ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 3.
Наставления по борьбе за живучесть судов
3.1 Общие положения
Живучесть судна называется его способность в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных обстоятельствах.
Живучесть судна обеспечивается:
- запасом плавучести и остойчивости;
- пожарной безопасностью;
- живучестью судовой техники;
- подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна и действиями по ее поддержанию и восстановлению.
Пожарной безопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров, а также их воздействие на судно и груз.
Живучестью судовой техники называется ее способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных обстоятельствах и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.
Под готовностью экипажа к борьбе за живучесть понимаются организованные, энергичные и квалифицированные действия его экипажа при возникновении аварийных обстоятельств, с целью ликвидации или уменьшения их отрицательного влияния на безопасность судна, людей и сохранность груза.
Под машинным помещением (МП) понимаются: помещения, в которых размещаются главные двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, электрическое оборудование, мастерские, кладовые и т.д.
Под водогазонепроницаемыми закрытиями понимаются: люки, двери, горловины и другие закрытия, установленные на конструктивных элементах судна, с целью исключения проникновения через них воды и газов.
Под противопожарными закрытиями понимаются: двери люки и другие закрытия, установленные на огнестойких и огне – задерживающих конструктивных элементах судна, равноценные им по огнестойкости, препятствующие распространению пожара и дыма по судну и созданию условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений, а также способствует успешной борьбе с пожаром.
Под наружными запорными устройствами судовой вентиляции понимаются: двери и крышки шахт; грибовидные головки; клинкеты; задвижки и другие устройства, установленные на воздухопроводах с целью герметизации помещения.
К аварийному снабжению относятся: аварийный инвентарь; аварийные материалы и переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружные электронасосы, водоструйные эжекторы и т.д.).
К противопожарному снабжению относятся: переносные средства борьбы с пожарами; пожарный инвентарь и материалы, предназначенные для тушения пожара.
Под аварийным или пожарным постом понимается место, где хранится аварийное или противопожарное снабжение или место, где находится станция пожарной сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.
К спасательным средствам относятся: спасательные шлюпки и плоты с их оборудованием и снабжением; плавучие приборы; спасательные жилеты или нагрудники; спасательные круги; спасательные костюмы – комбинезоны и т.д.
В настоящем Наставлении ниже перечисленные термины имеют следующие значения:
Капитан- лицо, осуществляющее самостоятельные командование судном, независимо от конкретного наименования должности (капитан-дублер, командир, багермейстер, шкипер и т.д.);
Первый штурман- первый заместитель капитана (старший помощник капитана, багермейстера, первый помощник капитана и т.д.);
Первый помощник- помощник капитана по политико-воспитательной работе на судах загранплавания;
Механик- заместитель капитана по технической эксплуатации судна (старший механик, механик-дублер и т.д.);
Судовой журнал- термин, используемый для обозначения «вахтенного», «ежегодно вахтенного» и «судового» журнала;
Регистр - Речевой Регистр РСФСР или Регистр СССР.
3.2 Перечень первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна (типовой)
Каждый член экипажа на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и своей каюте должен уметь:
1.10. Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные защитные средства.
1.11. Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.
1.12. Оказывать первую медицинскую помощь.
2. По борьбе с водой:
2.1. Определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (постукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.п.) и доложить на ГКП.
2.2. Приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, осушить помещение стационарными и переносными средствами.
2.3. Использовать имеющиеся средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения.
2.4. Подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволоку.
2.5. Устранить фильтрацию воды через разливные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества.
2.6. Сделать ниже и выше ватерлинии небольшую пробоину в корпусе судна, рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щитов, клиньев, пробок и д.р. средств).
2.7. В случае неизбежного затопления помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения.
3. По борьбе с пожарами:
3.1. Доложить на ГКП о возникновении пожара и принимаемых мерах по борьбе с ним.
3.2. Вооружить пожарный рукав стволом и подсоединить к пожарному крану.
