоении материала и учителю в организации развития личности ученика. Поэтому при выборе учебника из многих необходимо ориентироваться на такой, который помогает эффективней организовать процесс обучения, воспитания и развития, выбрать развивающий учебник биологии.
3. В век информационных технологий в школы приходят электронные учебники биологии, это создает проблему организации творческих методов работы с ним и обучения биологии (проектный, исследовательский, презентации, медиаобразования и др.).
2. Задания для самостоятельной работы в аудитории
Задание 1. Какие требования предъявляются к
современному учебнику биологии?
Прочитайте в теоретическом блоке материал о школьном учебнике. Запишите в чем сущность школьного учебника. Каковы его функции для ученика? для учителя?

Задание 2. Анализ учебника биологии. Проанализируйте учебник биологии по каждому структурному компоненту.
Анализ учебника - это его мысленное расчленение на
компоненты и их характеристика по функциям, которые они
выполняют в учебном процессе. Результаты анализа запишите в таблицу 2. Выполнение задания завершите дома. Для выполнения задания прочитайте в теоретическом блоке абзац о структурных компонентах учебника и рассмотрите рис. 4. (схему структурных компонентов учебника запишите).
Таблица 2
Анализ учебника биологии (название и автор учебника)
Компонент учебника
Его качественный анализ
Функции компонента учебника
1.Основной текст
2.
3……
В учебнике преобладает описательный текст
Это
(описательный текст) обеспечивает
усвоение
биологических
фактов
на
репродуктивном уровне; снижает развивающие, мотивационные функции учебника;……….
Задание 3. Функции учебника. Прочтите в теоретическом блоке абзац о функциях учебника. Проанализируйте с этих позиций содержание и методический аппарат 1-5 любых параграфов учебника. Запишите в виде таблицы, какие функции он потенциально может выполнять? Задание закончите дома.
Таблица 3
Функции учебника биологии /название и автор…/
Функции учебника
Характеристика функций
1. Информационная
Каков стиль изложения, его научный и личностно значимый материал, какие принципы отбора материала реализованы в нем - систематичености, доступности, наглядности и др.
2. Систематизирующая
Какова доля приемов по систематизации учебного материала (сколько – «много», «мало» таблиц, схем, выводов, обобщающих и систематизирующих материал
3. Трансформационная
( качество адаптации учебника)
4. Воспитательная
Каков потенциал в формировании мировоззрения, ценностей, установок, активизации экологического и здоровьесберегающее поведения и др.
5. Развивающая
Какие и сколько (много или мало) теоретических и практических заданий, упражнений, проектов и др.,

организующих деятельность на развитие всех сфер личности, обращений, личностно значимого материала и др.
Например, учебник не ориентирован на развитие личности, т.к. преобладают репродуктивные задания, нет ( мало…, …%..) творческих заданий, упражнений, проектов…
6. Закрепления
Предусмотрены или ли нет задания, упражнения, задачи на первичное и итоговое закрепление,
7. Мотивационная
Насколько аппарат учебника заинтересовывает, мотивирует учение школьника …
8. Контролирующая.
Какие задания, их уровень, методы и формы контроля, организация самоконтроля
Задание 4*. Метод обучения - работа с учебником. Примените мотод - самостоятельная работа ученика с учебником. Для этого
выберите понятие и запишите методику работы с учебником при усвоении
этого понятия. Разработать методику означает (используйте схему 1):
1. определить и записать дидактическую цель, которую вы
планируете достичь применяя метод – работа с учебником;
2. сформулируйте и запишите задание которое организует работу ученика с учебником, например Задание. Прочитайте абзац…. и сформулируйте определение понятия…. «соцветие» );
3. , метод и прием, с помощью которого вы считаете целесообразно управлять формированием умениями и усвоением этих знаний.
Схема 1
Методика работы с учебником биологии
Дидактическая цель (может быть)
Изучение нового Повторение Закрепление Контроль и
материала
самоконтроль
Уровень задания - требования предъявляемые в заданий при работе с учебником
Репродуктивный Поисковый
Творческий
(воспроизведение (поиск решения (самостоятельное содержания учебника) проблемы в учебнике) решение проблемы с помощью учебника)
Приемы работы с учебником (могут быть )
Работа с работа с текстом работа с работа с компонентом
компонентом аппарата
аппаратом иллюст- ориентации

