Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рефлексия
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Литература
Занятие 6. Методика школьных лабораторных работ. Методика разрабатывается на примере по биологии растений.
Задачи: обеспечить усвоение понятий о школьной лабораторной работе как форме самостоятельной практической деятельности учащихся, продолжить формирование умений проектировать методику школьных лабораторных работ ( на материале раздела о растениях) .
Оборудование и пособия: программы и школьные учебники, таблицы, натуральные средства (гербарии, коллекции, аудиовизуальные средства и др.), пособия, указанные в списке методической литературы.
Оборудование для школьных лабораторных работ.
План и содержание занятия
1. Методика организации школьной лабораторной работы ( обсуждение)
2. Разработка конкретного лабораторного занятия ее структурных компонентов.
3. Защита методики организации школьной конкретной лабораторной работы
Теоретический блок. Организация учебной предметной деятельности на
лабораторной
работе.
В психолого-педагогических исследованиях методика лабораторных работ по биологии строится на личностно-деятельностным подходе, потому что основана на учебной деятельности школьников (А. Н. Леонтьев, Л. С.
Выгодский, С. Л. Рубинштейн Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов,) и с учетом структуры личности (И. С. Якиманская, А. К. Маркова и др.). Понятие деятельности рассматривается как совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Деятельность она закономерно включает следующие компоненты: цели, мотивы, способы деятельности, операции результаты- (схема № ).
Но деятельность выполняет человек, личность (с позиции личностно-деятельностного подход). Поэтому, чтобы деятельность выполнялась необходимо школьника сформировать потребность ( зачем я буду выполнять эту деятельность?), и далее будучи субъектом деятельности, он сам формулирует цель деятельности, сам определяет характер этой деятельности, способы с помошью которого их выполнять, осуществляет ее самоконтроль и проектирует результаты. Методика лабораторной работы как самостоятельной деятельности школьника строится в соответствии с компонентами . структуры деятельности ( рис. ).

Индивидуальные задания.
Задание 1. Определите психолого-педагогические основы метода лабораторной работы.
Почему теория деятельностного подхода определяет методику школьных лабораторных работ?
Задание 2. Методика школьных лабораторных работ по биологии.
Изучите структуру лабораторной работы (схема № ). Смоделируйте, и запишите методику лабораторной работы по теме “Клеточное строение растений», следуя инструкции, приведенной ниже. Выполните школьную лабораторную работу в аудитории методом деловой игры.
Инструкция по подготовке и проведению лабораторной работы.
1. Определите содержание программной лабораторной работы.
2. определите дидактические и учебные цели лабораторной работы. 3.Определите, на каком этапе урока и на каком уровне познавательной деятельности учащихся проводится лабораторная работа.
4. Определите содержание инструктажа и заданий для учащихся.
5. Отберите необходимые для выполнения работы пособия и средства.
6. Разработайте содержание обобщающей беседы, предполагаемые ответы и критерии оценки деятельности учащихся.
7.Выполните фрагмент урока с методикой школьной лабораторной работы.
Схема № .
Методика лабораторной работ по биологии
I. Вводная беседа – подготовка к сознательному выполнению лабораторной работы
(беседа о содержании биологического материала, повторение знаний).


II. Дидактические задачи
Изучение нового материала
(иллюстрация изучаемых понятий)
Закрепление учебного материала
(усвоение биологических
ЗУН)
Актуализация и повторение изученного материала
Проверка усвоения
ЗУН
III. Инструктаж – разъяснение (устное, письменное, наглядное или комплексное) и показ способа осуществления действий.
1. Обсуждение задачь деятельности учениками (или организация самостоятельного целеполагания).
2. Предъявление задания (однозначность и определенность задания).
3. Требования к отчету.
4. Инструкция к способу выполнения задания:
Техническая (по безопасности работы)
Организационная
(время выполнения, характеристика объектов, формы работы , другое
IV.Самостоятельная деятельность учащихся:
По форме работы
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
По уровню деятельности
Воспроизводящая по алгоритму
Поисковая (без помощи учителя)
Исследовательская
(самостоятельная, в новой ситуации, в структуре научного познания: сбор фактов
– гипотеза
– эксперимент или наблюдение - результат)
V. Результаты самостоятельной деятельности.
Форма подведения итогов
Теоретические
Выводы
VI
Обобщающая беседа
Зарисовка биологических объектов или процессов самостоятельной
Монтаж натуральных объектов
Составление и заполнение схем, таблиц
Описание наблюдаемых объектов, процессов

