Файл: 3. 1 История международного развития Huawei и текущая ситуация.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Тому должен способствовать тот факт, что в условиях глобализации информационных, финансовых, человеческих ресурсов резко возросла конкуренция на рынке полуфабрикатов и комплектующих.
Не случайно транснациональные корпорации высокотехнологичных отраслей стали ориентироваться на горизонтальную интеграцию производства. Крупнейшие мировые производители нефтегазовой, черной, цветной металлургии, горнорудной, химической отраслей («Экксон Мобил»,
«Бритиш Петролеум», «Ройал Дач Шелл», «Тотал», «Рио Тинто», «Аркелор
Миттал», «Тата Стил» и др.) в силу специфики производственных процессов и эффектов масштаба продолжают использовать вертикальную интеграцию для создания конкурентных преимуществ.
Поэтому российским транснациональным компаниям сегодня также важно развивать интеграцию
«от сырья до высокотехнологичного продукта». Это обеспечит им международную конкурентоспособность в долгом будущем.
Таким образом, проблемы развития транснациональных корпораций в российской экономике включают в себя недостаток в ней прямых иностранных инвестиций, неинновационность отечественного транснационального бизнеса, его недостаточную международная конкурентоспособность и отсутствие должного социального эффекта деятельности в стране компаний транснационального уровня.
Для решения данных проблем важно проанализировать проблемы и пути развития связей субъектов транснационального и национального бизнеса в российской экономики и их государственного регулирования.
Экономическое развитие
Китая последних десятилетий, характеризуется понятием «китайское чудо» с ежегодным ростом более 8%.
Инвестиции в основной капитал увеличиваются ежегодно более чем на 20%, а частное потребление – на 12% при поддержке занятости и роста заработной платы и государственных расходов. Китай занимает второе место после
США по величине ВВП. К 2030 г. экономика Китая станет первой страной в мире по величине ВВП, учитывая современный темп развития. Масштабные
34 достижения Китая обусловлены особенностями национального менеджмента, заключающимися в национальных традициях, китайской социальности и особенностях государственного управления
3738
В чём же заключается китайская специфика менеджмента?
Управление, с точки зрения западной науки, состоит из определённых последовательных шагов: постановка целей, планирование, организационное построение, управление персоналом, мотивация, производство, регулирование, анализ результатов, корректировка целей и т.д.
Западная культура менеджмента ориентирована на индивидуальность, равенство индивидов, внутренний контроль, рациональные методы и технические средства управления.
Восточный подход к управлению отличается коллективистской ориентацией, гуманистической направленностью, подчинением авторитету и внешним контролем, акцентом на пассивности, зависимости и консерватизме.
Китайцы не различают отношения, касающиеся работы, семьи и общества. Те, кто добился успеха в бизнесе, вообще не отделяют свою работу от личной жизни.
Управлять по-китайски, это быть в центре процесса, которым управляешь, привлекать к себе необходимых людей и правильно расставлять на соответствующие их способностям должности. Это создание условий для контролируемой самоорганизации. Китайское «правильное» управление предполагает возможность отсутствия постоянного контроля над управляемым процессом. Китайская специфика управления заключается,
37
Го Линь. Особенности государственного регулирования экономики Китая / Го Линь //
Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2015. – № 37-1. – С.
56–60.
38
Ван Сяо Чунь. Государственное регулирование модернизации китайской экономики в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Ван Сяо Чунь ;
Восточ.-Сибир. гос. технолог. ун-т. – Улан-Удэ, 2016. – 22 с.
35 прежде всего, в том, что необходимо оставаться в равновесии самому. С точки зрения основных целей, задач, которые стоят перед менеджментом в
Китае, то существенных отличий от западного мы не увидим. От менеджмента в Китае требуется оптимизация производственных процессов и получение при наименьших затратах максимальной прибыли. В современном
Китае производство, торговля, технологии организованы по западным моделям и это соответственно отражается на социуме в целом. Однако на уровне взаимоотношений между людьми, между начальством и подчиненными, между человеком и обществом традиционные китайские ценности, и соответственно принципы управления остаются чрезвычайно сильными и определяют характер производственных отношений. По мнению китайцев, руководитель должен быть способен вникать в суть явлений
(процессов, проблем), правильно их описывать и формулировать, т.е. давать верные определения или «имена».
