Файл: Применение упражнений на точность и быстроту во вр.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместо аналитико-синтетического подхода, рассматривающего учебно-тренировочный процесс как набор отдельных макроциклов, а его организацию – как выстраивание микроциклов различной направленности в последовательную цепочку, наметился переход к программно-целевому принципу организаций процесса. Он исходит, прежде всего, из постановки конкретных задач на том или ином этапе подготовки и из разработки соответствующей программы тренировочной, учебной и соревновательной деятельности, обеспечивающей их реализацию.
Отсюда основной формой построения учебно-тренировочного процесса становятся не микроциклы, как это всегда считалось, а большие этапы подготовки (3–5 месяцев), выделяемые в рамках годичного цикла с учетом календаря соревнований и закономерностей адаптации организма спортсмена к напряженной работе. Это, в свою очередь, меняет, и требования к организации микроциклов, которые вместо основной структурной единицы построения тренировки обретают функцию рабочей формы для упорядочения той доли тренировочной нагрузки, которая им отводится. [4]
Вместе с тем сложились объективные предпосылки дифференцированного подхода к упорядочению содержания тренировочной нагрузки с учетом качественной специфики воздействия на организм спортсмена привлекаемых средств и методов. Отсюда вместо манипуляции большими, средними и малыми волнами объема нагрузки, допускающими лишь изменение спортивной формы, появилась возможность направленного воздействия на качественные характеристики состояния спортсмена за счет соответствующей организации нагрузок с различным тренирующим эффектом. Для того чтобы понять принципы построения учебно-тренировочного процесса необходимо определить ряд наиболее общих понятий.
Тренировка – это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По своему содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений. Все это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении вершинами спортивного мастерства.
Спортивное мастерство – это, прежде всего искусство движения. Воспитание спортсмена осуществляется на основе специализированной двигательной деятельности. Поэтому рост мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма спортсмена. [12]
Поскольку мы имеем дело с развивающимся организмом, регламентация тренировочных и соревновательных нагрузок должна идти в строгом соответствии с вариантом развития конкретного индивида. Учет только биологического возраста не может в полной мере соответствовать современным требованиям многостороннего построения учебно-тренировочного процесса. Необходим учет временной шкалы-развертки ростовых процессов, позволяющей предвидеть продолжительность ростовых фаз, а, следовательно, и времени для развития соответствующих физических качеств. В зависимости от варианта развития молодого спортсмена интенсивность и объем тренировочных нагрузок должен быть различным. Это положение с полной очевидностью раскрыто в работах. Актуальны также исследования, посвященные разработке норм разносторонней физической подготовленности юных спортсменов, методология которых разработана в отделе теорий и методики детского и юношеского спорта.
В связи с этим одной из необходимых групп-характеристик, способствующих объективной информации о юных спортсменах при построении учебно-тренировочного процесса, являются морфофункциональные параметры. Поэтому очень важно учитывать динамику морфофункциональных изменений, происходящих в организме юных спортсменов в ответ на тренировочные нагрузки, которые отражает формирование соответствующего телосложения, необходимого данному виду спорта, это в дальнейшем приводит к достижению высоких спортивных результатов. [38]
Главная роль в решении таких вопросов принадлежит тренерам, педагогическое мастерство и методический опыт которых в данном случае должны сказать свое решающее слово, но лишь при условии, если они дополнены достаточными знаниями из возрастной физиологии и физиологии спорта.
1.3. Методика развития быстроты и точности футболистов во время учебно-тренировочного процесса
??????Средствами обучения и тренировки футболиста являются физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы.
Формирование и совершенствование навыков и умений происходят главным образом благодаря систематическому выполнению физических упражнений. Они многообразны, и их выбор диктуется задачами, которые ставятся в процессе обучения и тренировки.
К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие. Во многих случаях данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. [50]
Физические упражнения способствуют развитию и совершенствованию координационных способностей. При этом совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и, следовательно, повышается спортивная работоспособность, ускоряется процесс восстановления после нагрузок.
Все упражнения на координацию, применяемые в тренировке футболистов, могут быть условно разделены на три группы:
1) соревновательные;
2) специально-подготовительные;
3) обще-подготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия либо их совокупность, составляющие предмет игры в футбол и выполняемые в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением ловкости в условиях постоянной и внезапной смены ситуаций и форм движений и представляют собой подвижную, варьируемую в зависимости от условий совокупность различных двигательных действий, объединенных «сюжетом» [25, 43].
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей (игровые действия и комбинации) [25].
Состав специально-подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой игры в футбол. В тоже время эти упражнения не тождественны игре. Они подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленные и дифференцированные воздействия на развитие координационных способностей, необходимых футболисту.
Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относят:
1) подводящие упражнения, способствующие освоению формы и закреплению технических навыков и технико-тактических действий в футболе.
2) развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие физических качеств, а также специальных координационных способностей, относящихся к футболу.
3) упражнения, развивающие специфические координационные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости.
4) упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство мяча, ворот, поля); сенсомоторные реакции; мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий) [26].
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей у юных футболистов составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях 28 тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии [38].
При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процессе внеклассных, тренировочных занятий; возрастные особенности (в младшем школьном возрасте доля их использования выше, чем в остальных); половые и индивидуальные различия [38].
Общеподготовительные упражнения направлены преимущественно на общую подготовку футболиста. К их числу могут быть отнесены самые разнообразные упражнения, как приближенные по своему воздействию к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них
С помощью обще-подготовительных упражнений можно эффективно решать задачи всестороннего физического воспитания и избирательно воздействовать на развитие основных физических качеств, двигательных навыков и умений футболиста.
Все упражнения, применяемые в тренировке футболиста, могут быть разделены на основные и вспомогательные.
К основным упражнениям относятся:
1) упражнения для общего и специального развития двигательных качеств;
2) упражнения для обучения технике владения мячом и совершенствования в ней;
3) упражнения для разучивания и совершенствования тактических приемов, комбинаций и систем игры.
К вспомогательным упражнениям относятся:
1) общеразвивающие упражнения, которые способствуют образованию новых систем условных рефлексов, расширяющих функциональные возможности организма в осуществлении основного двигательного навыка; 29
2) специальные упражнения, которые по структуре движений (временных связей) соответствуют или близки различным частям двигательного навыка;
3) упражнения из других видов спорта, которые способствуют формированию двигательного навыка и расширению функциональных возможностей организма. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. [19]
Вследствие увеличения общего объема применяемых упражнений все большее значение получает применение одного упражнения для решения нескольких задач с учетом сопряженного воздействия упражнений.
В соответствии с принципом преимущественного воздействия на координационные способности, упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. Аналитические направлены преимущественно на развитие координационных способностей, относящихся к однородным группам двигательных действий, например циклические движения, бег на лыжах, езда на велосипеде.
Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более координационных способностей, например бег с препятствиями, круговая тренировка, различные спортивные игры [7].
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной (рациональной) техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Естественные силы природы и гигиенические факторы способствуют лучшему воздействию упражнений и других средств на организм 30 занимающихся. И, конечно, важную роль играют правильное чередование нагрузок и отдыха, рациональное питание, режим сна, гигиена труда и быта
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методологические подходы.
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей [10].