ВУЗ: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Философия
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2886
Скачиваний: 37
Гносеология (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.
Гуманизм (от лат. человечный) – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения, в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и
считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов.
Дао – путь развития всех вещей в мире
Даосизм – национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая
Дедукция (от лат. выведение) – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.
Деизм (от лат. бог) – понятие. Противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Родоначальником деизма считают англичанина лорда Черберри (XVII в.), деистами были Вольтер, Кант, Ломоносов.
Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).
Дуализм (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.
Диалектика (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Естественность – понятие даосизма, использующееся для характеристики Дао.
Идеализм – общее обозначение филос.учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Не путать со словом «идеал». В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.
Интровертивный и экстравертивный (от лат. intro – внутрь, extra – вне, снаружи и verto –поворачиваю, обращаю) - обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: направленной соответственно на внутренний мир мыслей и переживаний, самоуглубленной, и направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним обьектам. Понятия введены К.Г.Юнгом.
Имманентное (от лат. пребывающий в чём-либо) – понятие, означающее то или иное свойство, внутренне присущее предмету или явлению.
Инь и ян (кит., букв. – темное и светлое) - категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.
Индукция (от лат. наведение) – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и не полной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.
Индивидуализм (франц. individualizme) - тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.
Интеллигибельный (от лат. умопостигаемый), сверхчувственный – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию. Такими объектами в истории философии были идеи Платона, бестелесные сущности, усматриваемые умом. У Канта интеллигибельными являются «вещи в себе», ноумены, которые могут мыслиться, но не могут познаваться.
Интуиция (от лат. пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт – у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества – у Фрейда.
Иррационализм (от лат. «Irrationalis» – неразумный бессознательный) - направление философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно–идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.).
Категории (от греч. высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учения древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.
Категорический императив (от лат. imperativus) - термин, введенный Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Главный смысл которого в абсолютизации морального поведения человека, видящего в другом человеке всегда цель и никогда средство.
Карма (санскр. – действие, дело, жребий) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.
Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.
Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят обьединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Пьер Абеляр утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. Джон Локк обьяснял происхождение универсалий, общих понятий деятельностью разума.
Креационизм (от лат. creatio - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Существует более 500 определений этого слова.
Космос – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.
Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.
Космогенез – сам процесс образования и становления мира.
Майевтика (от греч. повивальное искусство) – так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя всё новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха.
Материализм – направление в философии, утверждающее первичность материи, природы и вторичность сознания, мышления.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Медитация (от лат. размышляю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Существует культовая, религиозно-философская, психотерапевтическая, дидактическая, медитативная практика. В античной философии медитация выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления. Большую роль медитация играет в школах современного психоанализа, ставящих целью интеграцию личности.
Метафизика (от греч. после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен систематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.
Мокша – освобождение от сансары
Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной.
Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Монизм - философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).
Наука – особого рода деятельность с целью получения и производства знаний; совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям; социальный институт, т.е. совокупность организаций, занимающих самостоятельное место в общественной структуре и служащих выполнению соответствующих общественных функций.
Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Недеяния принцип - у-вей, принцип недеятельного отношения к миру в противовес западноевропейскому активизму.
Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности. Возникнув в древнегреческой философии киников и стоиков, номинализм получил свое специфическое развитие в эпоху Средневековья, когда главными его представителями были Дунс Скот, Оккам. В Новое время номиналистами были Гоббс и отчасти Локк.
Ноумен (греч.) - понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как обьекта чувственного созерцания. Совокупность ноуменов образует умопостигаемый мир.
Окказионализм (от лат. случай) – радикальное решение дуалистической постановки Декартом вопроса о взаимоотношении души и тела. Автор окказионализма Мальбранш (1638 – 1716) понимал взаимодействие тела и духа как результат непрерывного «чуда» – прямого вмешательства божества в каждом конкретном случае.
Онтология (от греч. сущее и учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Часто понятие онтология отождествляется с понятием метафизика. Впервые термин появился в 1613 г. в «Философском лексиконе» Р. Роклениуса.
Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.)
Пантеизм ( греч. все и бог) – философское учение, отождествляющее мир и Бога. Термин был введен практически одновременно идейными противниками английским философом Дж. Толандом (1705) и нидерландским теологом Й. Фаем (1709). Однако с содержанием этого понятия мы встречаемся значительно раньше. Особенно ярко пантеистические тенденции проявились в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, таких как Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла.
Парадигма (от греч. пример, образец) – образец постановки исследовательской задачи и образец её решения.
Патристика – учение святых отцов христианской церкви.
Пролегомены (от греч. введение) – разъясняющее введение, имеющая целью ознакомить с методами и задачами данной науки. Философское значение данному термину придал Кант своей работой «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Для Канта пролегомены – это руководство к определению природы философского знания.
Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира,
например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).
Полисемантичность – многозначность.
Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.
Редукция (лат. возвращение к прежнему состоянию) – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.
Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Рефлексия ( от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.
Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения.
Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души.