ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 559
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове ("голос" звучит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней неприличными словами и т. д.);
Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, напоминают представления, но отличаются от них, как подчеркивал еще сам В. Кандинский, следующими особенностями:
1) независимостью от воли человека;
2) навязчивостью, насильственностью;
3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов.
б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обстановка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ;
в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенное, наведенности этих голосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кандинского-Клерамбо, в который входит также бред воздействия, поэтому больные и убеждены, что "видение" им "сделали с помощью особых аппаратов", "голоса наводят прямо в голову транзисторами".
Дереализация
Одним из наиболее распространенных во всем мире психиатрических патологических состояний, является дереализация, или аллопсихическая деперсонализация.
Дереализация – это расстройство восприятия окружающей действительности, при которой окружающий человека мир, воспринимается им как лишенный красок, отдаленный и нереальный. Это отчуждение мировосприятия, которое отрицает прежде знакомые предметы и явления, пространственные отношения и взаимодействия с живыми существами, которое сопровождается стойким чувством их изменённости, неестественности и чуждости. При этом сами больные, не могут определить, каким именно образом все вокруг изменилось.
По этой причине, описывая свои необычные переживания, употребляют такие слова, как «наподобие», «будто бы», «как бы» и др.
Дереализационное восприятие касается одновременно нескольких анализаторов или одного из них, а если симптомы дереализации сильно выражены, у человека может исчезнуть чувство действительности
, при этом пациент просто не помнит, ел ли он сегодня, существует ли он вообще в мире и не может себе представить собственную домашнюю обстановку.
Симптомы дереализации могут встречаться и у совершенно здоровых людей, как правило, на фоне переутомления, хронического недосыпания или нервного перенапряжения. Синдром дереализации носит невротический и психотический характер и часто сочетается с неврозами, депрессией и тревожными состояниями.
Причины дереализации В большинстве случаев причины дереализации включают в себя целый комплекс факторов, основанных на депривации и ее последствиях. Длительное подавление многочисленных, неосознанных или осознанных желаний или осознание невозможности достигнуть определенных жизненных успехов, включают защитные психические процессы, такие как синдром дереализации. Именно поэтому, основная часть пациентов, являются перфекционистами с завышенным уровнем притязаний. Синдром дереализации сопровождается депрессивным состоянием, искаженным восприятием действительности и неправильной оценкой окружающего пространства. Пациенты с таким состоянием сохраняют адекватное поведение и самоконтроль. В результате искаженного и измененного восприятия, окружающая человека действительность становится чуждой, замедленной, неотчетливой и странной.
Пациент все явления и события рассматривает, словно сквозь туман или пленку, и часто воспринимает действительность, как декорацию. Выделяют такие основные причины дереализации: сильный стресс, переутомление, хроническая усталость; постоянное подавление желаний и невозможность реализоваться в обществе; затяжная депрессия, замкнутость, тоска, отказ от общения может стать причиной дереализации; прием психотропных и наркотических веществ; травмирующие ситуации, которые носят физический или психологический характер, также являются немаловажной причиной дереализации. Синдром дереализации достаточно часто схож с деперсонализацией, однако его симптоматика носит иной характер.
Синдром дереализации приводит к потере ориентации во времени и пространстве, изменениям в психике и разрыву общественных связей. Из-за данного расстройства у людей отмечаются такие симптомы дереализации: нарушения восприятия, когда знакомая местность кажется повернутой на 180° и человек часто теряется на улице, не понимая, ему следует идти налево или направо, а отлично знакомая ситуация, представляется незнакомой, чужой и никогда не виданной. Невропатологи и психиатры выделяют такие симптомы дереализации: искажения в звуковом и сенсорном восприятии; искажения восприятия окружающего мира; отсутствие цветового восприятия; ощущение наблюдения со стороны; отсутствие восприятия действий в обществе; замедленное течение или полная остановка времени. Симптомы дереализации практически
всегда сопровождают психические заболевания, такие как шизофрения, биполярное или шизотипическое расстройство.
Деперсонализация
Расстройства схемы тела выражаются в нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, о расположении их или о положении всего тела. Например, больному кажется, что его голова стала огромной, не умещается не только на подушке, но и вообще в комнате, что ноги его начинаются прямо от головы, а туловище исчезло. Другой чувствует, что у него непомерно увеличилась рука — “стала просто пудовой”, сам он “становится маленьким или, напротив, огромным, “как Гулливер в стране лилипутов”, его “руки вытягиваются”, “ноги раздвоились и их стало не меньше четырех”, “голова отделилась от тела” и т.д. Под контролем зрения эти измененные представления о форме, размерах и положении собственного тела или отдельных его частей, как правило, исчезают, больной видит свое тело в обычном, привычном для него виде, но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь становится непомерно большой и т. д..
Расстройства схемы тела нередко сопровождаются метаморфопсиями — искаженным восприятием формы окружающих предметов (от греч. meta — после, за, через; обозначает также переход к чему-то другому, перемену состояния, превращение + morphe — форма). Например, шкаф кажется больному искривленным, ножки стула — зигзагообразными, окно принимает ромбическую форму. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предметов выражается в том, что они кажутся больному меньше или больше их натуральной величины (микропсия, макроπсия), увеличивается их число (полиопсия), они перемещаются (оптическая аллестезия), валятся на больного, вдавливаются в него, находятся в бурном движении (оптическая буря).
Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: больному кажется, что стены комнаты сближаются, рушатся, падают на него или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообразным, пространство как бы разрывается.
Метаморфопсии и родственные им симптомы отличаются от иллюзий адекватностью восприятия (больной знает, что он видит стул, хотя и с кривыми ножками, а не гигантского паука вместо стула, как это может быть при иллюзорном восприятии). От галлюцинаций они отличаются тем, что в искаженном виде больной воспринимает все-таки реально существующие вещи, а не то, чего нет в действительности.
Дисмегалопсия
дис + греч. megalos - большой, opsis - зрение) - искаженное восприятие величины объектов при адекватной их проекции на сетчатку глаз. Предметы могут восприниматься как уменьшенными, так и увеличенным либо одни наглядные образы или их фрагменты кажется крупнее обычных, другие, напротив, мельче.
Расстройство мышление
Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида.
На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.
Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. - то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.
Таким образом был осуществлен переход от системы
представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий. Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями, описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные, обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).
Способность формировать и усваивать смысловые, бредообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.
Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.
Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.
Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм.