Файл: Правовое регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 такого использования без изъятия объекта животного мира из естественной экологической системы. Добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, отличается от таких видов использования как охота и рыболовство предметным критерием.
Органы государственной власти субъектов получили возможность самостоятельно осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной отрасли
81
.Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой
82
Для охоты предусмотрено особое регулирование, сосредоточенное в специальном законе, основания на её осуществление содержатся исключительно в данном законе. Предоставление таких прав носит смешанный характер, в нем объединены разрешительный и договорный порядки использования объектов животного мира.
Право на добычу является основным правом пользования охотничьими ресурсами, оно возникает только на основании разрешения и с момента его выдачи, в силу такого характера разрешительный порядок носит преимущественный характер. Помимо права на добычу в рамках охоты урегулированы права на содержание и разведение, акклиматизацию, переселение и гибридизацию объектов животного мира, изъятие объектов животного мира в таких случаях осуществляется посредством отлова на основании разрешения. Разрешение представляет собой документ, подтверждающий субъективное право на добычу объекта животного мира, выдача разрешения - услуга, оказываемая органом государственной власти, основанием возникновения права в данном случае будет являться решение собственника ресурса о предоставлении его конкретному лицу. Решения могут приниматься различными органами, представляющими государство
81
Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О животном мире» //
Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
82
Калинин И.Б. Природоресурсное право. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2009. С. 312.

43 как собственника природных ресурсов, вид решения и специфика процедуры принятия зависит от вида охоты. Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов является индивидуализированным актом могут выдаваться физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в случае если с субъектом предпринимательской деятельности заключено охотхозяйственное соглашение, выдача такого документа является обязательной. В разрешении должны содержаться сведения о виде охоты, который предполагается осуществлять, сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве, сроки и места охоты
83
. На территориях общедоступных охотничьих угодий такой документ выдает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов инвесторами, осваивающими территории для нужд охотничьего дела на закрепленных за ними охотничьих угодьях, для того чтобы выдавать разрешения они подают заявления на получение бланков на добычу охотничьих ресурсов
84
Для возникновения права на добычу охотничьих ресурсов основанием выступает юридический состав, состоящий из решения государства и заключения договора с охотхозяйственной организацией.
Решение государства как собственника животного мира, свидетельствующее о соблюдении его воли в части пользования природным ресурсом (учёт лимитов добычи, способов использования, требований к лицу, осуществляющему добычу и т.д.), реализуемое инвестором как представителем, такой вывод корректен, потому что организация не в праве игнорировать положения о выдаче разрешений, например превысить лимит добычи копытных или разрешить охоту лицу, не имеющему охотничьего билета.
83
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.№ 30. Ст. 3735.
84
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.№ 30. Ст. 3735.


44
Вторым составляющим звеном юридического факта, являющегося основанием возникновения права пользования выступает заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. В данном элементе основания реализуется воля охотхозяйственной организации на выбор контрагента, в качестве подтверждения заключения договора выступает путевка. В случае отсутствия разрешения на добычу или путевки, действия надлежит квалифицировать как незаконные. Охотхозяйственное соглашение – «соглашение, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий»
85
.Охотхозяйственное соглашение является гражданско-правовым договором, следовательно, к нему применимы нормы Гражданского права, такой вывод можно сделать на основании пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации
«договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»
86
Такое соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения такого соглашения, в случае уклонения победителя аукциона от заключения договора - с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, либо с единственным участником аукциона по причине признания аукциона несостоявшимся, в случае участия в нем менее двух участников.
85
Федеральный закон РФ от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2009.№ 30. Ст. 3735.
86
Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от
12.02.2017) // Собрание законодательства РФ – 1994. – № 32. Ст. 3301.

45
Предполагая, что государство является собственником животного мира, распоряжающимся своим правом посредством заключения подобного соглашения, необходимо обратить внимание на цель введения именно такой формы распоряжения правом, тяжелая и длительная процедура проведения аукциона - инструмент согласования воль государства и инвестора, обеспечивающий равную возможность для заключения соглашения всем потенциальным контрагентам.
На данный момент Конституционным Судом приостановлено применение нормы, устанавливающей возможность заключения соглашения без проведения аукциона
87
, такое право было закреплено за лицами, осуществляющими пользование на основе долгосрочных лицензий, в случае, если они инициировали процедуру по заключению охотхозяйственных соглашений. Закон подробно регламентирует порядок проведения аукциона, в начале процедуры орган исполнительной власти субъекта: принимает решение о проведении аукциона; формирует независимую аукционную комиссию; определяет цену предмета аукциона и сумму, составляющую обеспечение заявки на участие и существенные условия будущего договора, к числу таких условий необходимо отнести условия, перечисленные в части 4 статьи 27 Закона об охоте:1) Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках, при этом не обязательно совпадение границ предоставляемых участков и охотничьих угодий, поскольку пользование животным миром может осуществляться отдельно от прав на земельные, либо лесные участки
88
;2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;3) требования к размещению
87
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 17-П// // [Электронный ресурс]:
КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. –Доступ из локальной сети
Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 13.04.2017).
88
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 04АП-3801/2016 по делу № А10-589/2016 //// [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия
Проф. – Электрон.дан. –Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 14.04.2017).


