Файл: Философия Силлабус.doc

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 2615

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РИКЁР Поль (род. в 1913 г.)- французский философ, представитель герменевтики, автор работ по истории философии. Стремится совместить герменевтику со структурализмом, которые рассматривает как взаимодополняющие методы анализа языка. Видит задачу герменевтической интерпретации не в познании бытия, а в раскрытии его смыслов.

РИККЕРТ Генрих (1863-1936) – немецкий философ, представитель баденской школы неокантианства, ученик и преемник ее основателя В.Виндельбанда. Стал систематизатором и продолжателем идей и концепций Виндельбанда. Теоретические интересы были сосредоточены в области гносеологии и методологии гуманитарного познания. Разработал концепцию разделения наук о природе и наук о культуре.

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1918) – русский философ, публицист, писатель. В 1882 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, работал преподавателем гимназии в провинциальных городах. С 1893 г. – в Петербурге, активно публикуется в журналах, издает ряд сочинений. В основе философии

Розанова – признание ценности индивидуального бытия, отдельных вещей, человеческих переживаний и устремлений. Для общественной жизни считал важнейшим семейный вопрос, который тесно связывал с проблемой пола. Критиковал христианство, призывая церковь уделять большее внимание вопросам взаимоотношения полов, браку и семье. Произведения Розанова отличаются особым стилем изложения, афористичностью.

РУССО Жан-Жак (1712-1778) – французский философ-просветитель, писатель, активный сотрудник «Энциклопедии», издаваемой Дидро и Даламбером. Идеалом общественной жизни считал «естественное состояние» равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникновение государства рассматривал как результат общественного договора. Причину общественного неравенства людей видел в частной собственности, возникшей в результате обмана. Перераспределение собственности поровну рассматривал как единственный реальный путь к уничтожению неравенства. Большое внимание уделял вопросам воспитания и образования, видя в правильном воспитании людей радикальное средство улучшения общественной жизни.

САРТР Жан-Поль (1905-1980) – французский философ и писатель, общественный деятель. Опираясь на идеи Гуссерля и Хайдеггера, создает собственный вариант философии экзистенциализма. Неопределимость человеческого бытия ставит человека перед свободой выбора. Вещи окружающего мира и все, что обладает фактичностью, порождает абсурдность мира, избежать которую можно лишь выбирая свой собственный мир. Вместе с тем, человек подвержен опасности самообмана, приняв за свой – мир, который в действительности навязан ему другими. Сартр разрабатывает оригинальную диалектику «Я» и «Другого», подчеркивая сложность отношения личности с миром. В последний период жизни стал большее внимание уделять вопросам социально-политического характера.


СОКРАТ (469/470-399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Сам Сократ ничего не писал, а излагал свои взгляды в устных беседах. Наиболее развернуто взгляды Сократа изложены его учениками Платоном и Ксенофонтом. Главным предметом размышлений Сократа был человек и его душа. Главное качество души – ее разумность. Душа есть суть человека, поэтому нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало изречение, высеченное над входом в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя».

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ, поэт, публицист. Сын известного историка С.М.Соловьева. Окончил Московский университет, защитил магистерскую и докторскую диссертации, преподавал в Петербургском университете. Соловьеву удалось создать почти завершенную философскую систему, охватившую все аспекты философского знания. В основе ее лежит принцип всеединства, опирающийся на древнюю идею – «все во всем». Большую роль в его философии играет София – понятие и образ Премудрости Божией и символ вечной женственности. София

душа мира, неуловимая средствами научного познания, но мистически и поэтически олицетворяющая цветущую полноту и таинственность жизни. Соловьев критиковал позитивизм и материализм своего времени, пытавшиеся исключить из мироздания и человеческого бытия живую душу, без которой человек невозможен. Сущность человеческого Соловьев усматривал в чувстве стыда, жалости (сострадания), благоговения. Смысл общественного прогресса Соловьев связывал с нравственным совершенствованием человечества с точки зрения христианской нравственности. Всемирно-историческую роль России («русскую идею») видел в том, чтобы способствовать объединению христианских церквей – православной, католической, протестантской.