3.3. Эффективно использовать пожарные стволы в любом помещении.
3.4. Правильно выбрать из имеющихся в наличии необходимое средство для ликвидации пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов, дерева и др.) и эффективно его использовать.
3.5. Пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами (только для лиц, допущенных к работе в этих аппаратах) и передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса.
4. По борьбе с повреждениями технических средств:
4.1. Отключать поврежденный участок электросети при помощи рубильников и других средств, снять питание с поврежденного механизма.
4.2. Исправить поврежденный (предварительно обесточенный) участок электросети путем постановки специальных отростков.
4.3. Заменить предохранитель в электросети: поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода.
4.4. Остановить в аварийном случае любой работающий механизм.
4.5. При повреждении механизма, устройства, системы перейти на дублирующее устройство; дать аварийное питание на механизм отходным путем или от запасных источников.
5. По использованию спасательных средств:
5.1. Правильно использовать спасательный круг.
5.2. Правильно надевать спасательный жилет (нагрудник).
5.3. Прыгать в воду с высоты в спасательном жилете (нагруднике).
5.4. Плавать в спасательном жилете (нагруднике).
5.5. Держаться на воде без спасательного жилета (нагрудника).
5.6. Правильно сбрасывать спасательный (жесткий и надувной) плот.
5.7. Садиться на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды.
5.8. Оказывать помощь в посадке на спасательное средство.
5.9. Эксплуатировать оборудование спасательных средств, включая эксплуатацию переносного радиооборудования (если это для него предусмотрено).
5.10. Ставить плавучий якорь.
5.11. Правильно пользоваться линеметательной установкой.
5.12. Подавать и принимать сигналы, используемые для управления шлюпкой при спасении человека, находящегося в воде.
3.3 Основные предупредительные мероприятия
Общие положения
Под предупредительными мероприятиями понимаются мероприятия, обеспечивающие нормативную эксплуатацию судна в соответствии с его назначением, готовность судна и экипажа к борьбе за живучесть.
Порядок эксплуатации корпуса судна, главных и вспомогательных двигателей судовых систем, устройств и оборудования определяется правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и т.д.
Общий противопожарный режим на судах поддерживается в строгом соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, действующих на судах МРФ.
Специальные меры пожарной безопасности применительно к роду перевозимого груза осуществляются в соответствии с указаниями и требованиями специальных правил, регламентирующих перевозку опасных грузов в море и на внутренних судоходных путях.
Загрузка судна производится в соответствии с действующими нормами и правилами, касающимися посадки судна, его остойчивости и высоты надводного борта.
При погрузке палубного груза предусматриваются: огражденные аварийные проходы (переходные мосты) по всему судну, имеющие достаточное освещение; свободный доступ к входам в грузовые помещения; доступ к местам размещения аварийного имущества; свободный доступ к противопожарным постам и кранам пожарной магистрали; свободный доступ к входам в жилые и служебные помещения и выходам из них.
Размещение, крепление и перевозка груза осуществляется в соответствии с требованиями специальных правил, регламентирующих эти вопросы, применительно к роду груза и району плавания (морское, прибрежное и внутренние воды).
Состав, размещение и характеристики средств борьбы за живучесть, спасательных средств аварийного и противопожарного снабжения определяются правилами Регистра и правилами пожарной безопасности, действующими на судах Министерства речного флота.
3.4 Способы организация борьбы за живучесть судна
Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.
Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:
Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись. Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.
На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.
Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.
Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право прилечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.
Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность и действие находящихся в его ведении технических средств.
Наставления по борьбе за живучесть судов
3.1 Общие положения
Живучесть судна называется его способность в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных обстоятельствах.
Живучесть судна обеспечивается:
- запасом плавучести и остойчивости;
- пожарной безопасностью;
- живучестью судовой техники;
- подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна и действиями по ее поддержанию и восстановлению.
Пожарной безопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров, а также их воздействие на судно и груз.
Живучестью судовой техники называется ее способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных обстоятельствах и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.
