Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тематическим (его еще называют календарным, т.е. планирование уроков в соответствии с числами учебного года)и
планирование урока. Поурочное планирование может быть простым – план – схема
образовательного процесса и расширенным, или план-конспект урока.
Основная цель тематического планирования – в теоретическом осмыслении содержания и структуры темы, видение его целостным, определение его роли в обучении, воспитании и развитии личности. Тематическое планирование – распределение учебного материала темы должно происходить в научной (биологической) логике. Эту логику определяют так: какие главные биологические идеи, фундаментальные понятия, связи
(внутрипредметные и межпредметные) должны быть соблюдены при обучении в теме.
Тематическое планирование позволяет учителю видеть перспективу изучения биологического материала, наметить ближние и дальние цели, предвидеть результаты, определять оптимальные пути достижения целей и корректировать процесс обучения, ликвидируя ошибки, накопившиеся в знаниях учеников. План-конспект урока - это
хронометражное планирование всего образовательного, воспитательного и
развивающего процесса на уроке, проектирование и прогнозирование работы учителя
(конкретные задачи, какие методы и приемы, форма урока, особенности коллектива и каждого ученика), которые прописываются в конкретной форме, нацеленные на достижение задач. План-конспект урока не может быть заменен схемой или кратким планом. Краткий план пишет учитель со стажем работы. Студенты должны спроектировать план- конспект в котором отразить:
Тема; тип и вид урока;
Домашнее задание.
По теме текущего занятия. Задание 1. Завершите задания № 1, 2, 3.
Задание 2. Подготовьтесь к педагогической практике . Для этого воспользуйтесь списком методической литературы по разделу биологии растений (Приложение 1.). и составьте цели урокаСоставьте тематическое планирование по теме ….. ( в по заданию преподавателя). Используйте литературу - источники где раскрыта методика уроков по разделу биологии растений.
Занятие 4. Методический анализ раздела «Биология. 6 кл. Растения.
Бактерии. Грибы. Лишайники.» направления его совершенствования.
Задачи. Формировать профессиональные умения методического анализа программ и учебников по разделу о растениях (целей, содержания, структуры, особенностей форм и методов обучения), на основе чего,

предложить совершенствование содержания и структуры этого курса биологии.
Оборудование и пособия: школьные программы, учебники по биологии растений; аннотированные библиотечки основной методической литературы для учителя и учащихся (Приложение 1); комплекты предметной, натуральной, аудиовизуальной и печатной наглядности по разделу биологии растений.
План и содержание занятия
1. Выполните контрольную работу
1. Дайте определение содержания биологического образования. Каковы особенности содержания раздела по биологии растений?
2. Дайте определение школьного учебника. Каковы основные компоненты и их методическая роль в школьном учебнике биологии для 6 класса?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Методический анализ раздела о растениях. Осуществите анализ целей (в программе по биологии), исходя из целей учебного предмета вычлените специфические цели обучения в разделе о растениях.
Запишите их.
Задание 2. Анализ. Осуществите методический анализ содержания раздела по биологии растений (в программе и учебнике). Определите какие компоненты содержания есть в учебнике, каких нет, результаты запишите в таблицу. Закончите выполнение дома и делайте вывод об особенностях содержания раздела по биологии растений ( учебник ….автор).
Задание 3. Анализ структуры школьного учебника. Определите структуру учебника. Для этого откройте оглавление учебника и определите биологическую идею, которая устанавливает связи между темами. Запишите, что и определите какая основная Запишите, на что, по Вашему мнению влияет структура курса.
Схема 2
Содержание школьной биологии
1. Биологические 2. Опыт деятельности 3. Опыт творческой
знания ( способы деятельности) деятельности

4. Опыт
ценностного
отно-
шения
к живой
природе,
здоровью,
Эмпирические теоретические методологические себе
-биологические: биологические: -знания о биоло- представления - понятия гических методах
- факты, события - закономерности познания биологическая - законы номенклатура - теории
- идеи
Таблица 6
Характеристика содержания учебника о растениях ( Ф.И.О.)
Знания
Умения
Опыт творческой деятельност и
Опыт эмоциональ но- ценностного отношения к миру
Эмпиричес- кие
Методологи чес- кие
Теоретичес- кие
Преобладаю т биологичес- кие факты, анатомо- мор- фологичес- кие понятия

Методы изучения растений: наблюдения, эксперимент ы, определения видов и др……
Идеи о связи строения и функций, эволюцион- ном развитии растительно
- го мира
……….
Пользоватьс я увеличитель ными прибо- рами, определител ями растений…
….
Лишь провозгла- шен в программах,
т.к. заданий на творческую деятельнос- ть……..
Частично, т.к. лишь формирова- ние ценностного отношения к растениям -
«краснокни жникам»…
….
Задание 4. Содержание биологического материала в разделе по биологии
растений. Дома завершите анализ содержания, сравнив его в типовой программе и авторской программе. Заполните таблицу. Сделайте вывод о направлениях развития содержания по биологии растений в авторских программах.
Таблица 7


Особенности содержания биологии растений в авторских программах.
Авторский коллектив программы
Особенности программы целей содержания структуры методики
Занятие 5. Методика организации процессе обучения для усвоения
биологических понятий
Задачи: продолжить формирование знаний о биологических понятиях и методике их формирования, усвоения в процессе обучения биологии; продолжить формировать профессиональные знания и умений конструирования методики формирования и развития биологических понятий в реальном процессе обучения.
Пособия и оборудование: наглядные пособия-таблицы, гербарные листы, натуральные объекты по разделу растений. Полный набор оборудования и УМК для реализации урока на выбранную тему.
План и содержание занятия в аудитории
1. Проверка выполнения самостоятельной работы.
2. Методика формирования биологических понятий.
3. Методика усвоения биологических понятий
4. Методика проектирования уровня усвоения биологических понятий.
Контрольная работа
А/ Дайте психолого–педагогичскую характеристику процесса усвоения. Почему проблема усвоения, учения является фундаментальной, основной в образовании?
Б/ процесс учения (усвоения) как многокомпонентный включает стадии….
Можно ли на одном уроке усвоить понятие, например о соцветии, фотосинтезе, кровообращении у кольчатых червей, критериях вида и др.). Если да, то при каких условиях?
В/ какие условия необходимо создать, чтобы обеспечить начальный этап усвоения - восприятие биологического материала?
Г/ какие условия процесса обучения обеспечат осмысление школьниками биологического материала?
Д/ запоминание учебного материала является составной частью процесса усвоения, придумайте систему заданий учащимся, которые помогут им запомнить биологические понятия (систему мнемических и мнемотехнических приемов запоминания).

Методические проблемы.
1. Знания ученика – его обученность, бывает тогда высока, когда происходит усвоение. Этот процесс во многом зависит как от внешних условий – деятельности учителя и методов, форм, средств обучения выбранных им, так и от самого ученика, его активности. Где «золотая середина»?
Задания для самостоятельной работы студентов.
Задание 1. Методика формирования понятий. Разработайте фрагмент урока с целью - формирования биологических понятий: группа 1- особенности строения растительной клетки; группа 2 – морфологических
(тема «Побег); группа 3 – физиологических (тема «Лист») ; группа 4 – экологических.
При проектировании методики усвоения понятий воспользуйтесь алгоритмом изложенным ниже, по которой должен следовать учитель при формировании понятий.
Краткая характеристика уровня усвоения знаний и типа учения
Под уровнем усвоения, В. Беспалько понимает качественно различные виды деятельности и качественно различный результат ( приобретенные знания) и выделяет четыре уровня усвоения.
Первый уровень - узнавание, различение, распознавание характеризуется диффузно - рассеяннным представлением о биологическом объекте или явлении. Ученик может отли- чить один предмет от другого, но признаки указать не может. При этом уровне усвоения формируются знания-знакомства.
Если цель обучения предусматривает первый уровень усвоения понятия, то тип учения может быть репродуктивным. При репродуктивном учении деятельность учащегося состоит во внимательном слушании объяснения учителя или в работе с учебником, или в наблюдении за изучаемым биологическим объектом или процессом, в полном выполнении практических действий по инструкции или подсказке со стороны инструктора.
Для второго уровня усвоения характерно то, что ученик указывает признаки понятия, не различая существенные признаки от несущественных. Это уровень воспроизведения информации об объекте изучения на уровне памяти, или понимания. Результатом такого усвоения являются знания - копии. При цели обучения ориентированной на второй
уровень усвоения понятий, учебно - познавательная деятельность учащегося должна принимать более развернутую структуру, чтобы привести к осознанному и прочному
запоминанию основных алгоритмов деятельности. В этом случае психологией и методикой рекомендуются такие учебно-познавательные действия, которые связаны с переформулированием учебного материала (н-р, при изучении соцветия, звучит вопрос о том, можно ли цветущий подсолнух отнести к соцветию), его критическим осмыслением, поиском рационального принятия решения, сравнения и сопоставления вариантов. При этом типе учения учащемуся рекомендуется конспектирование и реферирование

