ВУЗ: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Философия
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2900
Скачиваний: 37
-
Основная и дополнительная литература
4.1 Основная литература
1. Абдильдин Ж.М., Абдильдина Р.Ж.. История философии. – Алматы, Асем-Систем,2010
2. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учебник/ П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007
3. Антология мировой философии. – М., Наука, 1969, т. 1.
5. Аналитическая философия: избранные тексты. – М., Наука, 1993
6. Асмус В.Ф. История античной философии. – М., Наука, 1976.
7. Габитов, Т.Х.
Философия [Электронный ресурс]:
учебник / Т.Х. Габитов. – Алматы: Юридическая
литература, 2006.- (Электронная книга).
8.
Философия: учебник для студентов вузов
и колледжей / сост.Т.Х.Габитов. – 3-е изд.
– Алматы: Раритет, 2006
9. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007
10. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В.Гулыга. – 2-е изд. Испр. и доп. – М.:Рольф, 2001
11. Гусинский, Э.Н.
Введение в философию образования:
учебник / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова.
– М.: Логос, 2001
12. Зотов, А.Ф. Современная
западная философия: учебник / А.Ф. Зотов.
– М.: Высшая школа, 2001
13.История
философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля.-
2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2001
14.Культура и
цивилизация: учебник для вузов /Т.Х.
Габитов, Н.Ж. Байтенова, А.Т. Кулсариева
и др.; сост. Т.Х. Габитов. – Алматы:
Қазақ университеті, 2006
15. Миронов.
В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. –
М.: ТК Велби; Проспект, 2007
16. Мамардашвили
М. Лекции по античной философии/
М.Мамардашвили; под ред. Ю.П.Сенокосова.
– М.: Анраф, 1998
17. Сегизбаев О.С.
Казахская философия ХУ-начала ХХ в.в –
Алматы, 1998.
18. Философия:
учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е
изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во
Проспект, 2007 – (Классический университетский
учебник).
19.Философия. Учение о бытии,
познании и ценностях человеческого
существования: учебник / В.Г.Кузнецов,
И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян.
– М.: ИНФРА-М, 2008
20. Философия:
учебник / под ред.М.Н.Росенко. – М.:
ГАРДАРИКИ, 2005.- 432с.
21. Философия:
учебник для вузов / ред. Л.Г.Кононович,
Г.И.Медведева; отв.ред.В.П.Кохановский.
– Ростов н/Д: Феникс, 2000
22. Мир
философии.Книга для чтения. В 2-х ч.[Текст]
/сост. П.С. Гуревич, В.И.Столяров. – М.:
Политиздат, 1991
23. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996
24.Хрестоматия по истории философии. От Лао-цзы до Фейербаха. В 3-х ч. – М.: ВЛАДОС, 1998
25. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М. : Астраль; Аст, 2003.
26 Алексеев С.С. Философия права. - М., 2008.
27.Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003
28. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М., 2003
29. Спиркин А.Г. Философия. – М.,2004
Дополнительная литература:
-
Абай. Книга слов. – Алматы, 2001
-
Аристотель Метафизика / Аристотель // Аристотель. Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1975.
-
Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья :
в 2 т. / Под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлака. – СПб. : Изд-во РГХИ, 2001. – Т. 1-2, 2002
-
Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Ф. Бэкон. Соч.: в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.
-
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. – М. : Мысль,1991. – Т. 2.
-
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – СПб. : Наука, 1999. – Кн. 3.
-
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – СПб., 1991.
-
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – 2-е изд. – М. : Мысль, 1986.
-
Есим Г. Метафизика человека.
-
Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.
-
Рассел Б. История западной философии. – М., 2007
-
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996
-
Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М. : Наука, 1989.
-
Августин А. Исповедь / А. Августин // Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий. – М. : Республика, 1992.
-
Макиавелли Н. Государь / Николо Макиавелли. – М. : Эксмо; Харьков : Фолио, 2003..
-
Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 3
-
Коллпстон Ф.И. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Фредрик Чарльз Колпстон. – Долгопрудный : Вестком, 1999.
-
Кун Т. Структура научных революций. – М., Мысль, 1977.
-
Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. – Минск : Харвест; М. : АСТ, 2000.
-
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. – М., Наука,1999
20. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
21. Ш. Кудайбердиев. Три истины. – Алма-Ата, 1991
22.
Шакарим. Записки забытого. – Алма-Ата,
1993
23. Ясперс
К. Смысл и назначение истории –
М.,1991
24. .Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2007.