VII.Оценка результатов работы
Задание 3. Выполните фрагменты уроков с программными лабораторными работами, (по заданию преподавателя) при формировании понятий о клетке, побеге, размножении растений, бактериях, грибах, лишайниках. При выполнении лабораторных работ определите их методику по схеме № .Запишите методику лабораторных работ в таблицу

Таблица №
Система лабораторных работ по разделу биологии растений.
Название темы методика лаборатор- ной работы
Дидактическая задача
Уровень познавательной деятельности учащихся
Форма работы учащихся
Средства деятельности

Задания для самостоятельной работы:
I. По теме текущего занятия:
Завершить индивидуальные задания. по моделированию технологии лабораторных работ раздела о растениях.
II. По теме следующего занятия:
Изучить теорию методов обучения биологии по следующим вопросам: 1.Понятие метода, проблема классификации методов обучения, система
2.Психолого-методические основы характеристика общедидактических и частнопредметных методов обучения;
3.Психолого-методическая характеристика и основы выбора методов- беседа, работа с учебником, биологический эксперимент, наблюдения.
Задание1. Определить цели обучения и содержание учебного материала, которое целесообразно изучать следующими методами: объяснительно – иллюстративными ( группа 1.); репродуктивными ( группа 2.), частично-поисковыми ( группа 3.), исследовательскими ( группа 4.). Письменно изложите содержание учебного материала ( биологических фактов, понятий, закономерностей ) и обоснуйте применение выбранных

методов обучения биологии, обеспечивающих его усвоение и развитие школьников.
Результаты оформите в виде таблицы. Для выполнения задания воспользуйтесь схемой
№……………..
Задание 2. Определите методы и приемы обучения биологии школьников
при формировании у школьников следующих понятий:
- «жизнедеятельность клеток, рост и деление клеток» (группа I);
- «типы корневых систем; особенности стержневой и мочковатой корневых систем»
(группа 2);
- «растительное сообщество» (группа 3);
– «общая характеристика царства грибов» (группа
4). Для выполнения задания используйте программу и учебники, определите объем и содержание этих понятий, определите цели обучения, используйте схему № .
Обоснуйте выбранную систему методов и приемов обучения биологии.
Задание 3. Определите цели и содержание учебного материала, а также соответствующие им методы обучения, которые обеспечат I, II и Ш уровни усвоения школьниками знаний. Воспользуйтесь, для выбора методов, схемой № , отражающей систему методов обучения биологии.
Схема №
Система методов обучения биологии.
Бинарная номенклатура.
I.Объяснительно- II. РепродуктивныеII. Частично-поисковые IV. Проблемные V. Исследовательские
иллюстративые

слов
есны
е
расск аз, бесед а, объя снен ие, работ а с учеб нико м, лекц ия, семи нар, диск уссия
, диал ог,
нагляд
ные
иллюст рация, демонст рация
(предме тная, изобраз ите- льная, аудиови зу- альная, графиче ская)
практичес
кие
наблюдени е, эксперимен т,
(биологиче ский, модельный, мысленный
) функциона льные пробы, решение задачи, самона- блюдение, распознава ние и определени е объектов, моделирова ние.
Упражнения
,
Задачи, лаборатор- ные и практически е работы
словесн
ые
рассказ, беседа, объясне ние, работа с учебник ом, лекция, семинар, дискусс ия, диалог, игра
Нагляд
ные
Иллюст рация, демонс трация
(предм етная, изобраз и- тельная
, аудиов изу- альная, графич еская)
практические
наблюдение, эксперимент
(биологичес- кий, модельный, мысленный), функциональ ные пробы, самонаблюден ие, решение задачи, распознавание и определение объектов и явлений, моделировани е учитель создаёт проблемную ситуацию; сам формулирует проблемную задачу, вопрос, задание; учитель выдвигает и решает проблему. самостоятел ьная деятельност ь по исследовани ю учащимися реально существую щей в науке проблемы, имеющей научное, прикладное значение или личностный смысл,
-
вид
деятельности
учащихся: репродуктивный с помощью учителя
-уровень
усвоения –1-ый- воспроизведение;
* умственная деятельность на уровне узнавания
*уровень знаний – 1-ый –
знания- знакомства
-
вид
деятельнос
ти
учащихся: репродуктив ный по образцу, алгоритму учителя;
- уровень
усвоения
*
2-ой
– воспроизвед ение
*2-ой
– знания
- копии
- вид деятельности учащихся: продуктивный самостоятельный, без помощи учителя
- уровень усвоения * 3-ий – применение
* 4-ый – творческое мышление
* 4-ый – знания-трансформации
- вид деятель- ности учащихся: продуктив- ный с помощью учителя
уровень
усвоения * 3-ий
– применение
*
4-ый
– творческое мышление
*3-ий – знания- умения
-
вид
деятельности
учащихся: продуктив- ный, самостоятельн ое познание в новой ситуации
-уровень
усвоения
*4-ый