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975) – английский историк и философ. В многотомном труде «Исследование истории» разработал концепцию локальных цивилизаций. В соответствии с ней история рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции: от возникновения – через расцвет – к упадку и умиранию. Локальная цивилизация обладает культурно-творческим ядром, вокруг которого создаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально-политической и хозяйственной организации. Некоторые цивилизации способны порождать своих преемников. Так, эллинская (древнегреческая) цивилизация породила, во-первых – православно-христианскую в России, во-вторых – западную цивилизацию, в-третьих – современную православно-греческую. Пока цивилизация живет, ее отношения с внешним миром строятся по принципу «вызов-и-ответ», т. е. жизнеспособная цивилизация в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы для нахождения адекватных ответов на угрозы ее существованию. Согласно Тойнби, о единстве всемирной цивилизации можно говорить только в том смысле, что такое единство предполагает множественность разнообразных, непохожих друг на друга обществ, между которыми, однако, возможны и необходимы диалог и взаимопонимание.


ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937) – русский ученый, философ, богослов. С 1914 г. профессор Московской Духовной Академии. В 1933 году арестован, сослан в лагерь. Расстрелян по решению особой тройки НКВД. Основным законом физического мира Флоренский считал принцип термодинамики (закон энтропии), согласно которому мир стремится к уменьшению разнообразия, к уравниванию, а следовательно, к смерти. Однако энтропии противостоит эктропия – упорядочивающее начало, Логос. Человек через культуру, которую Флоренский связывает с религиозным культом и верой, способствует увеличению разнообразия, а значит, противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в мировоззрении Флоренского занимает софиология – учение о Софии – Премудрости Божией.

ФОМА Аквинский (Thomas Aquinas, 1225/26-1274) – средневековый философ, теолог, основатель философии томизма. На основе христиански переработанного учения

Аристотеля создал всеобъемлющую философско-теологическую систему, включающую в себя онтологию, антропологию, этику и другие разделы. Учение Фомы стало официальной философией римско-католической церкви.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) – русский философ. Работал в Петербургском, Саратовском, Московском университетах. В 1922 г. выслан из России. Разрабатывал концепцию «метафизического реализма». Согласно Франку, высшей формой бытия и одновременно основанием для всех видов бытия является духовное бытие. Духовная жизнь человека есть основа бытия общества. Христианство в символической форме выражает общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности.

ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) – австрийский психолог и невропатолог, основатель психоанализа. Согласно Фрейду, исключительную роль в психике человека играет бессознательное. Бессознательное («Оно») есть та часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания оно отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека). «Я» осуществляет цензуру желаний бессознательного, сообразуясь с реальностью внешнего мира. В основе мировоззрения Фрейда лежало убеждение в антагонизме природного начала в человеке: сексуальных и агрессивных импульсов – с одной стороны, и культуры – с другой.

ФРОММ Эрих (1900-1980) – психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. В основу учения Фромма легли переосмысленные идеи Фрейда. Характер общественной жизни связан с особенностями душевной структуры человека, с теми установками, которые заложены в бессознательной части психики. История ХХ века выявила множество фактов душевного нездоровья общества и индивида – неспособности любить и реализовывать себя, продуктивно использовать свои силы. Неспособность к положительной самореализации освобождает место для навязанных бессознательной тревогой агрессивных форм активности.


ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) – немецкий философ. Главной задачей философии считал отыскание смысла бытия. С этой целью всю европейскую философскую традицию необходимо подвергнуть критическому разбору в свете того кризиса западной культуры и философии, в который они вступили в ХХ веке. Инструментом критического анализа должна стать разработанная Гуссерлем феноменология. Только через человеческое бытие, «воплощающее о смысле», может быть понято и осмыслено бытие как таковое. Человеческое бытие в его целостности характеризуется Хайдеггером как «забота», включающая «заброшенность» в мир и «проект» - выбор самого себя, своих возможностей. В многочисленных работах Хайдеггер затрагивает вопросы философского осмысления языка, техники, поэзии, искусства.

