Файл: История развития корейской литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 636

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако средневековый читатель не всегда считается с этой оценкой: он понимал, что в романе главное не идея «сна», а идея «облаков» - земной любви. Отношения Сон Чжина (Ян Со Ю) и восьми красавиц стали литературным образом – символ любовной радости. Например, в повести «История о верности Чхун Хян», герои воспевая свою любовь, ссылаются на пример Сон Чжина и восьми красавиц.

Роман «Облачный сон девяти» был очень популярен во всех слоях общества. Помимо основного текста, в народе бытовало множество сокращенных рукописных вариантов этого произведения. По-видимому, отдельные эпизоды романа становились сюжетами народной драмы. До сих пор, например, сохранился «танец монаха Сон Джина». Появляются романы подражания, как например, известный роман «Сон в яшмовом тереме».

 


Творчество Пак Чи Вона (1737-1805)

 

Закономерным завершением развития корейской классической художественной прозы XVII-XVIII вв. является творчество крупнейшего писателя-просветителя Пак Чи Вона. Разностороннее дарование Пак Чи Вона наиболее ярко проявилось в литературном творчестве. Талантливый писатель и поэт он был смелым публицистом и литературным критиком, выдвигавшим и отстаивавшим новые эстетические взгляды.

Собственно, художественное наследие Пак Чи Вона невелико. Это сборник «Пагёнгаквечжон», несколько отрывков из многотомного сочинения «Жэхейский дневник», стихотворения, различные записки и.т.п. Но и в этих немногих произведениях проявился огромный талант Пак Чи Вона-писателя нового реалистического направления в корейской литературе. Пак Чи Вон гордился своей родиной. Он верил в силы и способности корейского народа, ему была дорога слава Кореи, слава национальной литературы. Это и побудило его создать «Сказание об У Сане». Несмотря на то, что рассказы сборника «ПангёнгакВечжон» были созданы Пак Чи Воном в ранней молодости, автор показал себя зрелым писателем и подлинным борцом за счастье трудового народа, за свободу и лучшее будущее своей страны.

Центральное место в творчестве Пак Чи Вона занимает «Жэхейский дневник». В этом многотомном сочинении отражены различные стороны современной писателю жизни. Автор уделяет внимание и истории, и экономике, и географии, и литературе. «Жэхэйский дневник» интересен для изучения истории и литературы не только Кореи, но и Китая. В китайской и корейской литературе подобные многогранные произведения называются чапки, что означает записки, смешные заметки.

«Жэхэйский дневник», в целом не литературное произведение, однако в нем встречаются чисто литературные наброски, которые могут быть названы самостоятельными художественными произведениями. Это - «Брань Тигра» и «Сказание о Хо Сэне».

В рассказе «Брань Тигра» с наибольшей силой проявился талант Пак Чи Вона - сатирика. Писатель разоблачает конфуцианскую лжемораль, показывает лживость и несостоятельность конфуцианских догм, считавшихся незыблемой основой общественного порядка, смеется над «мудрым» Пук Кваком, и смех этот выражает глубокое убеждение автора в том, что недалек день, когда такие ученые - конфуцианцы и все с ними связанное безвозвратно уйдут в прошлое. Автор сознательно избрал аллегорическую форму - она дала ему возможность наглядно и образно показать отвратительные пороки представителей правящего класса и состоявшей у него на службе интеллигенции.



Центральный образ - интеллигент Хо Сэн, обладающий обширными познаниями. Недаром он дал себе зарок учиться 10 лет, Хо Сэн - полная противоположность ученым, которых Пак Чи Вон видел вокруг. В отличие от героя «Сказания о янбане», Хо Сэн энергичен, умеет действовать, когда это нужно. Ученый занимается торговлей. Писатель подчеркнул мысль о том, что нельзя поднять уровень хозяйства в стране без развития внутренней и внешней торговли, нельзя сделать страну богатой и сильной державой, не расширяя международных связей. Хо Сэн - воплощение идеалов писателя и поэтому естественно, вступает в противоречие с действительностью. Ему тесно в этом обществе, и он отправляется на необитаемый остров, где его не будут ограничивать законы общества.

В повести отражены и общественные противоречия. Пак Чи Вон рассказывает о «шайке разбойников», т.е. о массе обездоленных, лишенных средств к существованию крестьян, которые вынуждены собираться в отряды и с оружием в руках добывать себе пропитание. Автор горячо сочувствует им. В «Сказании о Хо Сэне» впервые в творчестве писателя изображены восставшие крестьяне.

Пак Чи Вон верил, что в дальнейшем общество будет бесклассовым и основой его станет труд. Поэтому в конце повести автор рассказывает о том, что Хо Сэн создает на острове страну, в которой нет разделения на богатых и бедных. Образ Хо Сэна в отличие от других образов в произведениях Пак Чи Вона не типичен для современной ему Кореи. Это - человек будущего, воплощение эстетических общественных идеалов писателя.