творческий
(создание нового знания, идеи, способа решения задачи)
*
4-ый
– знания
- трансформа- ции
Задание 4. Осуществите анализ системы методов обучения, предложенной авторами методического пособия ( Калинова Г.С. Методика обучения ботаники) , для развития понятий о …………………. предположите уровень усвоения знаний и умений, который она обеспечит. Разработайте проблемный метод обучения для формирования этих же понятий.


Задание 5. Выберите систему частично поисковых методов и методических приемов для формирования понятий о: фотосинтезе ( подгруппа I); соцветиях растений (подгруппа II); двойном оплодотворении у растений ( группа III); общей характеристике царства
«Бактерии» ( подгруппа IY).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме текущего занятия: письменно сформулировать /спланировать/ задачи к уроку по теме: «Размножение растений. Вегетативное размножение растений.
Естественное вегетативное размножение растений». Учтите, что процесс образования, рассчитан на два урока.
По теме следующего занятия:
Приложение 1.
Текущий контроль знаний по теории
и методике обучения биологии

1   2   3   4   5   6   7

Тема 1: Школьный предмет «Биология» и документы, регламентирующие
учебный процесс по биологии.
Вариант 1. Выберите правильный ответ. Учебный предмет «Биология» это:
А) основы науки биологии
Б) методическая система
В) это методическая система целей, содержания, методов, форм и результатов обучения биологии.
Г) основы науки биологии
Вариант 2.
Государственный образовательный стандарт – это:
А) сборник законов об образовании
Б) комплекс учебников нового поколения
В) нормативный федеральный документ с комплексом норм и требований к содержанию образования
Г) совокупность авторских учебных программ
Одной из функций государственного образовательного стандарта является:
А) управление учебным процессом
Б) компьютеризация обучения
В) разработка программ и учебников
Г) расширение сети общеобразовательных учебных заведений
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает:
А) педагогическая наука
Б) путь исследования
В школьная методология
Г) метод изучения
Содержание школьной программы по биологии соответствует:
А) интересам учащихся
Б) требованиям администрации школы
В) интересам родителей
Г) требованиям государственного образовательного стандарта
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает:
А) педагогическая наука
Б) путь исследования
В школьная методология
Г) метод изучения
Содержание школьной программы по биологии соответствует:
А) интересам учащихся
Б) требованиям администрации школы
В) интересам родителей
Г) требованиям государственного образовательного стандарта

Теорию формирования и развития биологических понятий разработал:
А) Энгельс Ф.
Б) Бабанский Ю. К.
В) Верзилин Н. М.
Г) Коменский Я. А.
Понятием школьной биологии является:
А) лабораторные
Б) технические
В) морфологические
Г) эстетические
Общебиологическими называют понятия:
А) эволюционные
Б) развивающиеся в пределах темы
В) включающие несколько элементов знания
Г) которые отражают все признаки биосистем разного уровня организации.
Развитие биологических понятий тесно связано с:
А) наблюдениями в природе
Б) приобретением умений и навыков
В) индивидуальными качествами ученика
Г) расширением содержания, объема, полноты и связей между биологическими понятиями
Навык – это:
А) умение
Б) привычка
В) эффективно выполняемые усвоенные автоматизированные действия
Г) организованность
Воспитание в процессе обучения биологии заключается в:
А) запоминании знаний воспитывающего характера
Б) переходе знаний в умения
В) накоплении информации учащихся по содержанию учебного материала
Г) переходе знаний в убеждения и привычки поведения в соответствии с социальными и педагогическими требованиями
Воспитательная функция обучения биологии состоит:
А) содержание учебного предмета, которое формирует мировоззрение школьников
Б) личные моральные качества учителя
В) применение усвоенных знаний
Г) возрастные особенностями учащихся
Какой из перечисленных элементов воспитания специфичен для процесса обучения биологии:
А) гигиеническое воспитание
Б) художественное воспитание
В) музыкальное воспитание
Г) воспитание культуры труда
Системой формирования научного мировоззрения учащихся в процессе обучения биологии
является: