Файл: Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 развивающей работы, уровень их воспитанности, состояние здоровья детей, качество работы педагогов. Пример «Положения о внутреннем контроле в
ДОО» представлен в приложении 1.
Контроль в ДОО должен быть тщательно спланирован. В начале учебного года составляется план контроля (Приложение 2), включающий его основные виды.
Получение объективной информации о состоянии воспитательно- образовательного процесса необходимо в течение всего учебного года, поэтому в ДОО постоянно должны проходить мероприятия, посвященные тому или иному виду контроля. Для того, чтобы ускорить сам процесс контроля, систематизацию полученной информации, оформление документации, можно использовать труды Н.С. Голицыной, В.Н. Зимониной,
К.Ю. Белой, в которых предложены соответствующие карты контроля.
Комплект оценочных шкал представлен в приложении 3.
Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать рекомендации, которые помогут руководителю и его заместителям произвести контроль позитивным, уменьшив возможные негативные реакции подчиненных на процедуру контроля. При его организации необходимо обращать внимание на следующее:
– педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
– педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
– контролировать следует открыто;
– осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
– осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

21
– при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления;
– контроль не должен ограничиваться инцидентами;
– тотальный контроль порождает небрежность;
– скрытый контроль вызывает только досаду;
– необходимо контролировать всех, а не только «любимого» сотрудника;
– контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
– не контролировать из-за недоверия;
– не держать своих выводов при себе;
– не контролировать из-за недоверия.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
– следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОО;
– контроль необходимо планировать;
– в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
– контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
– необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
– контроль и его итоги должны быть гласными;
– контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты;


22
– цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОО на текущий учебный год [56].
Все представленные выше требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОО на текущий учебный год.
Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать следующие условия его организации:
1) Генерализация – учет определения основных, главнейших направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.
2) Интеграция – объединение усилий участников образовательного процесса в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОО на координацию этого контроля.
3) Гуманизация всей системы отношений в коллективе – установление между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.
4) Индивидуализация – обязательный учет своеобразия каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.
5) Дифференциация – взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля – самоконтролю, то есть работе на доверии.

23
В последние годы стали выпускаться публикации по организации контроля и в дошкольных образовательных учреждениях. Методические пособия таких авторов, как К.Ю. Белой [8; 9], О.А. Скоролуповой [28] и др. стали хорошим материалом для руководителей дошкольных образовательных учреждений, особенно начинающих.
В них рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы организации контроля. В них даны рабочие материалы, которые могут использовать руководители и заместители дошкольных образовательных организаций. При необходимости, предложенные материалы можно творчески переработать с учетом конкретных условий ДОО.
Если все существующие виды и формы контроля дополняют друг друга и предоставляют объективную оценку положения дел в учреждении, то мы можем говорить о системе контроля в целом. Далее рассмотрим формы контроля.
1.3. Формы контроля в дошкольной образовательной организации
В настоящее время в системе образования происходит большое количество преобразований, которые обусловлены выходом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОО) [12, с. 27].
Одним из основных требований современного общества является повышение качества образования на всех его ступенях. Деятельность каждого образовательного учреждения ориентирована на поиск нового механизма управления, которое способствовало бы росту каждого члена коллектива и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.
Проблема эффективности управления привлекала внимания многих ученых во все временные периоды. По мнению Ю.А. Конаржевского, результативность организации управления – это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в самые короткие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и


24 наименьших затратах [20, с. 67].
Новые обстоятельства развития российского общества ставят на первый план задачи модернизации отечественного образования, закладывают основы осмысления причин и поиска приоритетов развития образования для более полного и всестороннего развития личности. Обширное отображение сложившейся ситуации обнаружилось в системе реформ, которые затронули всю структуру Российского образования и дошкольное образование в частности [16, с. 71].
Таким образом, правильно организованное управление ДОУ сможет стимулировать профессиональные возможности педагогов, будет содействовать достижению задач стоящих перед современным дошкольным образовательным учреждением.
Один из наиболее значимых и сложных разделов методической работы – организация контроля в дошкольной образовательной организации.
В современной научно-методической литературе нет единого подхода к классификации видов контроля, многие авторы, характеризуя их, противоречат друг другу в своих взглядах и суждениях. Сущностными характеристиками каждого вида контроля являются его цель и методика проведения.
В книге «Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения»
Р.Ш.
Хабибуллиной представлена схема видов контроля воспитательно-образовательного процесса.
Таблица 1, описанная ниже, поможет сориентироваться в отборе подходящей для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля [57].
Воспитателей заранее стоит ознакомить с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке педагогического процесса администрацией ДОО или другим контролирующим органом.