26. http://www.philos.msu.ru
-
Вопросы и/или задания для контроля теоретических знаний, позволяющие обучающимся самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала, методические указания по организации самоконтроля и самопроверки.
-
Знать термины, представленные в глоссарии.
-
Вопросы для самоконтроля:
Тема 1. Предмет философии. Структура философского знания. Специфика философского знания и его место в культуре.
Тема 2. Основные школы древнекитайской философии. Основные категории философии древнего Китая. Веды. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
Тема 3. Досократики. Этический антропологизм Сократа. Учение о категориях Аристотеля. Философские взгляды Платона (онтология, гносеология).
Тема 4. Патристика и ее представители. Схоластическая философия. Арабо-мусульманская философия: представители и основные работы.
Тема 5. Научная картина мира в эпоху Возрождения. «Пути познания», «идолы» в философии Ф.Бэкона. Теория врожденных идей, метод Р.Декарта.
Тема 6. Представители немецкой классической философии, их основные труды и главные идеи. Теория материалистического понимания истории.
Тема 7. Иррационализм Ницше. Влияние философского учения ницше на философию и культуру ХХ века.
Тема 8. Философско-религиозные взгляды Абая. Философские взгляды А.Байтурсынова. Учение о цельном знании Вл.Соловьева. Евразийство Л.Н.Гумилева.
Тема 9. Современная западная философия: основные направления и представители. Сциентизм и антисциентизм.
Тема 10. Проблема бытия в учении Парменида. Апории Зенона. Бытие в философии экзистенциализма. Материя, движение, пространство, время: субстанциальная и релятивистская концепции.
Тема 11. Эмпирический уровень научного познания и его методы. Теоретический уровень научного познания и его методы. Теория научной революции Т.Куна, НИП И.Лакатоса, критический рационализм К.Поппера, анархистская эпистемология П.Фейерабенда.
Тема 12. Законы диалектики. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм.
Тема 13. Структура общества. Личность и общество. Гражданское общество.
Тема 14. Философия права, ее предмет и задачи. Естественное и позитивное право и проблема правовой системы современного демократического общества и прав человека.
Тема 15. Аксиология, система ценностей. Глобализация и культура.
6.Задания для самостоятельной работы обучающихся , с указанием трудоемкости
№ |
Задания для СРС
|
СРО в часах |
Ссылки на учебную и методическую литературу |
Другие источники (сайты, электр.учебники) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Составить концептуальную карту: Философия в контексте культуры |
6 |
Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008
Философия: учебник
/ П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во
Проспект, 2007 – (Классический
университетский учебник). |
http://www.philos.msu.ru |
2 |
Работа с фрагмантами текста «Книги перемен», «Книга о дао и дэ», «Трипитака». Письменно: Что есть философия дзен-буддизма. |
6 |
Чанышев А.Н. Лекции по древней философии. – М.,1998 |
http://www.philos.msu.ru |
3 |
Составить таблицу (основные сочинения, идеи) по теме «Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель, Плотин»
|
6 |
Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Асмус В.Ф. История античной философии. – М., Наука, 1976. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996 |
http://www.philos.msu.ru |
4 |
Работа с текстом по методу AQCI. Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972. С.105-120. Тестирование по 1-4 темам |
6 |
Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996
|
http://www.philos.msu.ru |
5 |
Эссе (тема на выбор): Ренессансный образ человека. Идеи гелиоцентризма и пантеизма в учении Дж.Бруно. Декарт-ученый и картезианская научно-философская картина мира. Истоки и смысл концепции прав человека. Естественное состояние человеческого рода: война всех против всех (Т. Гоббс). Учение Юма о человеке, его природе и познании. «Человек есть мыслящий тростник…» (Паскаль); «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер). |
6 |
Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996
|
http://www.philos.msu.ru |
6 |
Составить таблицу по теме «Немецкая классическая философия и марксизм» (представители, направление, основные работы, основные идеи). Работа с тестами по 5-7 темам. |
6 |
Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х ч. – СПб., 1996
|
http://www.philos.msu.ru |
7 |
Работа с текстом по методу AQCI. 1.Шопенгауэр 2. Ницше 3.Карл Маркс 4. Бергсон |
6 |
Б.Рассел «История западной философии» |
http://www.philos.msu.ru |
8 |
Анализ и интерпретация текстов: Абай «Слова назидания», Шакарим «Три истины». Составить таблицу «Русская религиозная философия конца XIX-нач./XX вв. (представители, работы, идеи)» |
6 |
Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010
|
http://www.philos.msu.ru |
9 |
Реферат (на выбор): «Я бунтую, следовательно, существую» (А. Камю). Неопозитивизм и теория языковых игр Л. Витгенштейна. Деконструкция культуры Ж.Деррида. Сциентизм и антисциентизм в философии XX века. |
6 |
Абдильдин Ж.М. Абдильдина Р.Ж. История философии. – Алматы, 2010 Сегизбаев О.С. Казахская философия ХУ-начала ХХ в.в – Алматы, 1998. Маслин М.А. История русской философии. – М.,2009 |
http://www.philos.msu.ru |
10
|
Дать сравнительный анализ (письменно): Классическое и неклассическое понимание бытия. Реферат (на выбор): Материя и ее атрибутивные свойства. М.Хайдеггер: «Язык – дом бытия» |
6 |
Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учебник- М,,2007 Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебник .
