ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При отсутствии на судне капитана борьбу за живучесть возглавляет старшее лицо командного состава судоводительской специальности.
Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная (по оставлению судна).
На всех судах должно быть расписание по тревогам, определяющее обязанности и действия всего экипажа по: управление судном; радиосвязи и зрительной связи; наблюдению за горизонтом, воздухом и водой, герметизации судна и обеспечению водонепроницаемости корпуса; борьбе за живучесть судна (борьба с огнем, водой и т.д.); использованию специальных средств, установленных на судне; оказанию медицинской помощи экипажу и пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах); охране окружающей среды; спасению человека за бортом; оставлению судна (с проверкой полноты эвакуации людей).
Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности и заведовании членов экипажа и их взаимозаменяемости.
Расписание по тревогам составляется на полный состав экипажа при экипажном методе работы или на членов бригад (бригады), одновременно работающих на судне.
Кроме основного расписания, должно составляться стояночное расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на борту при стоянке судна.
Лица, не входящие в штат, но работающие на судне, включаются в расписание по тревогам и имеют личные карточки наравне с членами экипажа.
Руководители практики и практиканты включаются в расписание по шлюпочной тревоге наравне с членами экипажа, а по остальным тревогам они дублируют обязанности штатных членов экипажа (перед номером их личной карточки проставляется ноль).
Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.
Над койкой каждого члена экипажа, а также других лиц, не входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.
Карточки рядового состава, а также лиц, не входящих в штат экипажа, должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного состава - название должности.
На пассажирских судах на видных местах вывешиваются иллюстрированные инструкции по способам и приемам надевания индивидуальных и использования коллективных спасательных средств, планы с указанием мест их нахождений и путей эвакуации людей.
Судовые тревоги, за исключением шлюпочной, объявляются вахтенным начальником в следующих случаях:
-
общесудовая – при подготовке к борьбе или для борьбы с огнем, водой и другими опасностями, создающими угрозу судну, людям, грузу; -
«Человек за бортом» - при падении человека за борт или при обнаружении человека (людей) за бортом.
Шлюпочная тревога (по оставлению судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.
При оставлении судна в первую очередь должна быть обеспечена посадка на спасательные средства детей, женщин и престарелых. К лицам, нарушающим порядок посадки людей или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.
Устанавливаются следующие сигналы тревог:
-
общесудовой – непрерывный звонок громкого боя в течение 25 – 30 с, повторяемый три – четыре раза: при пожаре (взрыве) сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол; -
«Человек за бортом» - три длинных сигнала звонком громкого боя, повторяемые три – четыре раза; продолжительность одного сигнала должна быть не менее 5 – 6 с. -
шлюпочной (по оставлению судна) – семь или более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые три – четыре раза.
Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоин указывается их место. При отсутствии трансляционной сети вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала голосом или по трансляции передается слово «Учебная».
Все члены экипажа, лица, не входящие в штат, руководители практики и практиканты при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги «Человек за бортом».
Для практической отработки действий по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог.
Учения по тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц: если более 5 % экипажа было заменено в каком-либо порту, то такие учения проводятся не позднее чем через 24 ч после выхода судна из этого порта.
На пассажирских судах учения по тревогам проводятся не реже двух раз в месяц, обычно перед выходом в рейс. Пассажиры в таких случаях должны заблаговременно предупреждаться о проводимых учебных тревогах и правилах поведения во время них.
После каждого тренировочного учения капитан детально проводит его обзор.
Если в течение указанных сроков не проводилось учебной тревоги или проводилась только неполная учебная тревога, в судовом журнале должна быть сделана запись о причинах непроведения или проведения неполной учебной тревоги.
Лица, в ведении которых находятся судовой, машинный, электротехнический и радиотелеграфный журналы, судовая касса и документы строгой отчетности, а при плавании в море – также путевые карты с прокладкой пути, при оставлении судна обязаны принять все меры к спасению указанных документов и ценностей.
3.5 Порядок подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна
Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться с учетом типа и особенностей судна, рода перевозимого груза и района плавания, в комплексе с технической учебой, в соответствии с требованиями Устава службы на судах и МРФ, настоящего Наставления и других руководящих документов.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится по планам, которые составляются первым штурманом и механиком и утверждаются капитаном. В план включаются занятия и тренировки.
