Файл: Правила пользования судовыми рабочими шлюпками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 2.

Устав службы на судах ВВП.

Рядовой состав.

2.1 Матрос I класса

Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.

Матрос I класса обязан знать и выполнять обязанности матроса II класса, а также уметь управлять палубными механизмами, отдавать и выбирать якоря, спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками, на веслах, с мотором и под парусами (на море), знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях, замерять глубину ручных лотов .

Матрос I класса на судах, выходящих в море, должен знать и понимать обязанности рулевого.
Матрос II класса

Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману, а во время вахты находится в в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.

Матрос II класса обязан:

Принимать участия в судовых работах по палубных части;

Принимать участия в подготовке грузовых помещений , грузовых средств и инвентаря погрузки и выгрузки и уборке их по походному ;

Убирать палубы, судовые служебные санитарно-бытовые помещения ;

При выполнении работ , связанных сгруженными операциями, принимать участия в открытии и закрытии люков трюмов; контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счет мест груза ; следить за сохранностью и целостью груза, инвентаря и такелажа ; наблюдать за исправностью трюмов трапов и другого трюмного оборудования ; не допускать в трюм лиц не в трезвом состоянии; не допускать курение в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме; докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатков, повреждениях и т.п.;

Выполнять все такелажные, малярные, швартовные работы и работы по забуксировке судов;

Уметь грести веслами в шлюпке и замерять уровень воды в льялах и сточных колодцев на судне, а при плавании в море, кроме того, уметь осуществлять прием и передачу сообщений средствами зрительной связи, выпускать и выбирать забортный лаг и снимать отсчеты лага, выполнять обязанности рулевого.


Матрос II класса может привлекаться малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
2.2 Обязанности вахтенного рулевого матроса

Общие обязанности

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному начальнику.

Прием и сдача вахты вахтенным рулевым, вахтенным матросом производятся с разрешения вахтенного начальника.

Заступая на вахту, вахтенный рулевой (при плавании в море- вахтенный матрос) обязан проверить действие сигнальных огней, а в дневное время- наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовах обязаны находится на месте, указанным вахтенным начальником, вести наблюдения за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличие противокрысиных щитков на швартовах, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.п. О всех изменениях обстановки они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.

Вахтенный матрос на пассажирских судах обязан:

1. перед заступлением на вахту принять от сменяющегося матроса находящееся в открытых местах и на палубах имущество, инвентарь и оборудование, а также получить сведения о выполняемых рабочих занятиях;

2. при несении вахты следить за сохранностью принятого имущества, инвентаря и оборудования, за соблюдением пассажирами судовых правил: выполнять порученные рабочие задания и поддерживать чистоту закрепленных за ним участков.

2.3 Назначение судовых помещений

Основными помещениями, обеспечивающими назначение транспортного судна, являются грузовые трюмы и твиндеки. Погрузка груза в них производится через грузовые люки в палубах, огороженных комингсами, перекрывающимися специальными крышками или щитами — лючинами. Погрузка в танкеры жидких грузов происходит через грузовой трубопровод.
Для пассажирских судов основными помещениями являются пассажирские каюты , которые располагаются в междупалубных помещениях и в надстройках. Эти каюты оборудуются спальными местами, санитарными и другими помещениями в соответствии с классом. К высшему классу относятся каюты люкс, состоящие из гостиной, кабинета, спальни и отдельного санузла. К пассажирским помещениям, кроме кают, следует отнести также обслуживающие пассажиров холлы, лестницы, залы, салоны (концертный, танцевальный, курительный и т. п.), библиотеки, киоски (почтовый, сувенирный и т. п.), рестораны, буфеты, бары, спортивные палубы, бассейны, прогулочные палубы и т. д.


Помещения ресторанов, являющиеся одним из самых парадных на судах, обычно отделываются с особым вниманием так, чтобы они создавали у посетителей хорошее эстетическое впечатление, чувство уюта и покоя. Отделка помещений на советских судах во многом отличается от отделки помещений на зарубежных судах, например отсутствием излишнего украшательства и утяжеляющих форм.
Все прочие судовые помещения являются типовыми и объединяются в следующие группы:
посты управления — помещения, в которых расположены главные навигационные приборы и оборудование для управления судном, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. п. Эти помещения включают: рулевую, штурманскую, радиорубку, помещение гирокомпаса и др.;
жилые помещения : каюты экипажа и обслуживающего его или пассажиров персонала, каюты для медицинского обслуживания (амбулатория, лазарет, изолятор для больных, аптека), коридоры, вестибюли и тамбуры, примыкающие к этим помещениям;
общественные помещения — салоны, кают-компании столовые, красные уголки, библиотеки, кинозалы и пр.;
санитарно-гигиенические помещения — туалетные, гальюны, умывальные, душевые, ванны, бани, прачечные, закрытые бассейны и т. п.;
служебные помещения , состоящие из хозяйственных помещений, которые на судах обычно предусматривают раздельными для команды и пассажиров: заготовительные, камбузы, хлебопекарни, буфетные, посудомоечные, кладовые (мокрой и сухой провизии), рефрижераторные (кладовые для скоропортящихся продуктов), а также сушилки, гладильные, пошивочные мастерские, почтовые отделения и т. п.;
кладовые: фонарные, малярные, шкиперские и др.;
машинные помещения — машинное и котельное отделения, в которых расположены главные силовые установки, помещения вспомогательных механизмов — электростанции, преобразователи электрического тока, аккумуляторные, помещения вспомогательных котлов, насосов, компрессоров, станций размагничивания и т. п.;
грузовые помещения для перевозки на пассажирских судах: багажа пассажиров, личных автомашин, срочных почтовых грузов, а на грузовых судах — генеральных, сыпучих или жидких грузов. Этими помещениями в соответствии с характером груза являются: твиндеки, трюмы и танки. Вместо обшивки трюмов изнутри, по бортам трюмов устанавливаются рыбинсы — деревянные брусья — обычно сечением 50 X Х200 мм, расположенные горизонтально на расстоянии 250 мм друг от друга на закладных планках-гнездах, прикрепленных к шпангоутам. Рыбинсы используют также и в качестве закладных досок в продольных разделительных переборках, устанавливаемых в трюмах на время перевозки в них сыпучих грузов для предотвращения перемещения груза при качке судна.