|
http://www.philos.msu.ru
|
11 |
Доклады (на выбор, работа малыми группами): Проблема истины в философии Хайдеггера. Понятия "субъекта" и "объекта" в теории познания. Вненаучные формы познания. Вера и знание. Рациональность в современной культуре. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Сознание как философская проблема. |
6 |
Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008
Философия: учебник
/ П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во
Проспект, 2007 – (Классический
университетский учебник). |
http://www.philos.msu.ru |
12 |
Схема: Законы диалектики. Диалектическая система категорий. Работа с тестами. |
6 |
Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008
Философия: учебник
/ П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во
Проспект, 2007 – (Классический
университетский учебник). |
|
13 |
Сравнить понятия «общество», «гражданское общество», «государство». Эссе (на выбор): Роль личности в истории. Прогресс и регресс как две стороны единого исторического процесса; Быть человеком – быть свободным (Ж.-П. Сартр). Индивидуализм и конформизм |
6 |
Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008
Философия: учебник
/ П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во
Проспект, 2007 – (Классический
университетский учебник). |
http://www.philos.msu.ru |
14 |
Доклады (работа малыми группами): Право как формальное равенство Пправо как свобода Право как справедливость. |
6 |
Алексеев С.С. Философия права. - М., 2008. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М., 2003 Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007 – (Классический университетский учебник). |
http://www.philos.msu.ru |
15 |
Анализ и интерпретация текста: Фукуяма Ф. Конец истории? Эссе: «Человек и природа» Работа с тестами. |
6 |
Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. – М.: ГАРДАРИКИ, 2008
Философия: учебник
/ П.В.Алексеев, А.В.Панин. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во
Проспект, 2007 – (Классический
университетский учебник). |
http://www.philos.msu.ru |
7 Планы семинарских занятий
№ практ. |
Наименование тем и краткое их содержание |
Количество часов |
1 |
Роль философии в жизни общества. Философия и мировоззрение 1.Философия как единство знания и мудрости. 2.Предмет философии. Основные философские проблемы. 3.Мировоззрение, его структура и основные исторические типы: миф, религия, философия. 4.Основные типы философии: восточная, западная, русская. 5.Основные функции философии. |
1 |
2. |
Из истории философии: философия Древнего Востока. 1.Особенности восточной философии в постижении мира и человека. 2.Проблема человека и государства в философии конфуцианства. 3.Человек и космос в философии даосизма. 4. «Веды», структура «Вед». 5.Основные школы индийской философии. Буддизм. 6. Джайнизм.
|
1 |
3 |
Возникновение европейской философии: античная философия. 1.Космос и Логос как доминанты античной философии. 2.Смыслообразное и понятийное мышление: от натурфилософии к Пармениду. 3.Атомизм Демокрита как вершина греческой натурфилософии. 4.От философии природы к философии человека: софистика, Сократ. |
1 |
4 |
Основные философские искания Средневековья 1.Основные этапы средневековой философии. 2.Основные проблемы Средневековой философии (бог и человек, знание и вера, двойственность истины) в творчестве Августина Блаженного 3.Синтез аристотелизма и христианства в творчестве Фомы Аквинского. |
1 |
5 |
Натурфилософия Возрождения 1.Основные философские искания Возрождения 2.Гуманистические и натурфилософские ценностные ориентиры. 3.Пантеистические воззрения |
1 |
6 |
Из истории философии: философия Нового времени 1.Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. 2.Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. 2.Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. |
1 |
7 |
Философские концепции Канта и Гегеля. 1.Теория познания Канта 2.Моральная философия. Категорический императив. 3. Философская система и метод. Диалектическое «развертывание» духа. 4.Философия истории Гегеля |
1 |
8 |
Марксизм. Западная философия XIX века 1.Концепция общественного развития. Гуманистическая ориентация философских разработок марксизма. 2.Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер 3.Иррационализм: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше. |
1 |
9 |
Отечественная философия и ее особенности 1. Философия жырау и акынов. 2. Философия Абая. Интерпретация текстов. 3. «Три истины» Шакарима. |
1 |
10 |
Расщепление европейской философии ХХ века на сциентизм и антисциентизм 1.Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел) 2.философия науки (К.Поппер); 3.постпозитивизм (историческая школа). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). 4.Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер). 5.Антропологизм (иррационалистической направленности). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П. Сартр.). 6. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден). |
1 |
11. |
Понятие бытия: содержание и характеристики 1. Философский смысл проблемы бытия. 2. Становление и развитие категории бытия в истории философии. 3. Понятие материи, основные формы существования материи. 4. Проблема бытия в философии XX в. |
1 |
12 |
Природа сознания и бессознательного 1.Сознание и дух. Сознание и мозг. 2.Отражение. 3.Язык, речь, мышление. 4.Сознание, предсознательное, бессознательное. Бессознательное Фрейда и Юнга. |
1 |
13 |
Учение о развитии. Детерминизм.