25
Таблица 1
Схема видов контроля воспитательно-образовательного процесса
Рассмотрим согласно представленной таблице, каждый вид контроля в отдельности.
1) По объему и содержанию собираемой и анализируемой информации:
– тематический – привлечение внимания коллектива к определенным задачам;
– комплексный.
2) По форме и количеству обобщенно-изучаемых объектов:
– персональный – исследование системы работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;
П
о об ъе му и
со де рж ан ию с
об ир аем ой и ан ализ ир уем ой ин форма ци и
По форме и количеству обобщенно- изучаемых объектов
По уровню управления
По этапам организации изучения
По условиям принятия решения
По форме осуществлен ия пер со наль ны й тематич еск ий фрон таль ны й оп ер ат ивн ы
й теку щ
ий ито го вы й оп ер ежающи й теку щ
ий
(
ос но вн ой
) резуль ти ру ю
щи й пл ан ово
-ад ми ни ст ративн ы
й экстр ен но
-ст их ий но
-ад м
ин ист рат ивн ы
й ко лл ект ивн ы
й само ко нтр ол ь вз аи мо ко нт ро ль тематич еский компле ксный


26
– тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над одной из актуальных проблем, намеченных в годовом плане;
– фронтальный – всесторонняя, глубокая проверка работы педагогов и
ДОО в целом.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога (В.П. Симонов)

41, с. 133

Для проведения фронтального контроля создается группа, в которую входят члены администрации образовательного учреждения, эффективно работающие педагоги ДОО (или имеющие высшую квалификационную категорию) под руководством одного из членов администрации. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОО, но не менее чем за месяц до ее проведения. По результатам комплексной проверки составляется справка, на основании которой заведующим ДОО издается распоряжение (контроль, за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.
При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
3) По уровню управления:
– оперативный – обнаружение состояния деятельности педагогического коллектива в целом, воспитателей на определенном этапе.
Оперативный контроль дает информацию для последующего, уже

27 более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования.
Характерной чертой оперативного контроля являются быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков [9, с. 16].
Он проводится ежедневно, еженедельно, ежемесячно
(анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.); ежеквартально
(выполнение сметы, проведение работы с семьей, участие в методической работе и т.д.).
Оперативный контроль осуществляется руководителем
ДОО, заместителем по воспитательно-образовательной работе, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета (если таковой имеется в штате). Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчетом о проведении данного вида контроля.
– предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы. Целью данного вида контроля является оказание помощи, предупреждение возможных ошибок.
В связи с этим, он может проходить в различной форме:
– беседы по содержанию программы – выявление степени представления воспитателем задач работы по определенному разделу;
– беседы по календарному плану воспитателя – уточнение предположения формы проведения того или иного занятия, либо вида деятельности с ребенком;
– составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу – помощь педагогу в выстраивании системы работы по проблеме;
– составление конспекта занятия, что особенно полезно для


28 начинающих воспитателей.
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц.
Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Виды предупредительного контроля:
– экспресс-диагностика
– информационный сбор данных
(анкетирование, тестирование, срезы);
– выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам;
– текущий;
– итоговый– подведение итогов работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода
(полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.
4) По этапам организации изучения:
– опережающий – первичное представление о состоянии деятельности
ДОО;
– текущий (основной) – получение общего представления о работе воспитателя;
– результирующий – комплексная оценка деятельности ДОО; выявление готовности детей к обучению в школе.
5) По условиям принятия решения:
– планово-административный;

29
– экстренно-стихийно-административный.
6) По форме осуществления:
– коллективный сравнительный – сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям: работа воспитателей в 2-х параллельных группах; работа воспитателей одной группы;
– взаимоконтроль педагогов – анализ и оценка педагогического процесса воспитателя параллельной группы или другой группы;
– самоконтроль воспитателя – изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.
Важность функции контроля в единой системе воспитательно- образовательной работы определяется рядом положений:
1) Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов: устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.
2) Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
3) Контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.
В классификации видов контроля в науке единства не существует, мы же будем придерживаться наиболее распространенной: тематический, фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль, оперативный, сравнительный.
Теперь рассмотрим подробнее, что такое внутренний контроль (Н.В.
Корепанова, И.А. Липчанская).
Внутренний контроль включает в себя: контроль содержания