Файл: Философия Силлабус.doc

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 2888

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, основоположник феноменологии. Учение Гуссерля оказало существенное влияние на философию и методологию социального познания в XX веке. Его идеи нашли дальнейшее развитие в творчестве таких философов как М.Хайдеггер, М. Шелер, Н.Гартман, Х.Ортега-и-Гассет и др.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 – 1885) – естествоиспытатель, философ, социолог. Родился в с.Оберец Орловской губернии, закончил естественный факультет Петербургского университета. За участие в кружке Петрашевского был посажен на сто дней заключения в Петропавловскую крепость. Неоднократно участвовал в экспедициях по изучению рыбных запасов в различных регионах России. Основной труд – «Россия и Европа», в котором разработана ставшая впоследствии знаменитой концепция культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими, природными и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Вокруг концепции Данилевского в 80-х годах XIX завязалась оживленная дискуссия.

ДЕКАРТ Рене (латинизиров. Имя – Картезий) – франц. философ, физик и математик, представитель классического рационализма.

ДЖЕМС Уильям (1842-1910) – американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно предложенному Джемсом принципу «воли к вере», если жизненно важный выбор рационально сделать невозможно, человек имеет право совершить его, основываясь на внутренней убежденности, на решимости веры. Каждый имеет право на собственную веру, объективно же судить о ее правильности можно лишь по ее плодам, т.е. по результатам деятельности. Улучшение общества, по Джемсу, осуществимо при двух условиях: веры людей в возможность такого улучшения и их способности к объединению для достижения цели.

ДИДРО Дени (1713 – 1784) – французский философ, просветитель, писатель, основатель и главный редактор «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Его философским взглядам присущи черты, характерные для эпохи Просвещения: вера в науку и образование как решающие факторы улучшения общества и человека, культ научного разума, рационализм, отрицательное отношение к религии. Был почетным членом Петербургской академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833-1911) – немецкий философ и историк, один из основателей «философии жизни». Жизнь для Дильтея не просто биологический факт, но человеческая жизнь. Каждое состояние жизни – это событие или свершение, в котором личность удостоверяется в своей само- тождественности и в то время взаимодействует с внешним миром. Жизнь сложна и противоречива и всегда является загадкой для человеческого разума. Философия как систематическая интерпретация жизни должна основываться на знании жизненных проявлений – психологии, истории, литературы, филологии, религиоведения. Способами постижения жизни являются понимание, вчувствование, интерпретация.


ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) – русский писатель, философ, публицист. Осужденный в 1849 году за участие в кружке Петрашевского, был приговорен к смертной казни, отмененной лишь в последнюю минуту перед расстрелом. Провел четыре года на каторге в Сибири. Вернувшись в Петербург в 1859 году, приступил к активной литературной деятельности. Его романы получили в XX веке всемирную известность. Философские идеи Достоевского, не нашедшие признания у современников, стали чрезвычайно популярны в кругах интеллигенции Запада, а затем всего мира. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг философии духа, сквозь призму которой, рассматриваются вопросы антропологии, философии истории, этики. Идеи Достоевского направлены против упрощенных представлений о человеческой природе, против проектов радикального переустройства общества на основе «научно обоснованного» проекта. Для философских исканий Достоевского характерно яркое ощущение антиномизма и экзистенциальной напряженности человеческого бытия.

ИЛЬИН Иван Александрович (1882 – 1954) – русский философ, публицист, политолог. С 1918 года – профессор Московского университета. В 1922 году был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. В первый период пребывания за рубежом преподавал в Русском научном институте в Берлине. После прихода к власти в Германии нацистов под угрозой ареста вынужден был эмигрировать в Швейцарию Ильин разработал оригинальную трактовку философии Гегеля, согласно которой последняя есть не что иное как перевод опыта религиозного постижения мира и человека на язык философии. Широкий отклик получила работа Ильина «О противлении злу силой», в которой была подвергнута тщательному критическому анализу концепция Л.Толстого о непротивлении. Свою философию Ильин характеризовал как философию «волевой идеи», имея в виду ее направленность против всякого рода просветительских иллюзий и мечтаний с одной стороны, и с другой – против нигилизма и материализма.

КАМЮ Альбер (1913 – 1960) – французский философ и литератор. В годы нацисткой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления. Главная тема творчества – проблема человека, связанная с ответом на вопрос, как остаться человеком в мире отчуждения и абсурда. Жизнь человека есть бунт против бессмысленности бытия. Перефразируя Декарта, Камю провозглашает: «Я бунтую, следовательно, существую». Наиболее действенный и осмысленный вид бунта – художественный, означающий прояснение жизни средствами искусства, в то время как политический бунт приводит лишь к еще большему злу, чем тот, против которого направлен.