Под готовностью экипажа к борьбе за живучесть понимаются организованные, энергичные и квалифицированные действия его экипажа при возникновении аварийных обстоятельств, с целью ликвидации или уменьшения их отрицательного влияния на безопасность судна, людей и сохранность груза.
Под машинным помещением (МП) понимаются: помещения, в которых размещаются главные двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, электрическое оборудование, мастерские, кладовые и т.д.
Под водогазонепроницаемыми закрытиями понимаются: люки, двери, горловины и другие закрытия, установленные на конструктивных элементах судна, с целью исключения проникновения через них воды и газов.
Под противопожарными закрытиями понимаются: двери люки и другие закрытия, установленные на огнестойких и огне – задерживающих конструктивных элементах судна, равноценные им по огнестойкости, препятствующие распространению пожара и дыма по судну и созданию условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений, а также способствует успешной борьбе с пожаром.
Под наружными запорными устройствами судовой вентиляции понимаются: двери и крышки шахт; грибовидные головки; клинкеты; задвижки и другие устройства, установленные на воздухопроводах с целью герметизации помещения.
К аварийному снабжению относятся: аварийный инвентарь; аварийные материалы и переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружные электронасосы, водоструйные эжекторы и т.д.).
К противопожарному снабжению относятся: переносные средства борьбы с пожарами; пожарный инвентарь и материалы, предназначенные для тушения пожара.
Под аварийным или пожарным постом понимается место, где хранится аварийное или противопожарное снабжение или место, где находится станция пожарной сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.
К спасательным средствам относятся: спасательные шлюпки и плоты с их оборудованием и снабжением; плавучие приборы; спасательные жилеты или нагрудники; спасательные круги; спасательные костюмы – комбинезоны и т.д.
В настоящем Наставлении ниже перечисленные термины имеют следующие значения:
Капитан- лицо, осуществляющее самостоятельные командование судном, независимо от конкретного наименования должности (капитан-дублер, командир, багермейстер, шкипер и т.д.);
Первый штурман- первый заместитель капитана (старший помощник капитана, багермейстера, первый помощник капитана и т.д.);
Первый помощник- помощник капитана по политико-воспитательной работе на судах загранплавания;
Механик- заместитель капитана по технической эксплуатации судна (старший механик, механик-дублер и т.д.);
Судовой журнал- термин, используемый для обозначения «вахтенного», «ежегодно вахтенного» и «судового» журнала;
Регистр - Речевой Регистр РСФСР или Регистр СССР.
3.2 Перечень первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна (типовой)
Каждый член экипажа на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и своей каюте должен уметь:
-
По всем видам борьбы за живучесть судна:-
Ориентироваться в темноте, найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод. -
Герметизировать отсек, в котором расположен вахтенный пост, заведуемое помещение и каюта: задраивать водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные головки (грибки) и т.п. -
Находить любое штатное аварийное и противопожарное имущество (особенно в темноте). -
Приготовить к действию и использованию по назначению аварийное и противопожарное имущество, спасательные средства и стационарные средства борьбы за живучесть судна. -
Определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин. -
Отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести и вывести из действия стационарные средства борьбы за живучесть судна с помощью аварийных приводов с открытых частей палубы и из смежных помещений. -
Пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации. -
Включать и выключать аварийное освещение, отыскивать места подключения и вооружать переносной светильник; пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении. -
Включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту.
-
1.10. Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные защитные средства.
1.11. Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.
1.12. Оказывать первую медицинскую помощь.
2. По борьбе с водой:
2.1. Определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (постукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.п.) и доложить на ГКП.
2.2. Приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, осушить помещение стационарными и переносными средствами.
2.3. Использовать имеющиеся средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения.
2.4. Подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволоку.
2.5. Устранить фильтрацию воды через разливные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества.
2.6. Сделать ниже и выше ватерлинии небольшую пробоину в корпусе судна, рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щитов, клиньев, пробок и д.р. средств).