учебного материала, выступление с докладом, проектом и в дискуссии, решение типовых биологических задач по всем изучаемым понятиям, участие в дидактических играх.
На третьем уровне ученик усвоил все существенные признаки, но понятие еще сковано единичными образами, оно не обобщено. Ученик умеет применить знания на практике в буквальном приложении к знакомым объектам и ситуациям. На этом уровне формируются
знаний- умения. Для достижения усвоения на третьем уровне усвоения учебно- познавательная деятельность организуется как поисковая, эвристическая. Здесь уместны проблемный тип обучения биологии, деловые игры, реального проектирования, решения нетиповых биологических задач и производственных ситуаций.
Четвертый уровень характеризуется тем, что понятие обобщено, усвоены существенные связи данного понятия с другими; ученик свободно оперирует понятием в решении различного рода задач, применяет знания на практике с переносом их на незнакомые, но аналогичные изученным ситуации и объекты и на не аналогичные, трансформированные. Четвертый уровень усвоения характеризуется как знания-
трансформации. При цели обучения ориентированной на достижение четвертого уровня усвоения, уместны решение и составление школьниками исследовательских и творческих биологических задач, постановка и самостоятельное решение научных проблем, исследовательская деятельность в природе, дискуссии по анализу и методике выполнения исследований.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Задание 1. Методика формирования биологических понятий
Разработайте фрагмент урока с целью формирования понятий: группа 1- особенности строения растительной клетки; группа 2 – морфологических
(тема Побег); группа 3 – физиологических (тема «Лист») ; группа 4 – экологических.
При проектировании методики усвоения понятий воспользуйтесь алгоритмом изложенным ниже, по которой должен следовать учитель при формировании понятий .
Алгоритм деятельности учителя при формировании понятиями
Основные этапы усвоения понятий
1этап
1.
Организация
восприятия
(чувственное познание
2. Восприятие на основе работы с
раздаточным и/или демонстрационным материалом.
2. 2 этап
3. Осмысление, уточнение общих
4. Какой должна быть и существенных признаков данного объекта или процесса и формулировка понятия о них на основе познавательной деятельности
4. Определение понятия о….?
5. Применение понятия
Методические условия
Наблюдение, ощущение и восприятие единичных предметов и/или явлений -
формирование представлений.
1,2. Предъявление раздаточного и /или

демонстрационного материал и формулировка задания к ним ( каких размеров?..какую форму имеет стрежневая корневая система, чем она отличается от мочковатой? формы, из чего состоит?,
3. Обогащение другими объектами и аналогичными явлениями, для уточнения понятия - логическими методами.
познания-задания
на
мышление:
сравните,
опишите,
осуществите
анализ,
абстрагируйтесь
от
второстепенных в чем главные
признаки листа как органа ?
4. Уточнение общих и существенных признаков; задание на осмысление понятия. ( В чем сходство с…, почему другая среда обитания?
Каково приспособление….
5. Сформулируйте ( дайте определение) понятие о ….( Что называется ….
Запишите определение понятия.

1. Определите и запишите понятие и методику организации первого этапа его формирования (чувственно-конкретного восприятия), при этом учтите особенности содержания биологических понятий (анатомические, физиологическое и т.д.).
Разработайте и запишите средства наглядности, вопросы беседы и задания для организации уточнения восприятия и наблюдения.
2. Предложите систему заданий, организующих приемы умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования и др.), выявляющих и уточняющих общие и существенные признаки, наблюдаемых объектов и явлений школьниками 11-12 лет. Запишите, как проверить качество представлений сформировавшихся у школьников на этом этапе?
3. Организуйте через задание определение понятия (выделение существенных признаков и элементов понятия).
4. Разработайте систему вопросов и заданий (задач) для закрепления и применения конкретного понятия.
Задание 2. Разработайте методику фрагмента урока, когда цель обучения
ориентирована на усвоение понятия об испарении у растений: I группа – первого
уровня; II группа- второго уровня усвоения; III группа- третьего уровня усвоения и
IY группа – формирование знаний- трансформаций. Для этого воспользуйтесь
характеристикой уровня усвоения и типом учения, которое обеспечивает его и
методическими пособиями к разделу о растениях.
Задание 3. Объясните теорией усвоения и развития биологических понятий,
полученные результаты контрольной работы, в которой отражен характер и уровень
усвоения биологических понятий. Какие типичные недостатки в усвоении понятий
здесь наблюдаются.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме текущего занятия: закончить тематическое планирование раздела о растениях;
Разработать конспект урока с целью формирования понятия о растении как целостном организме.
По теме следующего занятия: изучить систему программных лабораторных работ по разделу растений. Записать их в виде таблицы. Изучить методику формирования умений у школьников.
Теоретический блок
Методические проблемы:
1.
Задания для самостоятельной работы:
Творческие задания:
Готовимся к уроку
Подготовка к семинару