КАНТ Иммануил (1724-1804) – немецкий философ. Всю жизнь прожил в г.Кёнигсбурге, где окончил университет и впоследствии стал профессором. В зрелый, критический период творчества Кант ставит задачу критики познавательных способностей человека. Под «критикой» он понимает исследование возможностей и определение


границ человеческого познания. Решению этой задачи посвящены три главных произведения Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант приходит к выводу, что наука имеет границы, дальше которых она не может и не должна идти: сущность вещей самих по себе - до их восприятия человеком- для науки остается непознаваемой. Для науки должны остаться принципиально недоступными и такие объекты, как Бог, душа и свобода. Для Канта Бог есть дело веры, поэтому принципиально невозможны никакие рациональные доказательства бытия Бога, что, однако, не означает несостоятельности религии. Согласно знаменитому категорическому императиву Канта человеческая личность самоценна и не может быть рассматриваема лишь как средство для каких-либо посторонних по отношению к ней целей.

КАССИРЕР Эрнст (1874-1945) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантанства. Согласно учению Кассирера мир культуры при посредстве символов запечатлевает высшие человеческие ценности. Различные сферы культуры (миф, язык, история, религия, искусство, наука)- это несводимые друг к другу «символические формы».

КОНТ Огюст (1798-1857)- французский философ, основатель позитивизма, один из родоначальников научной социологии. Был секретарем Сен-Симона, у которого почерпнул некоторые из идей своей философии. Главным пунктом учения Конта является отвержение «метафизики», т.е. спекулятивной философии, на смену которой должна прийти наука, построенная в соответствии с принципами экспериментального знания.

ЛОКК Джон (1632-1704)- английский философ. Пристальное внимание уделял проблемам теории познания, придерживаясь позиции сенсуализма, согласно которой «нет ничего в разуме (интеллекте), чего не было сперва в ощущении». Подчеркивал значение внешнего опыта для процесса познания. Характеризовал душу человека при его рождении с помощью древнего образа «чистой доски» (tabula rasa), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. Локк явился одним из основоположников теории либерализма. Ему принадлежит идея разделения властей - законодательной и исполнительной.

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - философ, историк философии и эстетики, филолог. В 1930г. обвинен в «воинствующем идеализме» и репрессирован. После освобождения в 1933г. преподавал классическую филологию, с 1944г. – профессор Московского государственного педагогического института им.Ленина. В трудах Лосева осуществлено глубокое и всестороннее исследование античной философии и культуры, культуры Возрождения, разработаны оригинальные концепции философии мифа, философии имени, философских оснований музыки и математики.

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) - русский философ. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, профессор этого же университета. В 1922 году выслан из России. Преподавал в Праге, Париже, Нью-Йорке. Свою философию называл философией интуитивизма. Объект познания согласно учению Лосского связан (скоординирован) с познающей личностью в ее целостности. Лосский стал одним из первых переводчиков на русский язык «Критики чистого разума» Канта. Автор «История русской философии», труда о Достоевском.


МАРИТЕН Жак (1882-1973)- французский философ, представитель неотомизма - философского учения римско-католической церкви. В своих работах подчеркивал значение трудов выдающегося мыслителя западного средневековья Фомы Аквинского. Основываясь на учении Фомы, разработал концепцию «интегрального христианского гуманизма», призванную указать пути выхода из современного кризиса культур и человека. Разрабатывал персоналистскую концепцию смысла истории.

МАРКС Карл (1818-1883)- основоположник научного коммунизма, политолог, политэконом. Совместно с Ф.Энгельсом им написан (1848) «Манифест Коммунистической партии», ставший программным документом первой международной коммунистической организации-Союза коммунистов. Маркс стал идеологом и одним из

основателей Международного товарищества рабочих- I Интернационала. Разработал концепцию пролетарской революции как насильственного свержения существующей государственной власти, представителей рабочего класса. В области понимания общественной жизни разработал концепцию материалистического понимания истории, согласно которой в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Критерием истинности теоретических положений считал успешность их применения на практике. Практика трактовалась Марксом как материальная чувственная деятельность, направленная на преобразование общества и природы.

