Файл: Отчет по учебной ознакомительной практике ооо Море путешествий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2Анализ конъюнктуры и тенденции развития рынка предприятий туристской индустрии


Конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, которые определяют соотношение спроса и предложения на туристические услуги, а похоже уровень и динамику цен на них.

Конъюнктура рынка характеризуется системой количественных и качественных показателей, которые формируются и изменяются под влиянием различных факторов. Их следует рассматривать как движущую силу, определяющую характер конъюнктуры, направление и темпы ее развития, и одновременно как одно из условий этого экономического процесса в конкретных обстоятельствах.

Конъюнктура туристского рынка формируется и развивается под влиянием многих факторов, среди которых особо следует выделить экономические, политические, социальные, научно-технические и др. При этом основная сложность заключается не в том, чтобы определить круг факторов ее формирования.

Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха решения которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование будет вестись с учетом всех новых явлений и процессов, протекающих на рынке.

Конъюнктуру туристского рынка характеризуют:

  1. масштаб рынка (его емкость, объем продаж туристского продукта, число предприятий различных типов, выступающих на рынке);

  2. степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения туристских услуг);

  3. уровень цен;

  4. тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);

  5. динамика рынка (изменение его основных параметров);

  6. состояние конкуренции (число конкурентов, их активность);

  7. степень государственного регулирования рынка;

  8. барьеры для выхода на рынок;

  9. коммерческие условия реализации туристских услуг;

  10. наличие сезонных колебаний спроса и др.


Краткосрочные колебания состояния рыночной ситуации определяются такими факторами, как политические и социальные конфликты, стихийные бедствия, отдельные мероприятия правительства, мода и т. д. Особую роль среди краткосрочных конъюнктур образующих факторов рынка туризма играет сезонность, под влиянием которой наблюдаются внутригодовые и постоянно повторяющиеся колебания спроса и предложения.

Значительно различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительными сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма. Различные туристские регионы имеют специфические формы сезонной неравномерности спроса, поэтому можно говорить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе.

Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее, например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон.

Китайский коронавирус, получивший название COVID-19, серьезно напугал население всей планеты, вызвал озабоченность правительств стран, которые стали активно разрабатывать меры по предотвращению его распространения. Однако, наряду с угрозой для жизни и здоровья людей, вирус несет серьезные проблемы для развития мировой экономики. Несомненно, самой уязвимой сферой стал туризм. Сначала ограничения коснулись лишь посещающих Китай и путешествующих китайцев.

Сегодня география стран, страдающих от распространения эпидемии значительно расширилась -Италия, Япония, Южная Корея, Иран и др. Здесь в первую очередь страдают перевозчики, с каждым днем растет число отмененных рейсов. Терпят убытки туроператоры, гостиничная индустрия, музеи, кафе, рестораны, сувенирные и брендовые магазины (по данным Bain & Co, сегодня покупатели из Китая приносят 35% выручки компаниям, продающим лакшери-товары).

По оценке аналитического центра Oxford Economics, потери мирового ВВП от распространения нового типа коронавируса могут составить $1,1 трлн в 2020 году. Такой ущерб будет означать снижение уровня мирового ВВП на 1,3% (по сравнению с предыдущим для 2020 года прогнозом аналитического центра). В отчете Oxford Economics говорится, что прогноз осуществится в том случае, если вспышка пневмонии, которую вызывает коронавирус нового типа, станет глобальной пандемией. [2]



Пандемия стала вызовом для мировой экономики и большинства её отраслей. По оценкам ЮНВТО, в январе–августе 2020 г. число международных туристических прибытий в мире сократилось на 700 млн (на 70,0%).

Введение карантинных ограничений, связанных с пандемией COVID-2019, оказало значительное негативное воздействие и на туристическую отрасль России. Закрытие границ, временные локдауны в отдельных странах, сложности с перелётами — всё это привело к тому, что около 30% российских туристов решили не планировать зарубежный отдых, а 40% — приняли решение отменить бронирование.

Безусловно, из-за закрытия границ на первую позицию в туристическом рейтинге вышли внутренние поездки, и туристы переориентировались на отечественные курорты. Тем не менее, спад произошёл и в этом сегменте. Так, по данным Банка России, именно туристическая индустрия в России оказалась одной из самых пострадавших за период пандемии. По данным мониторинга отраслевых финансовых потоков, объём платежей в отрасли в мае 2020 г. отставал от докоронавирусной «нормы» примерно на 90%, в июне — на 80–90%, к концу июля — на 66%, к концу августа — на 54%, в целом за 2020 год спад составил более 30%.

Однако менее всего пострадали и даже выросли объёмы организованных через турагентства путешествий — на 1% за год. Отдых в отелях ценовых сегментов «выше среднего» и «премиум» увеличился на 8%. Эти направления выросли за счёт раннего бронирования.

Больше же всего в 2020 году пострадал внутренний экскурсионный туризм: спрос на экскурсии и познавательные туры снизился на 50–60%.

Анализ статистики за период 2020 г. показывает, что российский рынок туристских услуг существенно пострадал вследствие пандемии, связанной с вирусом COVID-19, и закрытием границ между странами. Это самый худший год в ретроспективе последних 10 лет. Относительное оживание рынка наметилось только к концу III квартала 2020 г.

