Файл: Правовое регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
Остальные ресурсы животного мира (птицы, не отнесенные к объектам охоты, насекомые, пресмыкающиеся) образуют третью группу животного мира.
Необходимо расширить список объектов животного мира, за счет включения в него продуктов их жизнедеятельности и элементов среды обитания. Ведение наиболее полного учета данных требований позволит избежать исчезновения таксонов животных в виду разрушения необходимых условий их существования. Обеспечение исключительно, выживания диких животных может потерять свою ценность, в случае невозможности их обитания и воспроизводства вне зависимости от человека.

33 2. Права пользования животным миром
2.1 Субъекты (участники) правоотношений
Правоотношение является элементом механизма правового регулирования, его роль заключается в создании абстрактной модели отношений. В рамках правоотношения всегда выделяется категория субъектов. Отношения возникают между субъектами, их совокупность, вместе с правами и обязанностями, которыми они наделены образует некоторую модель, в рамках которой перераспределены меры возможного и должного поведения реальных участников отношения. Анализируя субъектов правоотношения, чтобы раскрыть регулятивное значение правоотношения и охарактеризовать субъектов в свете данной модели.
В соответствии с легальным определением «пользователями животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром»
55
. Данное определение не подходит для того, чтобы охарактеризовать субъектов, онолишь частично определяет их круг. Наиболее полным определением, субъектов правоотношений пользования животным миром, в том числе водными биологическими ресурсами следует признать лицо, использующее объекты животного мира
56
. Ими являются собственники объектов животного мира и водных биологических ресурсов - Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, уполномоченные органы, муниципальные образования, пользователи объектов животного мира и лица, использующие объекты животного мира.
55
Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О животном мире» //
Собрание законодательства РФ. № 17. Ст. 1462.
56
Калинин И.Б. Природоресурсное право. // Томск: Изд-во Том.ун-та.. 2009. С. 503.


34
В качестве пользователей животного мира могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства.
Юридические лица-пользователи объектов животного мира, могут участвовать в отношениях как непосредственные пользователи, деятельность которых, подтверждается в выдаче разрешений или как субъекты, заключившие охотхозяйственные соглашения, самостоятельно уполномоченные выдавать разрешения на пользование в пределах лимитов и осуществляющие контроль за его соблюдением
57
В доктрине предложена классификация в зависимости от наличия властных полномочий по пользованию животным миром, так к активным участникам относят федеральные органы государственной власти и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их активность проявляется в разработке и принятии правил, осуществлении политики в области использования животного мира, пассивными участниками являются охотхозяйственные организации, другие юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, роль пассивных участников заключается в реализации собственных прав на пользование животным миром
58
Данная классификация подходит для раскрытия модели взаимосвязи субъектов правоотношений, регулируемых нормами о животном мире. Для рационального использования и устойчивого развития данного природного ресурса необходимы потребители, а также органы, ограничивающие его потребление и осуществляющие контроль за соблюдением заданных норм.
Современная модель взаимоотношений недавно преодолела значительные изменения. Существующая проблема осуществления контроля за порядком пользования животным миромне разрешилась в связи с
57
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. №30, Ст. 3735 58
Калинин И.Б.. Природоресурсное право. Томск: Изд-во Том.ун-та.. 2009. С. 503.

35 принятием Федерального Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», стабильно высок уровень браконьерства и нарушений правил охоты
59
, это означает, что действующие механизмы контроля не справляются с возложенными на них задачами, преодолеть такой недостаток авторы предлагают путем воссоздания института общественного контроля, модернизации положений о производственном контроле. В Статье
68 федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривается возможность осуществления общественного контроля
60
, однако данная мера не эффективна и существует исключительно формально, в сравнении с общественными инспекциями существовавшими до 1991 года. Этот институт сильно ослаб и утратил ключевые полномочия, способствовавшие предотвращению незаконной деятельности, так у граждан, осуществляющих общественный контроль отсутствуют полномочия на проверку документов на право охотничьей деятельности, досмотр оружия, орудий лова, транспортных средств и составление протоколов об административных правонарушениях, возможность задержания правонарушителей для принятия мер по установлению личности; право изымать оружие и орудия лова и находиться в охраняемых угодьях с огнестрельным охотничьим оружием и так далее
61
Под производственным контролем
«понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения
59
Гуров В. А.
А воз пока и ныне там.
//
[Электронный ресурс]: http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2013/06. (Дата обращения: 21.04.2017).
60
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.
61
Краев Н.В., Андреев М.Н., Краева В.Н.О возрождении в России общественного охотничьего контроля//[Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. –
Электрон.дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та. (Дата обращения: 13.04.2017).


36 охотничьих ресурсов»
62
. Производственный контроль охотхозяйственных организаций так же не является эффективным так как, лица, уполномоченные его осуществлять, не имеют права носить оружие в течение всего года, в то время, как браконьеры вооружены. Квалифицироваться как превышение полномочий будет действие контролера, например, в случае обнаружения нарушителей, их задержание и изъятие оружия
63
Действие норм о производственном охотничьем контроле не распространяется на лиц, пользующихся охотничьими угодьями на основе долгосрочных лицензий, охотничьи угодья общего пользования охраняются также не попадают под действие закона в этой части, а это не менее 20% угодий на территории каждого субъекта
64
.Важным замечанием в установлении фактических пользователей объектами животного мира является выделение различных режимов пользования: так, любой гражданин, без получения разрешения, может оказаться пользователем объекта животного мира, для этого достаточно осуществлять общее природопользование. Вступление в него является юридическим действием, а значит, может быть реализовано: сознательно, как юридический акт либо не сознательно, как юридический поступок. Общее пользование объектами животного мира реализуется субъектом по мере вступления его в отношения, регулируемые нормами о животном мире. Оно представляет регулирование пользования экосистемой как совокупный результат регулирования отраслей и норм права, посредством регламентации отношений по использованию отдельных объектов экосистемы, разумно предположить, что пользование отдельным объектом может выходить за рамки одного объекта, выделяемого
62
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.№ 30. Ст. 3735.
63
Краев Н.В., Андреев М.Н., Краева В.Н.О возрождении в России общественного охотничьего контроля // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. –
Электрон.дан. –Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 13.04.2017).
64
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

37 в рамках экосистемы, так как в реальной действительности элементы природы находятся в тесной взаимосвязи.
Российские физические и юридические лица пользуются приоритетом в использовании объектов животного мира перед иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства. Между российскими физическими и юридическими лицами также установлен приоритетный порядок, в свою очередь, он отдаётся: субъектам, ранее осуществлявшим отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; собственникам земель, землевладельцам, располагающими соответствующими средствами и специалистами.
1.
Особый порядок пользования животным миром предоставляет право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности
65
, в соответствии с ним граждане, либо их объединения вправе осуществлять такое пользование на особых условиях, право пользоваться таким режимом закрепляет статья 8
Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов
Российской Федерации» -коренным малочисленным народам и этническим общностям, самобытная культура и образ жизни, которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, гражданам, принадлежащим к этим группам населения, и их объединениям
66
Ряд международных актов закрепляет подобную позицию, в соответствии со статьей 26 Объединенных Наций «О правах коренных народов»
67
, не смотря на установление моратория, право на добычу китов в некоммерческих целях признается за данным субъектом
68 65
Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О животном мире» //
Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1462.
66
Федеральный закон РФ от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
67
Декларация ООН О правах коренных народов от 13 сентября 2007г. // [Электронный ресурс]:
Официальный интернет-портал правовой информации Организация Объединенных Наций http://www.un.org
(Дата обращения 25.04.2017).
68
Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. № 1343-р «О поправках к Приложению к
Международной конвенции по регулированию китобойного промысла» от 2 дек. 1946 г. // [Электронный


38
Также участников правоотношений, регулируемых нормами о животном мире можно классифицировать: осуществляющих общее и специальное пользование объектами животного мира либо на пользование и использование животного мира, где пользование отличается тем, что урегулировано правом
69
Приведенный критерий не подходит для разделения данных порядков, поскольку любое пользование урегулировано правом, объем регулирования в рамках каждого порядка не окончателен и может объясняться несовершенством законодательства. Не установлено точное разграничение данных режимов пользования, однако анализируя позиции ученых, можно отметить, что специальное пользование отличается необходимостью одного либо нескольких юридических фактов
70
Общее пользование может осуществлять любой субъект, не нарушающий условия такого использования: методы прямо или косвенно не должны вести к снижению биологического разнообразия, не сокращать численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушать среду их обитания и не представлять опасности для человека
71
В то время как проверка специального природопользователя позволяет говорить о существовании особой правосубъектности: в зависимости от вида пользования животным миром к субъекту предъявляются различные требования. Например охотник должен иметь особый правоустановительный документ - охотничий билет, выдаваемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правом на получение которого обладают лица, обладающие гражданской дееспособностью, не имеющие непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. –Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (дата обращения: 29.04.2017).
69
Калинин И.Б.. Природоресурсное право. -Томск: Изд-во Том.ун-та.. 2009. С. 503.
70
Указ.соч.. С. 504.
71
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.№ 30. Ст. 3735.

39 минимума
72
.Другими словами - обязан обладать специальными субъективными правами, в целях обеспечения рационального изъятия охотничьих ресурсов, некоторые субъекты РФ расширяют требования для добычи объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам: так статус охотника необходим в Астраханской области: для отлова дневных хищных птиц, в целях использования на соколиной охоте
73
Специальное пользование сопряжено с изъятием объектов животного мира
74
, однако такое изъятие не обязательно, данный признак либо не имеет самостоятельного значения, либо должен указывать на цели изъятия во всех случаях, если подчинить любое воздействия на природные ресурсы без изъятия общему порядку, часть негативного воздействия на природу будет оставаться латентной. Более того, некоторое общее пользование допускает изъятие объектов животного мира: признание осуществления действий совершенных в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических, культурных либо рекреационных целях.
2.2 Основания предоставления права пользования
Основание предоставления права пользования - это такой юридический факт, с которым право связывает возникновение прав и обязанностей пользователя животного мира.
Наличие основания предоставления права пользования корректно выделять только для права специального пользования объектами животного
72
Ноздрачев А.Ф. Разрешительная система в Российской Федерации: Научно-практическое пособие.
М. 2015 // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. –
Электрон.дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 13.04.2017).
73
О порядке добычи объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Астраханской области, на территории Астраханской области: Постановление службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от13 авг. 2015 г.//[Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/430503958(Дата обращения: 13.04.2017).
74
Культелеев С.Т.. Экологическое право. Общая и особенная части: Курс лекций. - Алматы: НИЦ
КОУ. 2007. - С.265.


40 мира, это вызвано потребностью обеспечения рационального использования и устойчивого развития ресурса, воплощающегося в регулировании порядка, условий и объемов добычи. Крассов О.И. иначе подходит к данному термину и определяет его как «юридический факт, представляющий собой правовую форму распоряжения государством - собственником животного мира своим имуществом»
75
В законодательстве нет закрытого списка снований возникновения прав пользования животным миром. Статья 33 федерального закона «О животном мире» устанавливает, что такие основания указаны в настоящем законе и законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
76
. Законодательством предусмотрено значительное количество оснований, зависящих от вида пользования животным миром. В целях данной работы целесообразно рассмотреть основания в следующей последовательности. Изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно- просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях с изъятием их из среды обитания.
Данная конструкция конкурирует с охотой, рыболовством и добычей объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам. Квалифицирующим признаком такого вида использования являются мотивы субъекта, при наличии которых можно отнести его действия к особому режиму пользования, предусматривающему льготный порядок, в том числе, специальное основание пользования животным миром, в качестве которого статья 44 закона «О животном мире» предусматривает разрешение, выдаваемое уполномоченным в данной сфере государственным органом
77 75
Крассов О.И. Комментарий законодательства о животном мире // Законодательство и экономика.
2001. № 9. С. 23.
76
Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О животном мире» //
Собрание законодательства РФ. 2009. № 17. Ст. 1462.
77
Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О животном мире» //
Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

41
Использование животного мира в научных, учебных и контрольно- просветительских целях с изъятием предусмотрено в статьях21, 22 федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
78
, оно осуществляется на основании решения, принимаемого
Федеральным агентством по рыболовству
79
.Основанием рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях будет являться план учебных и культурно-просветительских работ, разработанный заявителем, согласованный и утвержденный в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Дополнительный признак такого использования - субъектом является научная организация, для учебных или культурно-просветительских целей также им могут выступать образовательные учреждения или организации культуры. Изъятие иных объектов животного мира в иных указанных целях не предусмотрено, однако такой порядок может быть установлен субъектом Российской Федерации.
Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других подобных организмов с изъятием такого природного ресурса может быть предусмотрено на региональном уровне.
Правила использования объектов животного мира с целью получения продуктов их жизнедеятельности должны быть разработаны Министерством природных ресурсов и экологии России, однако на данный момент они не приняты
80
.Такой вид использования вступает в противоречие с понятием животного мира, поскольку будет свидетельствовать об исключения признака дикости животного, иначе говоря, трудно представить способ
78
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.№ 30. Ст. 3735.
79
Постановление Правительства РФ от 15.10.2008 № 765 (в ред. от 29.08.2015) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование» //
Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения 20.04.2017).
80
Комментарий к ФЗ - О животном мире. 2015 // [Электронный ресурс]: Сайт Народное образование. URL: http://narodirossii.ru/?p=5252. (Дата обращения 20.04.2017).