Файл: Применение упражнений на точность и быстроту во вр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей [10].

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (футболе, спортивной гимнастике, баскетболе и др.) и профессионально прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию 31 движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

в) плавание;

г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от 32 напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления.
[37]

Для развития координационных способностей футболистов используются следующие методы.

1) Наглядные методы: показ упражнений на схеме, макете, кинограмме, просмотр учебных и официальных соревнований.

2) Словесные методы: рассказ, объяснение, указание, замечание, убеждение, беседа, лекция, доклад.

3) Практические методы: метод вариативного упражнения (первоначальное разучивание приемов в целом или по частям), метод многократного повторения, переменный, интервальный, игровой и соревновательный методы

Показ помогает получить точное представление об упражнении. К показу предъявляется ряд требований. Демонстрируемый прием должен быть ясно виден всем занимающимся, поэтому тренер выбирает наиболее удобное место по отношению к группе или команде. Показывать прием нужно неторопливо, четко и выразительно, сосредоточивая внимание обучаемых на наиболее важных элементах. Так, при показе удара по мячу с разбега надо четко выделить момент постановки опорной ноги по отношению к мячу, оттенить характер движения бьющей ноги в голеностопном и коленном суставах. [15]

Несмотря на самый четкий показ, сложность приема не всегда позволяет занимающимся сразу уловить главное. Поэтому показ обязательно должен сопровождаться объяснением или предшествовать ему. Показ и объяснение дополняют друг друга. Чему отдать предпочтение, зависит от характера приема. Так, обучая ведению мяча внешней частью подъема после того, как уже было изучено ведение мяча внутренней стороной стопы, достаточно будет ограничиться показом.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют метод многократного повторения, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях и одной и той же скоростью. Так, например, метод многократного повторения движений или действий включает следующие приемы:

1) показ тренером того или иного действия (например, остановка мяча);

2) попытки футболиста воспроизвести показанные действия с исправлением на ходу возможных ошибок по указанию тренера;

3) повторение футболистом усвоенного действия вплоть до образования соответствующего автоматического навыка;

4) усложнение действия, введение в него новых элементов (например, тактические комбинации)

Так же возможно расчленить на отдельные компоненты или методы и использовать другие приемы.



При выборе методов обучения и тренировки тренер руководствуется правилами, указывающими в каждом отдельном случае наиболее рациональные методы. Согласно основным требованиям, они должны:

1) соответствовать целям и задачам тренировки, индивидуальным и возрастным особенностям юных футболистов;

2) обеспечивать активность футболистов на занятиях, сознательное и прочное усвоение ими знаний, умений и навыков игры;

3) способствовать систематичности и последовательности тренировки и обучения, вести футболистов от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от общего к частному. [26]

Метод вариативного упражнения (первоначальное разучивание приемов в целом или по частям) для формирования координационных способностей можно представить в двух основных вариантах: строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования, к строго регламентированному варьированию можно отнести три группы методических приёмов.

Первая группа – приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

1) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления);

2) изменение силовых компонентов (удары по мячу в пол силы, в треть силы);

3) изменение скорости или темпа движений (выполнение обще развивающих упражнений в среднем, быстром и замедленном темпе);

4) изменение ритма движений (разбег до удара по мячу);

5) изменение исходных положений (выполнение обще развивающих упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе);

6) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из исходного положения стоя, ловля мяча сидя);

7) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, например игра в «квадрат»);

8) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту с использованием разных вариантов техники прыжка для удара головой по мячу).

Вторая группа – приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

1) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши);

2) комбинирование двигательных действий (соединение хорошо освоенных акробатических и гимнастических элементов в новую комбинацию);

3) зеркальное выполнение упражнения (смена толчковой ноги в прыжках).

Третья группа – приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:


1) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (например хлопок или сигнал по свистку);

2) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования;

3) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата;

4) совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки или на фоне утомления;

5) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль;

6) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера (отработка финта только на проход влево).

Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:

1) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности и т.д.);

2) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря; 36

3) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров;

4) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов.

Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, сплоченности коллектива, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот способ характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины.

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия. [31]

Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.


Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения 38 содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления уровня развития координационных способностей юных футболистов, а также физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. [52]

Также используют специализированные средства и методические приемы: средства кино циклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, метод идеомоторного упражнения – мысленное воспроизведение двигательных ощущений, методические приемы лидирования и так далее.