Глобальная пандемия коронавирусной инфекции и принятые карантинные меры отразились на всех секторах российской экономики. В число наиболее пострадавших вошла туристическая отрасль. По оценке Правительства РФ, недополученные доходы туриндустрии составили не менее 1,5 трлн рублей.

В связи с закрытием границ в большей степени пострадали туроператоры, специализирующиеся на международном выездном туризме. В структуре туроператоров, ориентирующихся на внутренний туризм, преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, которые понесли меньше потерь благодаря программам господдержки.


За 2020 год уменьшилось и общее количество коллективных средств размещения туристов (Рис.2)



Рисунок 2 – Динамика основных показателей деятельности коллективных средств размещения в России, ед.

В России на конец 2020 года в ЕФР (Единый федеральный реестр туроператоров) числилось 4 298 туроператоров, что на 6% ниже, чем в 2019 году, когда функционировало порядка 4 571 организаций [3].

Всего в 2019 году смогли отправиться в путешествие 11 826 тыс. российских туристов, а в 2020 году – 5 866 тыс. Если до 2019 года наблюдалась восходящая динамика количества российских туристов, отправленных в туристические поездки и туры в зарубежные страны, то в 2020 году – в регионы России [4].

Согласно данным пограничной службы ФСБ РФ самой популярной страной для туристических целей среди российских туристов в 2020 году стала Турция, охватившая порядка 85% российского турпотока за последние три квартала 2020 года (рис.3.) [5].

Что касается внутренних направлений, самыми популярными регионами РФ для турпоездок, как и в 2019 году, стали Краснодарский край, Московская область, Москва и Санкт-Петербург.

По данным аналитических агентств за май 2021 года, 69% россиян планируют туристические поездки по России и 36% - в зарубежные страны. В рамках внутреннего туризма большинство российских туристов (70%) планируют пляжный отдых. Порядка 60% россиян, планирующих туристические поездки по России, опираются на опыт посещения регионов РФ в 2020 году и отмечают, что, в основном, ограничения в связи с пандемией носили формальный характер, а «ковидные ограничения» не действовали. Тем не менее, 42% россиян не планируют турпоездки в связи с опасениями заражения коронавирусной инфекцией, 37% считают, что турпутевки ударят по кошельку, 29% не хотят путешествовать в связи с необходимостью сдавать анализы на антитела (ПЦР-тест).



Рисунок 3 - Самые востребованные зарубежные страны в 2020 году среди российских туристов, тыс. чел.

Среди зарубежных туристических направлений ведущее место также занимает Турция – 35%, затем следует Армения – 11% и Киргизия – 9%. В ОАЭ планируют путешествие 8% российских туристов, в Азербайджан и на Мальдивы – по 4%. По 1% россиян планируют поехать в Египет, Казахстан, Молдавию, Грузию.

По данным национального туроператора «Алеан», весной-в начале лета 2021 года 49% россиян уже побывали или планируют побывать на побережье Краснодарского края. В таких городах как Сочи, Анапа, Геленджик и другие [6].


С учетом сложившейся ситуации в сфере туриндустрии, связанной с эпидемией коронавируса, появилась необходимость государственной поддержки туристского бизнеса России. В преддверии открытия россиянам доступа к отечественным курортам, начиная с 1 июля 2021 года, правительством РФ разработаны меры по субсидированию и предоставлению льгот туроператорам, которые специализируются на внутреннем и въездном туризме.

Они активно разрабатывались и внедрялись еще в 2020 году, когда правительством РФ было предложено порядка 11 мер государственной поддержки, 9 из которых были направлены на недопущение банкротства малого и среднего бизнеса в туриндустрии.

Самыми эффективными из предложенных мер стали:

  1. возможность отсрочки обязательств по турам, которые были приобретены до закрытия границ;

  2. программа возврата части средств за покупку туров по России или туристический кэшбэк.

В 2020 году турбизнес прибегал также к субсидиям на зарплаты туристическим компаниям в размере 1 МРОТ на сотрудника. Данной мерой воспользовались, по оценкам АТОР (Ассоциация туроператоров России), около 3% туроператоров и турагентских компаний.

В ряде субъектов Российской Федерации турбизнес также активно поддерживался. Особенно выделяются беспрецедентные меры поддержки турбизнеса в Санкт-Петербурге, где благодаря отмене ряда региональных налогов туристический, в основном гостиничный, бизнес смог получить льготы в размере 3,6 млрд рублей. Со стороны Ростуризма была оказана поддержка в виде чартерных программ туроператоров.

Следует сказать, что 27 мая 2021 года Правительство РФ приняло Постановление № 799 «Об утверждении правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристических потоков», в соответствии с которым предусмотрено возмещение 50% затрат на организацию чартера. Компенсации будут доступны туристическим компаниям, которые задействуют для перевозки туристов не менее шести парных рейсов по одному маршруту и перевезут не менее 300 человек. На данную меру выделено из федерального бюджета в 2021 году порядка 1,2 млрд руб.

В феврале 2021 года на федеральном уровне обсуждались такие новые меры государственной поддержки туроператоров, ориентированных на внутренний туризм, как:

  1. льготные условия возврата ранее выданных кредитов;

  2. льготные тарифы для туров с детьми;

  3. развитие новых маршрутов, грантовая поддержка эко-проектов;

  4. кэмпинг-отели и кэмпинг-парки и некоторые другие.