2.7. В случае неизбежного затопления помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения.
3. По борьбе с пожарами:
3.1. Доложить на ГКП о возникновении пожара и принимаемых мерах по борьбе с ним.
3.2. Вооружить пожарный рукав стволом и подсоединить к пожарному крану.
3.3. Эффективно использовать пожарные стволы в любом помещении.
3.4. Правильно выбрать из имеющихся в наличии необходимое средство для ликвидации пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов, дерева и др.) и эффективно его использовать.
3.5. Пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами (только для лиц, допущенных к работе в этих аппаратах) и передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса.
4. По борьбе с повреждениями технических средств:
4.1. Отключать поврежденный участок электросети при помощи рубильников и других средств, снять питание с поврежденного механизма.
4.2. Исправить поврежденный (предварительно обесточенный) участок электросети путем постановки специальных отростков.
4.3. Заменить предохранитель в электросети: поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода.
4.4. Остановить в аварийном случае любой работающий механизм.
4.5. При повреждении механизма, устройства, системы перейти на дублирующее устройство; дать аварийное питание на механизм отходным путем или от запасных источников.
5. По использованию спасательных средств:
5.1. Правильно использовать спасательный круг.
5.2. Правильно надевать спасательный жилет (нагрудник).
5.3. Прыгать в воду с высоты в спасательном жилете (нагруднике).
5.4. Плавать в спасательном жилете (нагруднике).
5.5. Держаться на воде без спасательного жилета (нагрудника).
5.6. Правильно сбрасывать спасательный (жесткий и надувной) плот.
5.7. Садиться на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды.
5.8. Оказывать помощь в посадке на спасательное средство.
5.9. Эксплуатировать оборудование спасательных средств, включая эксплуатацию переносного радиооборудования (если это для него предусмотрено).
5.10. Ставить плавучий якорь.
5.11. Правильно пользоваться линеметательной установкой.
5.12. Подавать и принимать сигналы, используемые для управления шлюпкой при спасении человека, находящегося в воде.
3.3 Основные предупредительные мероприятия
Общие положения
Под предупредительными мероприятиями понимаются мероприятия, обеспечивающие нормативную эксплуатацию судна в соответствии с его назначением, готовность судна и экипажа к борьбе за живучесть.
Порядок эксплуатации корпуса судна, главных и вспомогательных двигателей судовых систем, устройств и оборудования определяется правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и т.д.
Общий противопожарный режим на судах поддерживается в строгом соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, действующих на судах МРФ.
Специальные меры пожарной безопасности применительно к роду перевозимого груза осуществляются в соответствии с указаниями и требованиями специальных правил, регламентирующих перевозку опасных грузов в море и на внутренних судоходных путях.
Загрузка судна производится в соответствии с действующими нормами и правилами, касающимися посадки судна, его остойчивости и высоты надводного борта.
При погрузке палубного груза предусматриваются: огражденные аварийные проходы (переходные мосты) по всему судну, имеющие достаточное освещение; свободный доступ к входам в грузовые помещения; доступ к местам размещения аварийного имущества; свободный доступ к противопожарным постам и кранам пожарной магистрали; свободный доступ к входам в жилые и служебные помещения и выходам из них.
Размещение, крепление и перевозка груза осуществляется в соответствии с требованиями специальных правил, регламентирующих эти вопросы, применительно к роду груза и району плавания (морское, прибрежное и внутренние воды).
Состав, размещение и характеристики средств борьбы за живучесть, спасательных средств аварийного и противопожарного снабжения определяются правилами Регистра и правилами пожарной безопасности, действующими на судах Министерства речного флота.
3.4 Способы организация борьбы за живучесть судна
Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.
Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:
-
постоянное наличие на борту необходимого количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть; -
подготовку экипажа к борьбе за живучесть; -
постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность; -
постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна; -
надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.
Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись. Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.
На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.
Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.
Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право прилечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.
Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность и действие находящихся в его ведении технических средств.