Файл: Рабочая программа по предмету Основы духовнонравственной культуры народов России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
-
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); -
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); -
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
-
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; -
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; -
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
-
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; -
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; -
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
-
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; -
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; -
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; -
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
-
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; -
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; -
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; -
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
-
Иметь сформированное представление о понятие «культура»; -
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; -
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
-
Иметь представление об артефактах культуры; -
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; -
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; -
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
-
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; -
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
-
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; -
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; -
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
-
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; -
осознавать связь религии и морали; -
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; -
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
-
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; -
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; -
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; -
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; -
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
-
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; -
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; -
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; -
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно- нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
-
Знать и понимать смысл термина «семья»; -
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; -
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; -
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; -
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; -
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; -
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.