МОНТЕСКЬЕ Шарль-Луи (1689-1755)- французский философ-просветитель, писатель и историк. Главное философское произведение «О духе законов». Источниками познания считал внешний мир и деятельность человеческой души, которая обладает естественной способностью к познанию. Общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые в свою очередь обусловлены географической средой и государственными законами. Целью государственного правления является благо общества в целом, которое достигается при помощи установления правильных законов. Монтескье резко осуждал религиозный фанатизм и стремление католической церкви к расширению своей власти.

НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844-1900) – немецкий философ, предшественник идей философии жизни, экзистенциальной философии и философской антропологии.

Основными идеями Ницше стали идея «переоценки всех ценностей», идея «воли к власти» и идея «сверхчеловека». Констатировав лицемерие и фальшь морали современного ему общества, Ницше приходит к отрицанию морали как таковой, морали вообще. Она должна быть заменена эстетическим принципом, лежащим, согласно Ницше, «по ту сторону добра и зла». Философия Ницше характеризуется художественностью и особого рода поэтичностью. Его произведения написаны символически-афористическим стилем, порождающим многозначность философских интерпретаций.

ОРТЕГА-и-ГАССЕТ Хосе (1883-1955) – испанский философ и публицист. Обучался в университетах Германии, подвергся репрессиям со стороны фашистского режима Франко. Философская эволюция Ортеги шла от неокантианства через философию жизни к экзистенциальному способу философствования. Свою концепцию Ортега характеризовал как рациовитализм, имея в виду своё стремление придать большую рациональную строгость философии жизни, служившей для него важным отправным пунктом. На место «физико-математического» разума должен стать «жизненный» или исторический разум, главным предметом размышлений которого должна стать человеческая жизнь. Общество Ортега рассматривал как противоречивое единство элиты и массы. Критерий выделения элиты этической: предъявление к себе более высоких требований, чем к другим, ответственность, умение строить осмысленное поведение, не руководствоваться стереотипами массовой культуры. Элита – это культурно-творческое


меньшинство, не претендующее на какие-либо привилегии, но способное оказывать положительное воздействие на развитие общества.

ПЛАТОН Афинский (427-347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ (настоящее имя Аристокл). Происходил из знатного афинского рода. В юности был учеником Сократа. Основатель Академии в Афинах. Наибольшая часть произведений написана в виде диалогов, главным действующим лицом которых является Сократ. Платона принято считать основателем метафизики (хотя сам термин «метафизика» появился позднее) – учения о сущностях, не воспринимаемых органами чувств человека, но познаваемых при помощи ума. Платон разработал теорию идей, согласно которой идея есть умопостигаемая сущность вещи. Мир идей – иерархически организованная система, на вершине которого располагается Единое, или идея Блага. Мир идей – истинная причина чувственного мира, в соответствии с которой божественный мастер Демиург создает космос. Человеческое познание состоит в припоминании разумом образов (эйдосов) мира идей.

ПОППЕР Карл Раймунд (1902-1994) – британский (австрийского происхождения) философ, логик, социолог, основатель школы «критического рационализма». Главной задачей философии считал разграничение науки и ненауки. То, что относится к нeнауке, может иметь право на существование, но не должно маскироваться под науку, истины

которой имеют общезначимый характер. В противовес разработанному представителями неопозитивизма критерию верификации (опытной проверяемости) предложил критерий фальсификации, согласно которому любое знание, претендующее на статус научного, должно быть в принципе опровержимо. Прогресс науки определяется жесткой борьбой конкурирующих теорий, в которой наибольшие шансы на победу имеет теория, исходящая из наименьшего числа исходных принципов. В книге «Открытое общество и его враги» подверг критическому анализу философские взгляды Платона, Гегеля, Маркса, показав, что в них заложены тоталитарные тенденции.

ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480-410 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, «учитель мудрости» - софист. Занимался изучением языка и мышления, один основателей риторики. Ему принадлежит ставшее знаменитым изречение «человек есть мера всех вещей».

РАССЕЛ Бертран (1882-1970) – английский философ, логик, математик, видный общественный деятель. Автор «Манифеста Рассела-Эйнштейна», положившего начало Пагуошскому движению ученых за мир. В 1920 г. посетил советскую Россию, после чего дал критический анализ советской действительности в книге «Практика и теория большевизма». Осуществил логическое обоснование математического знания. Согласно Расселу, ни одна математическая аксиома, ни одно положение не должно приниматься на веру. Необходима лишь небольшая совокупность очень простых идей, из которых можно вывести как основные законы логики, так и теоремы математики. Критически относился к религии, прежде всего, к христианству (работы «Почему я не христианин», «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию»). Автор своеобразной, написанной в тонкой иронической манере «Истории западной философии».