Файл: Рабочая программа по предмету Основы духовнонравственной культуры народов России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. Родина начинается с семьи
-
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; -
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; -
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; -
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
-
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; -
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; -
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; -
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно- нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
-
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; -
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; -
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; -
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
-
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; -
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; -
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; -
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
-
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; -
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; -
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; -
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
-
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; -
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; -
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; -
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
-
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; -
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; -
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; -
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; -
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
-
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; -
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; -
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,
«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
-
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; -
иметь представление о значении и функциях изучения истории; -
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
-
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; -
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; -
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; -
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
-
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; -
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; -
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
-
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: -
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
-
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; -
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; -
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; -
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; -
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; -
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
-
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; -
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; -
различать основные типы праздников; -
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; -
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; -
понимать основной смысл семейных праздников: -
определять нравственный смысл праздников народов России; -
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.