Файл: Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 локальных актов.
4) Субъекты контроля: заведующий, заместитель заведующего по ВОР
(воспитательно-образовательной работе), заместитель заведующего по АХР
(административно-хозяйственной работе), врач, старшая медицинская сестра, а также педагоги, работающие на самоконтроле.
5) Разработка плана контроля.
Содержание – это совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм.
6) Сбор информации.
Методы сбора информации: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ педагогической документации, анализ продуктов детской деятельности, диагностика, самооценка, опрос, тестирование, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности педагогов и детей и др. В зависимости от целей контроля руководитель вправе определять методы сбора фактической информации.
При выборе методов контроля необходимо исходить из особенностей контролируемого объекта, от поставленных целей, условий работы, существующих традиций, а также стиля руководителя и т.д.
Руководителю уместно использовать все рассмотренные способы, тем не менее, принимая во внимание процессы демократизации контроля, его нацеленность на сотрудничество, создание доброжелательных отношений, целесообразно свободно использовать такие методы, как самооценку, собеседование, анкетирование педагогов и родителей.
7) Первичный анализ изученных материалов.
8) Выработка рекомендаций.
9) Проверка исполнения рекомендаций [55, с. 107].
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии:
– эффективность контроля – успешность, польза контроля;

13
– выполнение задач контроля – установление совпадения или отклонения в системе управления учреждением, содействие устранению выявленных отклонений и выработке эффективных решений;
– установление границ контроля – реализация контрольных мероприятий без ограничений;
– оперативность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок обязан отвечать контролируемому явлению;
– гибкость контроля – приспособление к реальным условиям;
– простота контроля – соответствие возможностям людей;
– соответствие виду деятельности – несоответствующий механизм контроля может скрывать, а не выявлять данные [59, с. 18].
Проводя контроль, руководитель обязан постоянно осознавать, что он не только обнаруживает трудности и недочеты, или позитивные аспекты, но и выясняет причины, вследствие которых возникли данные недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.
Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, осквернить, подломить творчески работающую личность.
Таким образом, роль контроля управленческой деятельности дает возможность сопоставить прогнозируемый результат с полученными показателями и при необходимости внести корректировку. Контроль предоставляет вероятность регулярно получать информацию о состоянии дел в учреждении по разным направлениям деятельности, осуществлять сопоставление между установленным состоянием процесса, характеризуемым нормативными документами, и реально существующим положением. Однако сам по себе контроль без анализа данных малоэффективен. Результаты контроля фиксируют те или иные данные и явления, не описывая причин. Следовательно, с целью их выявления следует выполнить аналитическую обработку полученной информации.


14

1.2. Особенности системы контроля в дошкольной образовательной
организации
Детское дошкольное учреждение – тип образовательного учреждения в
Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
Дошкольное образовательное учреждение предполагает собой открытую, общественную, педагогическую систему, которая обладает собственными характерными чертами, свою организационную структуру [6, с. 92].
Основными задачами дошкольных образовательных учреждений как составного элемента всей образовательной системы являются создание условий для гармоничного развития, воспитания и обучения детей.
Значимость дошкольного образования, как части системы образования в целом очень велико, т. к. образование играет важную роль в жизни общества.
Благодаря ему люди приобретают знания, умения, навыки, а кроме того имеют возможность совершенствовать собственные индивидуальные, профессиональные и личностные качества. Под управлением дошкольным образовательным учреждением понимается
– целенаправленная деятельность, обеспечивающая согласованность совместного труда сотрудников в реализации целей и задач воспитания на уровне современных требований.
Комплексный (системный) подход в практике управления дошкольным образованием является наиболее распространенным (В.Г. Афанасьев). С точки зрения данного подхода, управление можно представить, как систему взаимозависимых между собой компонентов. Характерной чертой управления системой образования в современных условиях является потребность привлечения к решению проблем дошкольного образования различных социальных институтов.
По мнению Н.В. Микляевой, процесс управления дошкольным

15 учреждением сводится к тому, что функции рассматриваются как сравнительно независимые виды деятельности. Все они взаимодействуют между собой и последовательно сменяют друг друга, создавая единый управленческий цикл (систему) (Рис. 1) [52, с. 39].
Рис. 1. Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов целенаправленной деятельности
Руководство реализацией образовательной программы дошкольного образовательного учреждения совершается с помощью методической службы. Методическая служба принадлежит к управленческой деятельности, так как нацеливает работу педагогического коллектива на реализацию задач образовательной программы.
Процесс организации методической работы, как и управленческой деятельности, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.
Информационно- аналитическая
Мотивационно- целевая
Планово- прогностическая
Регулятивно-коррекционная
Контрольно- диагностическая
Организационно- исполнительская