46 минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; 4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира, вывод о том, что несогласование такого условия влечет недействительность подтверждается судебной практикой
89
; 5) срок действия охотхозяйственного соглашения согласно части 1 статьи 27 закона об охоте от 20 до 49 лет, толкование такого условия в отношении охотхозяйственных соглашений заключаемых без проведения аукциона следует делать с учетом общей нормы о сроке, поскольку юридическим фактом на основании которого возникает право пользования является заключение соглашения, независимо от срока ранее действовавших долгосрочных лицензий ныне он ограничен общей нормой
90
;6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания перечень обязательных ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий установлен Приказом МинПрироды №491 91
;обязательства создавать охотничью инфраструктуру и обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство реализуются в соответствии с Приказом МинПрироды
№559 92
;7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному
89
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2014 N Ф07-2775/2014 по делу № А56-
46569/2013//// [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. –
Электрон.дан. –Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 13.04.2017).
90
Письмо Минприроды России от 03 декабря 2013 № 15-53/24240 «О сроках действия охотхозяйственных соглашений» //// [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. –
Версия Проф. – Электрон.дан. –Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения:
14.04.2017).
91
Приказ Минприроды России от 23 декабря 2010 № 559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства» //// [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения 20.04.2017).
92
Приказ Минприроды России от 23 декабря 2010 № 559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства» // // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения 20.04.2017).


47 предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки, при том лесные или земельные участки не могут быть предоставлены на ином обязательственном либо вещном праве
93
;8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном Законом об охоте;9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения. Рассмотрение таких условий важно в силу того, что такие условия влияют на выполнение юридического факта - заключение договора. В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора
94
Под существенными условиями договора понимаются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, вышеперечисленные условия необходимо относить к числу существенных, поскольку они названы в законе, в ряде случаев судебная практика подтверждает такое предположение, применяя последствия незаключенности договоров. Перераспределение природных ресурсов на основании заключения охотхозяйственных соглашений критикуется охотоведами, только 20% территорий охотничьих угодий субъекта обязательно являются общедоступными и бесплатными, на закрепленных охотничьих угодьях устанавливаются слишком высокие сборы для населения, инвесторы не стремятся пускать на свои земли охотников,
93
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.11.2015 по делу № А66-
19056/2014// // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. –
Электрон.дан. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 13.04.2017).
94
Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред.12.02.2017) // Собрание законодательства РФ – 1994. № 32.Ст. 3301.

48 существующий дисбаланс приводит к невыполнению нормативов по изъятию объектов животного мира и росту нелегального браконьерства
95
. Животный мир как ценный ресурс труднодоступен для населения, охотхозяйственные организации пользуются практически монопольными правами, имея возможность устанавливать высокие цены на оказание услуг, между тем проблемы охотничьих ресурсов не решаются, неполная выработка нормативов изъятия ресурса приводит к его утрате. Рыболовство также регулируется договорными и разрешительными механизмами.
К разрешительным механизмам предоставления права пользования водными биоресурсами относятся разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и решения о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование. Выдача таких разрешений осуществляется в порядке предусмотренном Постановлениями Правительства №775 96
и №765 97
Разрешение выдается на самые разнообразные виды рыболовства: промышленного, прибрежного, в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; а также при осуществлении организации любительского и спортивного рыболовства.
Основной проблемой разрешительного механизма регулирования рыболовства является так называемая "двойная" выдача разрешений. Сущность проблемы заключается в том, что вопреки требованиям законодательства, судно, выступающее обязательным условием получения разрешения на осуществление рыболовства, как орудие лова,
95
Козлов Е. Лукавые цифры // [Электронный ресурс]: http://www.ohotniki.ru/law/article/
2011/06/21/599030. -(Дата обращения 30.04.2017).
96
Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений: Постановление
Правительства РФ от 22.10.2008№775// [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. –Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 14.04.2017).
97
О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование: Постановление Правительства РФ от 15.10.2008№765// [Электронный ресурс]:
КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. – Доступ из локальной сети
Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 14.04.2017).


49 может сдаваться на период лова различным арендаторам
98
. В частности, в статье 34 Закона о рыболовстве указывается, что "разрешение на добычу
(вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство"
99
Законодателем не разрешен вопрос о необходимости получения каждым судном нескольких разрешений, распространяет ли оно свое действие арендатора или субарендатора. Двойная выдача разрешений создает условия для нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. У хозяйствующих субъектов возникает возможность манипулировать различными правоустанавливающими документами, уклоняться от государственного контроля и надзора, избегать ответственности за правонарушения
100
. Право пользования водными биоресурсами также осуществляется в разрешительном порядке, это характерно для разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.
Решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование должно содержать сведения о лице, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, о виде рыболовства, сроке и об условиях использования водных биоресурсов, иные сведения
101
. Цели предоставления такого документа носят вторичный характер, поскольку объемы добычи ресурса в заданных целях сравнительно не велики, для них предусмотрен по существу льготный режим упрощающий предоставление права пользования. В отличии от аналогичного вида охоты, рыболовство в традиционных целях также требует выдачи решения. Такой вид рыболовства - составная часть
98
Сайт Федерального агентства по рыболовству// [Электронный ресурс]: Официальный интернет- портал правовой информации http://fish.gov.ru/ (Дата обращения: 14.04.2017).
99
О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федеральный закон Российской
Федерации от 20 дек. 2004 г. // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия
Проф. – Электрон.дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 29.04.2017).
100
Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыболовства в России и за рубежом. // [Электронный ресурс]: Journalofforeighnlegislationandcomparativelaw. -(Дата обращения: 14.04.2017).
101
Ноздрачев А.Ф. Разрешительная система в Российской Федерации: Научно-практическое пособие.//
[Электронный ресурс]:КонсультантПлюс : справ.правовая система. –
Версия
Проф. –
Электрон.дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 13.04.2017).