|
1 |
14 |
Проблема человека, его свободы и смысла жизни 1. Человек как философская проблема. Дух – душа – тело. 2.Классическое и неклассическое понимание человека. 3.Право, закон, свобода. Противоречия свободы. 4.Смысл жизни, судьба и предназначение человека. Гуманизм. |
1 |
15 |
Ценность как способ освоения мира человеком. 1.Ценности, их классификация, иерархия и эволюция. Ценность и оценка, истина и норма. 2.Теории ценностей. 3.Моральные и нравственные ценности. 4..Религиозные ценности. |
1 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Как подготовить доклад и реферат к семинарскому занятию
ДОКЛАД – устное выступление студента на семинарском занятии на основе изучения дополнительной литературы.
Доклад может быть подготовлен по теме семинара или по одному из вопросов семинара. Он может включать теоретический анализ проблемы, биографические сведения о философе, эмпирический материал к обсуждаемым вопросам (научный, художественный, публицистический).
Доклад – устное выступление, поэтому не допустимо заменять его чтением текста. Можно пользоваться составленным планом, сделанными выписками (цитатами) в том случае, если требуется точная мысль автора или воспроизведения в памяти рассуждения автора.
Для доклада предоставляется время, обычно 10-15 минут. Иногда больше, иногда меньше, это зависит от темы и заинтересованности слушателей. В некоторых случаях (например, дискуссионный вопрос) планируется содокладчик. В конце доклада рекомендуется сделать краткие выводы, которые могли бы быть записаны всей группой.
Докладчик оценивается преподавателем по тому, как донесен до слушателей материал, объяснены сложные положения, каковы ответы на вопросы. Неподготовленный доклад оценивается как неподготовленность к семинару.
РЕФЕРАТ – письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изученной книги, статей, иных материалов.
Необходимость написания реферата возникает тогда, когда студент предпочел реферат докладу или когда студент отрабатывает пропущенную тему занятий. И в том, и в другом случае подготовка реферата осуществляется по единому образцу: титульный лист, план, текст на отдельных листах бумаги, ссылки на источники, список литературы. Объем реферата примерно 10-15 страниц. Сроки сдачи реферата определяются индивидуально, но не позже 10 дней до зачетной недели.
Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных кафедрой. Студент может сам предложить тему реферата, не выходящую, однако, за рамки учебного курса. В этом случае преподаватель обязан помочь студенту в подборе необходимой литературы. Если возникает необходимость, то преподаватель может провести консультацию
Критерии оценки реферата: сложность излагаемого вопроса, глубина понимания проблемы, объем использованной литературы, ясность изложения, правильность оформления.
Для успешного усвоения курса студент должен распределить время на его изучение равномерно, ни в коем случае не оставлять подготовку на последние дни перед экзаменом. Студентам рекомендуется в течение суток после записи лекции просмотреть свой конспект, расшифровать в нем сокращения, сделать необходимые дополнения, отметить на полях неясные места и в случае необходимости обратиться за консультацией к преподавателю. Для написания самостоятельной работы, а также для подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо начинать с ознакомления с текстом учебника и конспектам лекций. Особую роль играет дополнительная литература. Для уточнения различных понятий и терминов необходимо использовать справочную литературу: различные словари, энциклопедии, справочники, широко представленные в списке дополнительной литературы. По каждому вопросу семинарского занятия студенту рекомендуется составить развернутый план ответа. Следует выделить по каждой теме самое важное и существенное, чтобы ясно представить и аргументировать свою точку зрения по каждому вопросу. |