С помощью таких описаний и формулировок он должен контролировать свои эмоциональные реакции. Если руководитель способен это делать, тогда у него есть возможность «правильно», т.е. эффективно и успешно проходить разные этапы развития процесса или проблемы. Таким образом, процесс управления состоит в том, чтобы всё время возвращаться к исправлению «имён» или понятий, корректировать их
39
. Но на пути исправления «имён» важно, чтобы руководитель имел чёткие представления о системе ценностей и иерархии. Еще одной из особенностей системы менеджмента является организационное построение.
Широко применяется принцип построения организации по принципу устройства семьи. Такое устройство исповедовалось китайцами с древнейших времён и рекомендовалось как основа наведения порядка в стране. Суть в том, что в управлении в семье главным считалось правильно
39
Виногродский, Б. Б. Менеджмент в китайской традиции : учеб. пособие / Б. Б.
Виногродский, В. С. Сизов. – М. : Экономистъ, 2017. – 255 с.
36 установить «корень» – основу в семье.
Под «корнем» имелись в виду морально-нравственные начала, а под основой – характер человека, его воспитание. Главная задача семьи- организации дать человеку соответствующее воспитание, наставление. Из этого следуют отношения между старшими и младшими, сёстрами и братьями.
На протяжении тысячелетий официальная идеология рассматривала китайскую нацию как одну большую семью. Китайцы верят в разумность бытия
40
. Классический образ деловито-сухого менеджера, исповедующего «административно-командный» стиль работы, совершенно неприемлем в китайской среде, где управляющий при всей его неоспоримой власти и авторитете должен держаться по-отечески мягко и радушно по отношению к подчинённым, постоянно извиняться и благодарить их за труды.
Для китайского типа семейного предприятия характерны:
Во-первых, патернализм как сосредоточение собственности, власти и авторитета в лице хозяина семейного дела;
Во-вторых, доминирование личностного фактора в отношениях и, в- третьих, обострённое внимание к сплочённости корпорации и защите интересов её членов. Со своей стороны, служащие должны были выказывать всяческое усердие и преданность даже не столько компании, сколько лично её хозяину.
В Китае наряду с крупными государственными предприятиями создаются заново или на базе малых государственных частные. Лозунг китайской национальной экономики: «Отпускать малые, держать крупные».
С 2001 г. в Китае используется модель государственного разделения прав владения и управления, внедрения современных механизмов корпоративного управления, осуществляется косвенное регулирование и снижение контроля
40
Виногродский, Б. Б. Менеджмент в китайской традиции : учеб. пособие / Б. Б.
Виногродский, В. С. Сизов. – М. : Экономистъ, 2017. – 255 с.
37 со стороны государства, формирование свободного денежного распределения доходов. Государственный сектор экономики Китая создаёт более 63% ВВП, составляет 80 % налогов в государственный бюджет, обеспечивает до 90% занятости населения. Более 20 китайских государственных предприятий входят в число 500 крупнейших транснациональных корпораций мира.
Государственные компании Китая представлены в основном в таких стратегических отраслях, как транспортная, нефтехимическая, газовая, угольная, энергетическая, цветная металлургия, космическая и пр.
Консолидация государственных предприятий привела с учётом размеров
Китая к созданию гигантов. Как правило, консолидация идёт путём превращения госпредприятий в акционерные компании с сохранением контрольного пакета акций у государства. С 2002 по 2012 г. число предприятий центрального подчинения сократилось со 196 до 117. Целью объединения предприятий являлось повышение эффективности государственного сектора. Поэтому с целью повышения конкуренции была выдвинута идея их новой реформы по смешению форм собственности. Так были проданы пакеты акций крупных госкомпаний «Sinopec», «CNPC».
Основная причина успеха китайских госкомпаний – внедрение современных систем корпоративного управления
4142
Одной из государственных отраслей национальной экономики КНР, которая в настоящее время находится в стадии реформирования, является транспортная отрасль. Особенностью быстрого экономического развития
Китая называют значительные вложения в транспортную систему и ускоренное новое строительство. Правительство КНР выделяет значительные
41
Го Линь. Особенности государственного регулирования экономики Китая / Го Линь //
Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2015. – № 37-1. – С.