Основная цель подготовки - достижение должностного уровня знаний и натренированности экипажа, обеспечение надлежащей организации, служебности, а также точности и быстроты его действий по квалификационному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложных аварийных обстоятельствах.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть должна быть последовательной и включать: изучение устройства судна, судовой техники, в т.ч. стационарных технических средств борьбы за живучесть судна и предметов аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств; изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна; изучение организации и методов борьбы с водой, пожарами, дымом и паром; обработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна согласно «Перечень первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна (типовой)»; подготовку командного состава руководству борьбой за живучесть судна и обработка его взаимозаменяемости, обработку связи и взаимодействия главного командного пункта (ГКП) с аварийными партиями, группами и отдельными постами; отработку взаимодействия и взаимозаменяемости членов экипажа по борьбе за живучесть судна; изучение и отработку способов оказания первой медицинской помощи пострадавшему; изучение и отработку обязанностей по всем тревогам.
Подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость должна включать:
изучение: конструктивных особенностей судна и предупредительных мероприятий по обеспечению его непотопляемости; документации по остойчивости и непотопляемости судна (только командным составом);
отработку: практических навыков в производстве расчетов для принятия мер правил опрокидывания судна из-за потери или резкого снижения его остойчивости, по сохранению достаточного запаса плавучести; практических навыков по разведке места поступления забортной воды внутрь судна и по предотвращению его распространения по судну, а также по обеспечению водонепроницаемости отдельных помещений; практических навыков по заделке пробоин и использованию аварийного снабжения; практических навыков по использованию стандартных средств борьбы с водой; практических навыков по подкреплению водонепроницаемых переборок и закрытий; взаимодействия членов экипажа при борьбе с водой.
Подготовка экипажа к борьбе с пожарами должна включать:
изучение: конструктивных особенностей судна и предупредительных мероприятий по предотвращению пожаров и взрывов; организации и методов борьбы с пожаром и дымом;
обработку: практических навыков по разведке пожаров, выбору огнегасительных средств, предотвращению распространения и ликвидации пожара; практических навыков по использованию стационарных средств борьбы с пожарами; практических навыков по использованию противопожарного снабжения; способов подачи воды и других огнегасительных веществ к местам пожара.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судовой техники должна включать:
Изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судовой техники, а также её эксплуатационных характеристик и взаимозаменяемости; обработку практических навыков по управлению судовой техникой при различных аварийных обстоятельствах, а также по устранению её повреждений; обработку практических навыков по обеспечению надежности работы электромеханической установки для обеспечения хода и управляемости судна; изучение приемов бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергии; изучение методов и приемов по исправлению поврежденных систем, магистралей.
Подготовка экипажа к борьбу за живучесть судна должна включать занятия, тренировки и учебные тревоги с максимальным использованием материальной части (плакаты, кинофильмы, имущество, инвентарь и т.п.), а также самостоятельную подготовку.
Частота проведения каждого вида учебных тревог устанавливается капитаном в зависимости от уровня подготовки экипажа, но не реже чем один раз в месяц. При этом тревоги по борьбе с пожарами и оставлению судна на пассажирских судах внутреннего и каботажного плавания должны производиться не реже двух раз в месяц, а на пассажирских судах заграничного плавания-еженедельно.
Во время проведения учебных тревог каждая спасательная или дежурная шлюпка не реже чем через три месяца должна с расписанной на ней командой спускаться и маневрировать на воде.
В случае смены экипажа более чем на 25 %, учебные тревоги по борьбе с пожаром и оставлению судна должны быть проведены не позже чем через 24 ч после такой смены.
На занятиях изучаются, а на тренировках практически отрабатываются вопросы, изложенные выше.
В ходе занятий каждый член экипажа должен твердо усвоить, что основой успеха борьбы за живучесть судна являются: безусловное выполнение всех предупредительных мероприятий; безукоризненное знание всеми своих обязанностей по всем судовым тревогам, в сложных аварийных обстоятельствах.
Все лица командного состава машинной команды должны уметь пустить и остановить: дизель-генератор, турбогенератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, затопления, стационарные системы пожаротушения и прочие аварийные противопожарные и спасательные средства.
Все лица штурманского состава должны уметь пустить в действие стационарные системы пожаротушения, пуск которых предусмотрен из рулевой рубки или других помещений; кроме машинных.
Во время учебных тревог отрабатываются:
-
организация наблюдения; -
организация связи и взаимодействие ГКП, аварийных партий, групп и отдельных постов; -
практические навыки по использованию аварийными партиями и группами средств борьбы за живучесть судна; -
организация борьбы за живучесть судна в целом и отработка отдельных задач (борьба с пожарами, водой, аварийными повреждениями и т.д.); -
обеспечение живучести судна при наиболее тяжелых аварийных повреждениях; -
организация и практическое использование спасательных средств; -
практические навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Учебные тревоги объявляются по указанию капитана. Объявление вида учебной тревоги предваряется словом «учебная».
Учебные тревоги должны проводиться с максимально возможным приближением к реальным аварийным условиям и обстоятельствам (в разное время суток, с имитацией пожара, задымления, поступления воды, выхода из строя освещения, механизмов и систем судна и т.д.).