Реалист Пак Чи Вон создал галерею жизненных, типических образов, мудрого Мин Она, ни к чему не способного янбана, трудолюбивого Ом Хэн Су, но в «Сказании о Хо Сэне» писатель выступил романтиком, правда, в этом произведении Пак Чи Вон создал реалистическую картину современной ему жизни, но в основном «Сказание о Хо Сэне» имеет романтический характер. Автор стремился убедить читателя в том, что изображенное им утопическое о государство будет существовать и в действительности.

Повесть является художественным воплощением философских, общественных и политических взглядов Пак Чи Вона. В этом смысле ее можно сравнить с философскими произведениями Вольтера. Как и для автора «Кандида», для Пак Чи Вона главное не сюжет, не образ героя, а мысли, которые он хочет высказать. Образы, созданные писателем, помогли увидеть гнилость и отсталость феодальной системы, бессилие отдельных ее представителей. В этом и заключается идейное значение творчества Пак Чи Вона.


Большое внимание Пак Чи Вон уделил соотношению формы и содержания литературных произведений. «Содержание, - говорил он,- это главное, суть, а форма – внешняя оболочка». В то же время писатель указывал на неразрывность формы и содержания. «Если идейное содержание - командир, то языковая выразительность - солдат».

К сожалению, все произведения Пак Чи Вона написаны на китайском языке, поэтому они долго были недоступны народу. Корме того, правительство, считая сочинения писателя опасными, запрещало их опубликовывать. Только сейчас, в Корее, с ними знакомятся широкие читательские массы, его творчество глубоко и всесторонне исследуется.

Пак Чи Вон по праву считается большим писателем, развившим жанр короткого сатирического рассказа, реалистом, который отразил в своих произведениях особенности современной ему эпохи и заложил основы критического реализма в корейской литературе, выдающимся литературным критиком, эстетические взгляды которого оказывают большое влияние на развитие современной корейской литературы. Этим и объясняется огромный интерес к его творчеству.

Ко второй половине XVIII в. в корейской литературе значительного развития достигли сатирические и реалистические элементы. Если в произведениях начала династии Ли - «Песни о драконах, летающих в небесах и управляющих ими» и «Песни о луне, отражающейся в тысяче рек» - нет даже намека на реализм, то в литературе пхэгванов уже появились элементы реалистического изображения действительности, а в сосоль черты реализма выступают на первый план и занимают ведущее место в произведениях представителей «школы реальных наук».

Исходя из этого, можно утверждать, что реализм в корейской литературе сформировался в XVIII в., когда героями произведений стали простые люди, действующие в реальных обстоятельствах, совершающие реальные поступки. Таковы герои «Повести о Чхун Хян» и герои Пак Чи Вона.

Например, если сопоставить Хон Гильдона с Хын Бу или Чхун Хян, то отчетливо видно различие между ними. Последним свойственны черты, которые помогали писателю создать не образ-схему, а образ живого человека. Хон Гильдон, наделенный сверхъестественными способностями, больше соответствует не реальной действительности, а идеалам народа и автора сказания. Бесхитростный Хын Бу и беззащитная Чхун Хян - это живые люди с присущими им достоинствами и недостатками, в их поступках нет ничего необычного.


Многие корейские литературоведы, например Ким Ха Мен, Ко Чжон Ок, указывают на необходимость учитывать на национальные условия развития корейской литературы при исследовании вопросов возникновения и развития в ней реализма. Именно поэтому было бы неправильно применять знакомые нам по западным литературе, понятия «сентиментализм», «романтизм» и другие, к средневековой литературе. Как, например, классицизм или критический реализм Запада является своеобразной формой реалистического метода и историческим этапом его развития, так и реализм произведений Пак Чи Вона или какого- либо другого корейского писателя изучаемого периода своеобразная форма проявления реалистического метода изображения действительности.

Рано говорить об отличии реализма как художественного метода в западных и корейской литературах (имеется ввиду корейская литература до XX в.), ибо даже для предварительного вывода требуется тщательное исследование этого вопроса. Однако можно отметить одну особенность многих произведений корейской литературы, реалистическое изображение действительности переплетается в них с фантастикой. Эта особенность, присущая и китайской литературе, отмечена В.И. Семановым: «...Не проводится никакой грани между реальностью и фантастикой... Благодаря этому неожиданно вступающая в произведение фантастика по инерции вызывает почти безусловное доверие к себе и сама воспринимается как реальность»

Безусловно, в результате дальнейшей исследовательской работы корейские литературоведы смогут дать точную картину развития реализма в корейской литературе и показать его особенности.

Таким образом, для корейской литературы второй половины XVIII в. характерны отход от ортодоксальной конфуцианской тематики (главным образом в стихотворных произведениях) и обращение к темам повседневной жизни. В поэтических произведениях усиливаются эпические, повествовательные элементы что заметно и в каса и в сиджо, особенно в повествовательных сиджо. В прозаической литературе происходит расцвет сосоль.

Корейская литература второй половины XVIII в. в целом характеризуется развитием демократических и сатирических элементов и значительным ростом реалистических элементов, в результате чего уже можно говорить о реалистическом методе отражения действительности как вполне сформировавшемся.