16
Рассмотрим управленческие функции, выделенные В.Г. Афанасьевым:
1) Педагогический анализ – дает возможность объективно оценивать педагогический процесс, выявлять причины, определять уровень воспитательно-образовательной деятельности. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОО.
2)
Планирование
– установление комплекса мероприятий, предусматривающего порядок, последовательность и сроки их выполнения.
Этот комплекс мероприятий направлен на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить или оценить.
3) Организация – формирование рациональной организационной структуры в ДОО, которая ориентирована на достижение учреждением целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
4) Контроль – констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями.
Контроль состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы, информации, полученной путем наблюдения, работы с документами, бесед с детьми, воспитателями.
5) Регулирование и коррекция – воздействие на работу педагогического коллектива с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса.
Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, контроль – это процесс.
При организации функции контроля важно не только что нужно делать, но и как необходимо это делать.
Далее рассмотрим процедуру осуществления контроля, которая включает в себя всю совокупность управленческих средств в ДОО, сознательно применяемых заведующим и его заместителями для достижения целей и реализации функции контроля.

17
Необходимым условием организации процесса контроля является своевременное информирование педагогов о проводимом контроле. Как правило, при ознакомлении с планом работы на следующий отчетный период заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе или заведующий знакомит педагогический коллектив с планом контроля, его содержанием и сроками и предлагает для групп комплект оценочных шкал.
Такой подход весьма рационален, так все педагоги будут знать, по каким вопросам и показателям будет осуществляться и оцениваться контроль и не будет необходимости предупреждать их о предстоящем посещении.
Контроль как процесс деятельности, по мнению В.Ф. Володько, состоит из трех этапов:
1 этап – установка нормативов, т.е. определение тех критериев и показателей, по которым будет проводиться контроль;
2 этап – сравнение и оценка, т.е. сопоставление нормативов и фактически выполненной работы;
3 этап – выводы, предложения по возможной корректировке деятельности педагогов, планов, а также по поощрению или наказанию педагогов. Именно выводы обеспечивают обратную связь в процессе контроля [14].
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля (К.Ю. Белая)

8

:
1) Определение цели, задач и объекта контроля.
2) Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3) Подбор критериев и показателей для определения результативности.
4) Выбор методик изучения.
5) Подготовка диагностического инструментария.
6)
Сбор информации исследование процесса и результатов деятельности (осуществление процедуры контроля).
7) Обработка и интерпретация результатов контроля.


18 8) Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
9) Принятие контрольных решений, доведение этих решений до исполнителей.
10) Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
11) Организация корректирующих действий.
12) Проверка исполнения рекомендаций.
Грамотно организованный контроль считается одним из ключевых условий научного и рационального руководства воспитательно- образовательным процессом, повышает ответственность каждого педагога за качество его деятельности с детьми.
Опишем совокупность методов и процессов контролирующей деятельности (Н.С. Голицына)

13

:
1) Определить и сформулировать тему контроля.
2) Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3) Определить объект и субъект контроля.
4) Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
5) Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
6) Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
7) Зарегистрировать все результаты контроля.
8) Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
9) При необходимости провести повторный контроль.
Контроль позволяет установить, все ли в ДОО выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением заведующего. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недоработок.
Системность управленческих решений представлена на рисунке 2.

19
Рис. 2. Системность управленческих решений
В настоящий момент, в связи с высокими требованиями к качеству образования, с введением ФГОС ДОО, вопросы о качестве воспитательно- образовательного процесса требуют особого внимания. Как будет построен воспитательно-образовательный процесс, так можно будет судить о профессионализме педагогов, об уровне качества предоставляемых услуг в воспитании ребенка-дошкольника.
Одним из способов получения информации о положении дел в детском саду является контроль воспитательно-образовательного процесса. Главным объектом контроля в детском саду является, по разработанному в ДОО положению о внутреннем контроле, воспитательно-образовательный процесс и его результаты, уровень знаний, умений и навыков детей в результате
Заведующий ДОО
Старшая медсестра
(врач, фельдшер)
Повара
Уборщик служебных помещений
Помощник воспитателя
Дворник
Дети и родители
(законные представители)
Совет ДОО
Специалисты
Заместители заведующего по
ВОР и АХР
Воспитатели
Совет трудового коллектива
Попечительский совет
Педагогический совет