Файл: Методические рекомендации для субъектов российской федерации по планированию и информационному сопровождению.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ИНФОРМАЦИОННОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2019–2023 ГОДЫ
Москва, 2021
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ......................................................................................................................................... 4 1
Стратегические подходы к планированию мероприятий Комплексного плана ................. 5 2
Минимальные требования Комплексного плана по выполнению мероприятий антитеррористического характера ............................................................................................... 7 3
Стратегия информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана ......... 12 4
Рекомендации по созданию и функционированию на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия терроризму и его идеологии ......................................................................... 14 5
Рекомендации по информационному сопровождению антитеррористических мероприятий ................................................................................................................................. 17 5.1
Формирование медиаплана ............................................................................................. 17 5.2
Реализация медиаплана в рамках региональных антитеррористических мероприятий
21 5.2.1
Мероприятия по профилактике распространения идеологии терроризма среди иностранных студентов ....................................................................................................... 24 5.2.2
Информационно-просветительские мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом и иным памятным датам ............................................................................ 24 5.2.3
Воспитательные и культурно-просветительские мероприятия ........................... 26 5.2.4
Мероприятия для специалистов и муниципальных АТК ..................................... 26 5.2.5
Мероприятия научного и научно-практического характера ................................ 27 6
Рекомендации по оценке информационного сопровождения ............................................ 28 6.1
Количественный анализ реализации медиаплана и контент-плана ............................ 28 6.2
Качественный анализ социального воздействия .......................................................... 28
Заключение ................................................................................................................................... 30
Список использованных источников ......................................................................................... 31
Приложение А .............................................................................................................................. 33
3
ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:
АТК
— антитеррористическая комиссия
ВО
— высшее образование
Комплексный план
— Комплексный план противодействия идеологии терроризма в
Российской
Федерации на 2019–2023 годы;
Минобрнауки России
— Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации;
Минпросвещения России
Министерство просвещения Российской Федерации;
НАК
— Национальный антитеррористический комитет;
НИИ
— научно-исследовательский институт;
НЦПТИ
— Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет;
ОИВ
— орган исполнительной власти
РФ
— Российская Федерация;
УК
— универсальная компетенция
ФГАНУ
— федеральное государственное автономное научное учреждение;
ФГОС
— федеральный государственный образовательный стандарт;
ФЗ
— Федеральный закон;
ЦА
— целевая аудитория.
4
Введение
В рамках информационно-просветительской деятельности по противодействию радикальным идеологиям в Российской Федерации следует использовать пассивные и активные методы воздействия. Пассивное воздействие характеризуется созданием единых баз знаний, которые включают методические рекомендации, памятки, иллюстрации по тематике противодействия идеологии терроризма, которые создавались специалистами различных организаций.
Активное
— вовлечение в антитеррористическую деятельность обычных граждан, в том числе молодежи как авангардной части общества.
Данный вид деятельности регулируется следующими документами:
−
Конституцией Российской Федерации [1];
−
Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом 28.11.2014 Пр-2753) и Планом ее реализации [6];
−
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
[7];
−
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на
2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента от 9.05.2017 № 203[8];
−
Концепцией противодействию терроризму в Российской Федерации [9];
−
Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы (далее – Комплексный план)
(утв. Президентом Российской Федерации от 28.12.2018 № Пр-2665) [10];
−
Порядком организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы (утв. Национальным антитеррористическим комитетом (далее НАК) [11]; а также Федеральными законами:
−
«О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002
№ 114-ФЗ [2];
−
«О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 35-ФЗ [3];
−
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.10.2010 № 436-ФЗ [4];
−
«Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012
(с изменениями 2019 года) [5].
Исполнителями перечисленных документов и нормативных актов выступают федеральные органы исполнительной власти (в том числе Минобрнауки России и
Минпросвещения России) и подведомственные им организации, органы исполнительной власти в сфере образования и молодежной политики, что закреплено Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы (далее
Комплексный план).
Актуальность разработки методических рекомендаций для субъектов Российской
Федерации по информационному сопровождению мероприятий
Комплексного плана заключается в необходимости разъяснения структуры Комплексного плана, важности максимального освещения реализованных антитеррористических мероприятий в сети
Интернет, что способствует формированию
(в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий) стойкого неприятия идеологии терроризма и экстремизма у молодых людей.
Рекомендации основываются на опыте Минобрнауки России и Минпросвещения
России и их подведомственных образовательных организаций по реализации мероприятий антитеррористического характера.
5
1
Стратегические подходы к планированию мероприятий Комплексного
плана
Согласно Комплексному плану мероприятия антитеррористического характера направлены на решение следующих приоритетных задач:
−
повышение эффективности профилактической работы с лицами,
подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние;
−
реализация мер по формированию у населения Российской Федерации
антитеррористического сознания;
−
совершенствование мер информационно-пропагандистского характера
и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии
терроризма;
−
развитие организационных и иных мер, направленных на повышение
результативности деятельности субъектов противодействия идеологии терроризма.
В субъектах Российской Федерации деятельность по выполнению имеет иерархичный характер, заключающийся в строгом распределении функций между ответственными органами и в необходимости предоставления отчетов о выполненной работе вышестоящим должностным лицам.
Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации выполняют следующие задачи:
−
организация ежегодного планирования деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Комплексного плана,
а также их учет в государственных программах субъектов Российской Федерации в
области профилактики терроризма;
−
определение должностного лица из числа своих заместителей, которое будет
ответственно за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного
плана, а также головного исполнителя из числа органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
−
организация контроля деятельности органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации;
−
организация закрепления в положениях о подразделениях органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных регламентах
(инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации
мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих
обязанностей.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации является председателем антитеррористической комиссии в субъекте (далее — Комиссия). Основными задачами
Комиссии являются:
−
мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов
в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в области
противодействия
терроризму,
подготовка
предложений
Национальному
антитеррористическому комитету по формированию государственной политики
и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области профилактики
терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
−
координация деятельности территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также
по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
−
информационное сопровождение деятельности по профилактике терроризма
в субъекте Российской Федерации, а также по минимизации и (или) ликвидации
последствий его проявлений.
6
Организация деятельности региональных ОИВ предполагает процесс, в ходе которого в регионе выделяется головной исполнитель, ответственный за реализацию пунктов Комплексного плана. Головной ОИВ (это может быть ОИВ в сфере образования или молодежной политики региона) выполняет следующие задачи:
−
координация работы и осуществление методического обеспечения
деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
−
определение сроков предоставления органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации отчетных документов;
−
создание и организация деятельности рабочей группы по реализации
мероприятий Комплексного плана;
−
ежегодная отправка до 25 декабря в АТК субъекта Российской Федерации
копии плана по реализации органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации мероприятий Комплексного плана на очередной календарный год;
−
предоставление в АТК отчетных документов о результатах работы по
исполнению Комплексного плана.
Планирование профилактической работы должно иметь системный характер, поэтому следует использовать проектный подход. Данный подход позволяет использовать объединенное управление информационно-просветительской деятельностью в сфере противодействия идеологии терроризма, направленное на достижение заданных конкретных целей [12]. Проектное управление позволяет оперативно реагировать на возникновение информационных угроз, позволяет гибко корректировать общую информационную политику, грамотно распределять ресурсы и аккумулировать их при необходимости оперативного использования, а также дает возможность эффективно распространить профилактическую информацию среди целевой аудитории воздействия.
При реализации мероприятий Комплексного плана проектный подход позволяет выстроить на региональном уровне следующую структуру работы:
− диагностика информационного пространства и выявление основных угроз террористического характера;
− идентификация групп населения, наиболее подверженных воздействию идеологии терроризма;
− разработка плана реализации антитеррористических мероприятий;
− принятие мер первичной профилактики, направленных на предупреждение вовлечения всех групп населения в террористическую деятельность, и вторичной профилактики, подвергшихся воздействию идеологии терроризма;
− принятие организационных и иных мер, направленных на повышение эффективности мероприятий антитеррористического характера, включая повышение квалификации и обмен опытом между ответственными за выполнение данной работы сотрудниками;
− разработка и распространение в сети Интернет профилактических медиаматериалов с учетом особенностей целевых аудиторий.
Для повышения эффективности профилактической деятельности исполнителям следует регулярно проводить анализ проделанной работы, в том числе оценку восприятия профилактической работы населением субъекта
Российской
Федерации в информационном пространстве.
7
2
Минимальные требования Комплексного плана по выполнению
мероприятий антитеррористического характера
Структура Комплексного плана выстроена согласно обозначенным ранее приоритетным задачам. В данном параграфе приведены пункты Комплексного плана, относящиеся к ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
На повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние направлены следующие пункты Комплексного плана (см. таблица 1):
Таблица 1 — Перечень мероприятий первого раздела Комплексного плана, за реализацию которых ответственны органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
№
Формулировка
Исполнители
Срок
1.1. Реализация социально-экономических мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений террористического характера, направленных на их ресоциализацию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере труда и социальной защиты, во взаимодействии с территориальными органами МВД
России
Ежегодно
1.2.
Проведения с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов
На федеральном уровне — ФСИН
России.
На региональном уровне — территориальные органы ФСИН
России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики.
Ежегодно
1.3.
Осуществления с лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений террористического характера, в том числе не связанное с лишением свободы, профилактических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в форме индивидуальных профилактических бесед с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов, в ходе которых разъяснять указанным лицам их моральную и правовую ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия террористической деятельности
На федеральном уровне — ФСИН
России.
На региональном уровне — территориальные органы ФСИН
России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики.
Ежегодно
1.4.
Проведения с членами семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе возвратившихся из стран с повышенной террористической активностью, бесед по разъяснению норм законодательства
Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, а также оказания указанным лицам социальной, психологической и правовой помощи при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов
Территориальные органы МВД
России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда и социальной защиты, органами местного самоуправления.
Ежегодно
1.5.
Организации работы по доведению лицам, прибывающим из стран с повышенной террористической активностью для временного
На федеральном уровне — МВД
России во взаимодействии с ФАДН
России;
Ежегодно