56–60.
42
Ван Сяо Чунь. Государственное регулирование модернизации китайской экономики в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Ван Сяо Чунь ;
Восточ.-Сибир. гос. технолог. ун-т. – Улан-Удэ, 2016. – 22 с.
38 государственные ресурсы и привлекает большое количество частных инвестиций в свою транспортную систему
43
. Транспортный сектор – это фундамент национальной экономики, ведущей отрасли сферы услуг. В соответствии с решением Государственного народного собрания КНР по институциональной реформе и функциональной программе трансформации транспортной отрасли упразднено Министерство путей сообщения. Функции
МПС КНР разделены на три части: часть бизнес-функций переданы созданному вновь общественному транспортному предприятию
(национальная транспортная компания), функции управления интегрированной транспортной системой, такие как планирование, политика в области транспорта, законодательство переданы в Министерство транспорта и коммуникаций, часть регуляторных функций и безопасность на транспорте переданы в Национальное железнодорожное бюро и транспортные агентства Министерства транспорта и коммуникаций
44
Независимая железнодорожная транспортная компания получает финансовую независимость. Финансовые проблемы должны решаться за счёт привлечения бизнеса на транспорт, в том числе и за счёт механизма государственно-частного партнёрства. Однако правительство значительно поддерживает развитие железнодорожной компании, понимая её государственную значимость. Министерство транспорта будет являться контролирующим и регулирующим органом, а ответственность за безопасность будут нести функционирующие предприятия на железнодорожном транспорте, которые будут ему подотчётны.
Реформа железнодорожного транспорта позволит ускоренными
43
Чун Шань. Транспортная система Китая: состояние и стратегия развития / Чун Шань, С.
Н. Третьяк // Транспорт: наука, техника, управление : сб. обзорной информации. – 2016. –
№ 1. – С. 39–42.
44
Чун Шань. Транспортная система Китая: состояние и стратегия развития / Чун Шань, С.
Н. Третьяк // Транспорт: наука, техника, управление : сб. обзорной информации. – 2016. –
№ 1. – С. 39–42.
39 темпами создать комплексную транспортную мультимодальную систему.
Морской транспорт является важным видом транспорта для КНР, и взаимодействие морского и железнодорожного транспорта рассматривается как одно из самых перспективных направлений реформирования.
Взаимодействие воздушного, водного и железнодорожного транспорта позволит повысить эффективность экономики, сократить народнохозяйственные затраты и сократить логистические затраты КНР на транспортировку грузов и пассажиров
45
С конца 70-х годов ХХ столетия в Китайской народной республике
(КНР) наблюдается активная трансформация экономики и политики, результатом которой явился быстрый и значительный экономический рост.
По итогам 2017 года китайский ВВП вырос на 6,9%
46
. Темпы и тенденции данного процесса в немалой степени обусловлены вектором развития отношений между правительством и предпринимательскими структурами в условиях сохранения политической стабильности. В этой связи вопрос взаимоотношений власти и крупного бизнеса интересен не только с теоретических позиций, но и в плане практического опыта.
В новейшее время в
КНР сложилась бюрократическо- плюралистическая модель взаимоотношений власти и бизнеса, в качестве основных черт которой следует выделить следующие положения:
− крупный бизнес, выступающий двигателем национальной экономики и научно-технического прогресса, сложился при прямой поддержке власти;
− отношения между государством и крупным бизнесом четко структурированы, имеет место жесткий контроль государства;
45
Чун Шань. Транспортная система Китая: состояние и стратегия развития / Чун Шань, С.
Н. Третьяк // Транспорт: наука, техника, управление : сб. обзорной информации. – 2016. –
№ 1. – С. 39–42.
46
Щепин К. Китай-2018: большой план большой экономики http://ekd.me/2018/03/kitaj-
2018-bolshoj-plan-bolshoj-ekonomiki/
40
− представители крупного бизнеса участвуют в деятельности различных правительственных организаций и комитетов или организаций, входят в состав консультативных советов, что позволяет крупным предпринимательским структурам выражать свое мнение по существенным вопросам, сопряженным с их интересами и непосредственно контактировать с исполнительной властью
47
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в
Китае осуществляется посредством системы достаточно развитого и планомерно реформируемого законодательства и системы государственных органов, выступающих в качестве механизмов регулирования и контроля, наделенных специальными полномочиями. Вместе с тем, помимо крупных корпоративных структур, подконтрольных государству, в экономике Китая заметную роль играет сектор среднего и малого предпринимательства
(СМП), находящийся в частных руках и имеющий специфические национальные особенности в силу плотности населения, дешевизны рабочей силы и концентрации в стране производств, ориентированных на значительное количество рабочих мест. Например, средним считается предприятие с численность, сотрудников до 3 тыс. человек, а малым − до 1 тыс. человек.
Механизм взаимодействия и поддержки государством СМП в КНР опирается на систему органов центрального и регионального уровней, образованных:
− Госсоветом КНР, отвечающим за разработку политической линии в отношении СМП и проводящим мероприятия, нацеленные на развитие их деятельности в пределах всей страны;
− Национальной комиссией по развитию и реформе (National
Development and Reform Commission – NDRC), являющейся агентством по
47
Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О.Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Выпуск 2, март
– апрель 2014.
41 управлению макроэкономикой и находящейся в подчинении Госсовета;
− Департаментом среднего и малого предпринимательства
(Department of Small and Medium-Sized Enterprises), действующий в составе
Национальной комиссии по развитию и реформам;
− Китайским центром кооперации и координации бизнеса (China
Center for Business Cooperation & Coordination – CCBCC), представляющим собой специализированное учреждение по обслуживанию среднего и малого предпринимательства, обеспечивающем технологическую и экономическую кооперацию между зарубежными и национальными организациями развития м поддержки и развития СМП.
Правительство Китая в сфере регулирования среднего и малого предпринимательства стремится максимально уравнять в правах предприятия
СМП с крупными компаниями, особенно в аспектах вопросах доступа рыночной информации, к современной технике, финансированию. Принятие в 2002 г. закона КНР “О стимулировании малых и средних предприятий”, ставило своей целью стимулирование частного предпринимательства, повышение его роли в национальной экономике, улучшение делового климата в стране. Создание специального Государственного фонда развития среднего и малого бизнеса, позволило реализовать деятельность государства по таким направлениям, как помощь СМП при открытии бизнеса; содействие в получении кредита; стимулирование сотрудничества с крупными предприятиями; поддержка технологических новаций; поддержка развития
СМП международного рынка.
Определенные налоговые льготы СМП также направлены к стимулирование развития частного бизнеса.
Для информационной поддержки среднего и малого бизнеса в Китае активно привлекаются возможности национальных комплексных информационных систем.
Так, государственная некоммерческая информационная служба China SME Online (CSMEO), открытая по решению правительства и обслуживающая все регионы страны, включая города и
42 большинство сельских поселений. Информационная сеть CSMEO
- публикует общую информацию о состоянии рынка СМП;
- предоставляет оперативную информацию о введении в действие новых нормативных документов и об изменении действующих правовых актов;
- сообщает о специалистах, ищущих работу, и о потребностях в трудовых ресурсах для СМП в различных регионах страны;
- оказывает широкий спектр рекламных, технических, образовательных услуг, осуществляет онлайн-консультации предпринимателей и т.д.
Большую роль в государственном управлении китайским бизнесом играют клановые сети. Закону это не противоречит, но обществом воспринимается в качестве негативного явления, наносящего существенный ущерб имиджу правительства. Кроме того, для Китая характерна специфическая культура ведения бизнеса “guanxi” как особая сеть межличностных отношений и деловой этики, обнимающих восточное общество, и воспринимаемая в качестве неформального института. В процессе развития конкретного бизнеса на территории страны, представители предпринимательских структур одной из важнейших задач считают решение вопроса о построении отношений с местной властью.
Неформальные взаимоотношения между правительством и предприятиями в
Китае играют важную роль, и данный факт вынуждены учитывать даже транснациональные корпорации, изъявившие желание инвестировать в
Китай.
Система “guanxi” вытекает из конфуцианства, древнего этико- философского учения, утверждающего в качестве ключа к социальной гармонии построение правильных взаимоотношений.
Особая роль в этом учении, интеллектуальной и духовной традиции
Китая, определяющим по сей день образ жизни и социальный уклад