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) – русский философ и публицист. Учился в Московском университете, участник войны 1812 года. Публикация первого из написанных Чаадаевым «Философских писем» вызвала негодование общественных кругов и императорской власти. Многие современники увидели в Чаадаеве ниспровергателя национальных святынь и безрассудного бунтаря. Решением Николая I он был объявлен умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста активно участвовал в общественной жизни, продолжал разработку философского учения. В метафизике развивал положение о «высшем сознании», которое не есть Бог, но божественная сущность мира. В учении о человеке подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я». Чаадаев явился одним из основоположников русской историософии (философии истории).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889) – философ, публицист, писатель, идейный глава революционно-демократического движения в России второй половины XIX века. Родился в Саратове в семье священника, учился в духовной семинарии, закончил историко-философский факультет Петербургского университета. В 1862 г. арестован по подозрению в написании подрывной прокламации. Около двух лет пребывает в заточении в Петропавловской крепости, затем семь лет – на каторжных работах в Сибири. В 1883 г. ему разрешают переехать в Астрахань, затем в Саратов.

ШЕЛЕР Макс (1874-1928) – немецкий философ, один из основоположников философской антропологии и «социологии знания» как особых направлений философской и социальной мысли. Учение Шелера критически направлено против современной, по его словам, «извращенной и запутанной цивилизации»,отчуждающей человека от самого себя, от других людей, от вещей. Подчеркивая значение демократии и политического либерализма, он обращает внимание на необходимость противодействия тенденции утраты человеком духовных ценностей вечного и универсального значения. Исходным пунктом размышлений Шелера становится понимание человека как существа любящего. Человек занимает такое место во вселенной, которое позволяет ему познать сущность мира в его подлинности. Всматриваясь и углубляясь в самого себя, снимая с себя покровы неподлинного, мелочного, наносного, человек открывает себя навстречу миру, познает вещи в их собственной сущности.


ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) – немецкий философ. Мировую известность ему принесла работа «Закат Европы» (1918), в которой он обосновывает взгляд, направленный против прогрессистских концепций исторического развития. Согласно Шпенглеру, мировая история есть совокупность неповторимых культур, каждая из которых совершает предназначенный ей цикл рождения, расцвета, умирания. Стадия цивилизации, в которую, по мнению Шпенглера, вступила Европа, характеризуется им как господство мертвой природы над жизнью, техники над сферами духовного творчества – искусством, религией, философией, т. е. как противоположность культуры, ее умирание. Шпенглер проводит аналогию между развитием локальной культуры и развитием живого

организма. Жизненный путь каждой культуры направляет судьба, а конкретное содержание определяется «душой»культуры. Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная, культура народа майя.

ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937) – российский (польского происхождения) философ, историк, психолог, искусствовед. Закончил историко-филологический факультет Киевского университета, в 1918-1920 гг. профессор Московского университета в 1935 году арестован, бездоказательно обвинен и расстрелян. Был последователем феноменологии Гуссерля. Применял феноменологический метод в области анализа языка, в эстетических исследованиях, в области этнопсихологии. Особняком в творчестве Шпета стоит «Очерк развития русской философии» (1912), в котором (возможно, отчасти под влиянием внешних обстоятельств времени) подвергнуто разгромной критике развитие всей русской мысли до середины XIX века.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. – ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако затем расходится с Фрейдом, подвергает критическому анализу его учение. Согласно Юнгу, бессознательное вовсе не является темным хранилищем пороков и плотских влечений (как считал Фрейд). Это собрание утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий по своим возможностям сознательное мышление. Юнг выдвинул идею архетипов коллективного бессознательного. Архетипы – мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой выражение всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений.

ЯСПЕРС Карл (1883-1968) – немецкий философ и психолог. Согласно Ясперсу, человеческое бытие непознаваемо ни средствами позитивной науки, ни средствами классической спекулятивной философии. Подлинное человеческое бытие есть экзистенция, которая может быть только подвергнута «прояснению», а не познана научными методами. Философия и есть бесконечное приближение к прояснению. Экзистенция, т. е. собственное, сокровенное в человеке, высвечивается в пограничных (экстремальных) ситуациях. Экзистенция есть свобода, «самость» (от слова «сам») человека. Она всегда соотнесена с бытием других людей посредством экзистенциальной коммуникации – подлинного общения, в котором люди на время освобождаются от ролей, навязываемых обществом. Ясперс настаивает на возможности подлинного общения людей, принадлежащих к разным социальным группам, культурам, нациям.