2.4 Правила обеспечения санитарного состояния судна

Весь экипаж судна и соответствии с санитарными правилами должен содержать в чистоте судовое помещения, а также в чистоте и опрятности одежду и обувь.

Порядок приборки помещения и палуб определяет первый штурман (первый помощник капитана, шкипер) с учетом требований Санитарных правил для судов внутреннего плавания СССР, правил перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, при этом члены экипажа расписываются по объектам приборов.

Жилые помещения, где не предусмотрена уборка лицами обслуживающего персонала, убирают живущие в них.

При проживании в помещении нескольких человек первый штурман (первый помощник капитана, шкипер) назначает из них старшего, обязанного обеспечивать выполнение расписания по приборкам в этом помещении.

Для содержания судна и всех помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями производятся ежедневные утренние приборки и не реже одного раза в месяц санитарный аврал под руководством первого штурмана (первого помощника капитана, шкипера).

Ежедневные приборки в кают- компании (столовой) должны заканчиваться до завтрака. На пассажирских судах к этому к этому времени должна быть закончена приборка пассажирских палуб, салонов, проходов, внутренних трапов, трапов на открытых палубах и санитарно- бытовых помещений.

Смена постельного белья членов экипажа должна производиться не реже одного раза в 7 дней.

Стирка белья членов экипажа и рабочей одежды экипажа производится в судовых прачечных, а где их нет – в специально отведенных местах.

Для поддержания порядка и соблюдения условий гигиены первый штурман (первый помощник капитана, шкипер) обязан производить систематический осмотр жилых помещений и помещений общего пользования.
2.5 Правило пользование судовыми рабочими шлюпками (лодками)

Спуск шлюпок на воду и их использование допускаются только по разрешению капитана.

На каждой судовой шлюпке, отходящей от борта, должен быть командир, назначенный из лиц командного состава или старшина, назначенный из рядового состава, и моторист (на самоходных шлюпках).

Командир (старшина) и моторист шлюпки назначаются первым штурманом (первым помощником капитана, шкипера), а в его отсутствие - вахтенным начальником.

Командир (старшина) шлюпки и моторист должны иметь соответствующую квалификацию (права).

Шлюпка должна быть укомплектована положенным числом гребцов и иметь установленное снабжение.


Все лица (включая пассажиров), находящихся на шлюпке, должны иметь при себе индивидуальные спасательные средства.

Перед отходом командир (старшина) шлюпки обязан удостоверится в выполнении требовании и обеспечить соблюдение норм пассажира -вместимости и грузоподъемности шлюпки, ограничений по погоде, порядка и технике безопасности лицами, находящимися в шлюпке, а также соблюдение общих и местных правил плавания.

О готовности к отходу от борта командир (старшина) шлюпки обязан доложить вахтенному начальнику и ПОЛУЧИТЬ разрешение на отход: по возвращении шлюпки командир (старшина) обязан доложить о ее прибытии.

В морских водах судовые шлюпки, включая спасательные, должны нести Государственный флаг РФ. Государственный флаг не поднимается только тогда, когда шлюпка следует для спасения человека. С подъемом человека на борт шлюпки флаг поднимается.
На судне запрещается:

  1. Перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их грузы и багаж, а также груз, принадлежащие членам экипажа;

  2. выносить какие – либо вещи без разрешения вахтенного начальника;

  3. распивать спиртные напитки и быть в нетрезвом виде, играть в азартные игры;

  4. курить в не отведённых для этого местах и в пастели, а также во время тревог, учений;

  5. отвлекать разговорами лиц, несущих вахту;

  6. держать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры, либо закрывать их цветными шторами;

  7. выбрасывать за борт мусор, окурки, пищевые отходы;

  8. стирать, просушивать и гладить белье в не отведенных для этого местах;

  9. купаться с борта судна.