Файл: Философия Силлабус.doc

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 2620

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самосознание - сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я».

Сенсуализм (от лат. чувство) – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.

Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.

Скептицизм (от греч. исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.

Спекулятивное (от лат. созерцаю) – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание – это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его не сводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию.

Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику.

Субстанция (лат. нечто, лежащее в основе) – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связан с именем Боэция.

Схоластика (от греч. школьный) – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века.

Сциентизм (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в.

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».


Тезис (от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития , составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.

Теология – (от греч. бог и учение, слово) – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Телеология (от греч. результат и учение) – учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности – для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов.

Теодицея (от греч. бог и справедливость) - обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате "Теодицея".

Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.

Томизм (от лат. Фома) - направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.

Трансцендентальный (от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.

Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

Универсалии (от лат. universalis – общий) - общие понятия.

Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.

Фатализм (от лат. роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феноменальный мир – мир явлений.

Фидеизм (от лат. вера) - утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере.

Функция (от лат. исполнение) – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. С развитием в науках функциональных методов исследования интерес к функции как к философской категории постоянно возрастал. Функциональный подход к теории познания особенно развернуто проявился в работах Кассирера, считавшего, что познание направлено не на изучение субстанции изолированных предметов, а на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход от одного объекта к другому.


Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности. К ним относятся императивы, цели, проекты в форме нормативных представлений, установки. Таким образом ценности существуют в двух видах – как предметные ценности и субъективные ценности. Философская теория ценностей называется аксиологией (от греч. ценный), в ней рассматриваются связи различных ценностей между собой. Она возникла в эпоху Сократа, впервые поставившего вопрос: «Что есть благо?»

Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития.

Чистый разум – теоретический разум в философии Канта.

Эйдос – прообраз, форма вещей, идея вещи.

Эсхатология (греч. последний, крайний), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Экстравертивный, см. Интровертивный и экстравертивный.

Эклектика (от греч. выбирающий) – термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания.

Эманация (от лат. истечение, распространение) – разработанное в неоплатонизме (Плотин) философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип размышления эманация – нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию.

Эмпиризм (от греч. опыт) – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Энтимема – вывод, рассуждение, в котором либо посылки, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, «остаются в уме». В таком смысле данное понятие как сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из частей, употреблял Аристотель. Это практика мышления, когда ради ускорения обмена мыслями можно опускать то, что очевидно. Иногда в споре к энтимеме прибегают тогда, когда хотят привлечь внимание от посылки, истинность которой можно поставить под сомнение. Именно, предполагая такую возможность, Аристотель назвал энтимему риторическим силлогизмом.


Эпистемология (от греч. знание и учение) – понятие, употребляемое для обозначения теории познания. Теория естественнонаучного знания.

Эстетика (от греч. чувствующий) – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру.

Этика (от греч. нрав, обычай) – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, её структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции.

ПЕРСОНАЛИИ

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый энциклопедист, охвативший в своих работах почти все известные в то время области знания. Идеи Аристотеля в области философии, логики, физики, биологии, эстетики, риторики, социальных наук оказали огромное влияние на развитие мировой философии и науки.

БЕЛЛ Даниэл (р.в 1919 г.) – американский социолог, специалист в области истории общественной мысли и политических течений. Широкую известность получила разработанная им концепция постиндустриального общества.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) – русский философ, один из деятелей «серебряного века» русской культуры. В 1992 г. в составе большой групп интеллигентов был выслан из России, с 1923 г. жил во Франции. Выступал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др.; член религиозно-философского общества в Москве; основатель Вольной академии духовной культуры (1919); преподавал в Московском университете; основал и редактировал журнал «Путь» (Париж, 1925-1940). Свою философию характеризовал как «экзистенциальный персонализм». В ее основе лежат понятия личности, творчества, свободы. Человек по мысли Бердяева, призван быть продолжателем дела божественного творения – в этом состоит подобие человека и Бога. Бердяев остро критиковал современную культуру, которая, по мнению мыслителя, заслоняет от человека его подлинное призвание. Человечество способно прийти к новой эпохе, лишь преодолев испытание и искушение современной культурой.

ВЕБЕР Макс (1864 – 1920) – немецкий социолог, философ, историк, один из основоположников «понимающей» социологии и теории социального действия. В своих работах доказывал идею о рациональности как наиболее характерной черте новоевропейской культуры. Рациональный способ организации отличает, согласно Веберу, современное европейское сообщество от традиционного. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер обосновал трактовку капитализма, согласно которой принципиальным свойством этого общественного строя является не просто рынок (рынок, согласно Веберу, существовал с древних времен), а рынок рационально организованный, основанные на этических нормах, ведущих свое происхождение от этики протестантизма (кальвинизма).


ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, представитель баденской школы неокантианства, профессор университета в г.Гейдельберге. Определял философию как всеобщую науку о ценности. Согласно Виндельбанду, ценности связаны с представлением о должном, об идеале. Различал логические, нравственные, эстетические и религиозные ценности. В связи с учением о ценностях разрабатывал методологию наук о культуре в их отличии от наук о природе. Науки о культуре, с точки зрения Виндельбанда имеют дело с единичными явлениями и событиями в их неповторимости и исключительности, поскольку в обществе каждое явление имеет свою уникальную значимость. Главная задача наук о культуре и состоит в «отнесении к ценностям», т.е. в определении нравственной, эстетической и др. значимости того или иного события или поступка.

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) - австрийский философ, логик, математик, с именем которого связан «лингвистический поворот» в современной философии. В основном произведения раннего периода творчества «Логико-философском трактате» (1921) предпринял попытку обоснования нового способа философствования, базирующуюся на представлении о языке как об устойчивой структуре. В поздний период задача философии виделась им как критический анализ естественного языка. Этот анализ призван выявлять и устранять понятийно-речевые помехи, искажающие и затрудняющие ясное понимание реальности.

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877 – 1954) – русский философ, специалист в области социальной философии, этики, философии религии. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1917 году избран экстраординарным профессором. В 1922 году выслан из России. С середины 20-х годов - в Париже, редактор издательства ИМКА-пресс. Разрабатывал учение о творческой природе человека, которуюсвязывал с идеей об образе Божьем в человеке, с религиозно-христианским преображением эротической энергии.

ГАДАМЕР Ханс-Георг (р. в 1900 г.) – немецкий философ, один из основателей философской герменевтики, согласно которой бытие человека «заключается в понимании» - понимании текстов, устных и письменных. Всякое понимание осуществляется в рамках культурно-исторической традиции. Отношения между текстом и интерпретатором рассматриваются как диалог, в котором интерпретатор остается открытым к истине текста. Культурно-историческая природа диалога интерпретатора и текста исключает возможность окончательной, единственной интерпретации.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, обобщивший в своей философской системе итоги развития предшествующей европейской культуры. За первооснову всего существующего Гегель принимал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум) – творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, человеческом сознании. Согласно Гегелю, «все действительное разумно, все разумное – действительно», т.е. в основе всех явлений лежит определенная закономерность, которая может быть познана человеческим разумом. Учение Гегеля оказало значительное влияние на последующее развитие философии.