ориентации рациями
1   2   3   4   5   6   7

Методические приемы работы с данным учебником
Составление Тезирование Конспектирование
Цитирование Пересказ текста
плана
рассказа Определение понятия
Биологический диктант
Задание 5* Разработайте и запишите дифференцированные
задания для организации работы школьников с учебником биологии.
(по уровню самостоятельной деятельности учащихся). Письменно составьте 20 заданий по работе с учебником (по аналогии с приведенными ниже (таблица), для организации усвоения 20 любых понятий.
Выполнение задания завершите дома. Для выполнения используйте примеры заданий из таблицы 4.
Таблица 4
Примеры дифференцированных заданий для организации работы школьников с учебником биологии.
Типы и виды дифференцированных заданий, организующие работу с учебником
Формулировка заданий по работе с учебником
Задания по работе с
аппаратом ориентации
(вводные уроки)
1. Задание Что можно узнать с помощью титульного листа учебника?
2. Задание Как, пользуясь титульным листом, можно выписать книгу в библиотеке?
3. Задание Прочитайте предисловие к учебнику, найдите условные обозначения, которые в нем используются.
Какую роль они играют?
4. Задание Найдите в параграфе. Объясните, что означают сигналы-символы?
5. Задание Какой учебный материал мы будем изучать сегодня? Прочитайте в оглавлении учебника,
6. Задание Пользуясь оглавлением, назовите какие
Царства живой природы и группы (классы, семейства) растений мы будем изучать?
7. Задание Рассмотрите форзац учебника и определите возраст /время происхождения/жизни на Земле папоротников, грибов.
8. Задание .Рассмотрите форзац учебника «Растения» определите предковые формы животных класса птиц.
9. Задание Прочтите слова, выделенные в параграфе курсивом, найдите определения этих понятий.

Задания
репродуктивного уровня
(репродуктивный
- требующий воспроизведения знаний и умений в объеме учебника). а) на комментированное
чтение;
б)
на
нахождение
необходимых сведений в
тексте,
составление
перечня объектов; в) ответы на вопросы,
приведение
доказательств.
10. Найдите лабораторный практикум в учебнике.
Прочитайте работу №2. Изучите ее дома. Выполните лабораторную работу следуя инструктивной карточке – стр. …..( или выполните абзац 1-4, 7, изложенные в лабораторной работе № 4).
Задание Прочитайте абзац….. что называется соцветием?
Задание Каковы особенности строения цветка. Прочитайте об этом на стр… и рассмотрите рис….
Задание Найдите в тексте определение двудомных растений, прочитайте его.
Задание Прочтите 1–ый вопрос после параграфа….
Каковы особенности строения семян двудольных растений?
Задания на формирование
умений
работы
с
текстом
и
иллюстрациями
Задание 1. Прочтите текст параграфа / третий абзац/ о размножении растений. Какова биологическая роль размножения? Дайте определение понятия размножения.
Задание 2. Опишите строение семени двудольного растения, используя текст абзаца….и рисунок…
Задание 3. Прочтите в тексте сведения о том, что такое кровь, плазма крови, внутренняя среда?
Задание 4. Прочитайте текст параграфа, найдите сведения какие типы простейших соцветий сформировались у растений. Рассмотрите рисунок.
Заполните схему «Соцветия растений».
Задание
5.
Ответьте на вопрос
№…., сформулированный после параграфа.
Задание
6.
Прочтите текст, рассмотрите рисунок…приведите доказательства приспособленности пыльцевого зерна к оплодотворению.