Файл: Рабочая программа по предмету Основы духовнонравственной культуры народов России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Регулятивные универсальные учебные действия

    Регулятивные универсальные учебные действия включают:

    • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);

    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

    Предметные результаты

    Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.


    Тематический блок 1. «Россия наш общий дом»

    Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

    • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

    • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

    • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

    Тема 2. Наш дом Россия

    • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

    • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

    • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

    Тема 3. Язык и история

    • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

    • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

    • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

    • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.


    Тема 4. Русский язык язык общения и язык возможностей

    • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

    • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

    • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

    • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

    Тема 5. Истоки родной культуры

    • Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

    • осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

    • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

    Тема 6. Материальная культура

    • Иметь представление об артефактах культуры;

    • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

    • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

    • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.


    Тема 7. Духовная культура

    • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

    • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,

    «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

    • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

    • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

    • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

    Тема 8. Культура и религия

    • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;

    • осознавать связь религии и морали;

    • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

    • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

    Тема 9. Культура и образование

    • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;

    • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

    • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

    • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

    • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.


    Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

    • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

    • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

    • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;

    • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно- нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

    Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

    Тема 11. Семья хранитель духовных ценностей

    • Знать и понимать смысл термина «семья»;

    • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

    • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

    • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

    • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;

    • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

    • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.