Файл: Методические рекомендации для субъектов российской федерации по планированию и информационному сопровождению.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.2 Качественный анализ социального воздействия
При качественном анализе социального воздействия, оказанного на аудиторию вследствие организации и проведения мероприятия, в первую очередь необходимо проводить оценку соответствия между поставленными целями организатора и той реакцией аудитории, которая была вызвана данным мероприятием. Особенно важно проведение качественного анализа по итогам реализации мероприятий профилактической направленности.
Учитывая, что качественный анализ включает оценку социального воздействия, необходимо раскрыть данное понятие. Под социальным воздействием понимаются изменения, произошедшие в сознании людей под влиянием определенных установок, передаваемых через информацию при непосредственном участии в онлайн-мероприятии.
Исследователем Ю. В. Миловой разработана классификация видов социального воздействия [13], которая исходит из существующих коммуникационных установок и представлена в таблице 7Ошибка! Источник ссылки не найден..
Таблица 7 — Дифференциация видов социального воздействия
Цель воздейств ия
Результат воздействи я
Источник мотивации адресата
Роль адресата
Отношение к адресату
Мотивы адресата
При качественном анализе социального воздействия, оказанного на аудиторию вследствие организации и проведения мероприятия, в первую очередь необходимо проводить оценку соответствия между поставленными целями организатора и той реакцией аудитории, которая была вызвана данным мероприятием. Особенно важно проведение качественного анализа по итогам реализации мероприятий профилактической направленности.
Учитывая, что качественный анализ включает оценку социального воздействия, необходимо раскрыть данное понятие. Под социальным воздействием понимаются изменения, произошедшие в сознании людей под влиянием определенных установок, передаваемых через информацию при непосредственном участии в онлайн-мероприятии.
Исследователем Ю. В. Миловой разработана классификация видов социального воздействия [13], которая исходит из существующих коммуникационных установок и представлена в таблице 7Ошибка! Источник ссылки не найден..
Таблица 7 — Дифференциация видов социального воздействия
Цель воздейств ия
Результат воздействи я
Источник мотивации адресата
Роль адресата
Отношение к адресату
Мотивы адресата
29 1. Превали- рование
Открытая Ущерб
Внешний
Объект
Вещь
Патологич еские
2. Манипу- лирование
Скрытая
Ущерб
Внешний
Объект
Вещь
Патологич еские
3. Конфрон- тация
Открытая Польза
Внешний
Объект
Личность
Истинные
4. Игра
Скрытая
Польза
Внешний
Объект
Личность
Истинные
5. Диалог
Открытая Польза
Внутренний Субъект
Личность
Истинные
Далее необходимо рассмотреть те критерии, которые положены в основу данной классификации:
Цель воздействия
Цель социального воздействия представляется в двух видах: открытая и скрытая.
Их основное отличие заключается в возможности ее обнаружения партнером общения.
Основной причиной скрытия цели является возможность партнера общения оказать препятствие в ее достижении. Цель не скрывается, если возможности ее достижения превышают препятствия. Тайная цель маскируется декларируемой, ложной.
Результат воздействия
Итогом социального воздействия является его результат. Здесь можно говорить о пользе для партнера общения: о приобретении новых навыков, умений, компетенций, физическими, познавательными и личностными достижениями, поддержанием физического здоровья и жизни. Вместе с этим результатом социального воздействия может быть ущерб, наносимый объектом влияния (физическим, материальным, психологическим и т. д.).
Источник мотивации адресата
При рассмотрении источников мотивации адресата, стоит отметить, что они могут быть внутренними либо внешними. К внешним мотивам можно отнести людей, формирующих у адресата мотивы из существующей у адресата потребности. В свою очередь внутренний источник мотивации, позволяет индивиду самостоятельно сформировать мотив из имеющейся потребности.
Роль адресата
Если адресат выступает объектом, то предполагается неравноправие в ходе коммуникации, исключает право на выбор, инициативу и свободное принятие решения и ответственности за него у адресата. Вместе с этим адресат при определенных видах социального воздействия может выступать субъектом, что предполагает возможность адресата оказывать влияние на субъект воздействия и в целом проявлять активность. Зачастую роль объекта присуща незрелым личностям.
Мотивы адресата
Исходя из разделения результатов воздействия на пользу и ущерб, можно также говорить и о двух типах мотивов адресатов, а именно истинные и патологические. Истинные в свою очередь способствуют развитию личности и созиданию, а в то же время патологические способствуют разрушению личности.
Наиболее близким видом социального воздействия в результате проведения онлайн- мероприятий в соответствующей тематике будет выступать диалог. Проводя анализ критериев социального воздействия при проведении онлайн-мероприятий, стоит отметить, что цель постулируется открыто.
В конечном счете социальным воздействием мероприятий антитеррористического характера выступает построение открытого диалога с целевой аудиторией мероприятия и решение поставленной задачи перед организатором мероприятия при сохранении благожелательного отношении целевой аудитории.
30
Заключение
Эффективное интернет-присутствие субъектов реализации профилактики и регулярное освещение мероприятий, направленных на противодействие идеологии терроризма, позволяют сформировать информационную среду, менее уязвимую в информационном противоборстве с радикальными идеологиями.
Минобрнауки
России и
Минпросвещения
России, будучи участниками государственной системы противодействия идеологии терроризма и экстремизму, оказывают методическую помощь субъектам Российской Федерации и подведомственным образовательным организациям в информационном освещении проводимых профилактических мероприятий в рамках реализации пунктов Комплексного плана.
В связи с необходимостью внедрения постоянных изменений в деятельность по противодействию идеологии терроризма крайне важна апробация данных методических рекомендаций.
По вопросам, связанным с дополнениями и уточнениями методических рекомендаций, а также отзывы предлагаем направлять на электронную почту info@ncpti.ru, контактный телефон (863) 201-28-22.
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993)
(с учетом изменений)
[Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.09.2021).
2 Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями от: 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г.,
29 апреля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 28 июня, 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 11.09.2021).
3 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
[Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 11.09.2021).
4 Федеральный закон от 29.10.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 11.09.2021).
5 Федеральный закон от от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями 2019 года). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.09.2021).
6 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года
(утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) и План ее реализации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения: 11.09.2021)
7 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ президента РФ от 31.12.2015 N 683 в рамках ГК №№ 09.770.12.0030-и 09.770.12.0031, 2016 год.
[Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4
d698a928/ (дата обращения: 11.09.2021).
8 Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы.
[Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 11.09.2021).
9 Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html (дата обращения: 11.09.2021).
10 Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской
Федерации на 2019–2023 годы. [Электронный ресурс] http://nac.gov.ru/terrorizmu- net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 11.09.2021).
11 Порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/poryadok-organizacii-i- koordinacii.html (Дата обращения 11.09.2021).
Монографии и статьи
12 Быкадорова А. C. Проектный подход в профилактике распространения экстремизма и идеологии терроризма в сети Интернет // Обзор.НЦПТИ. 2017. №1 (10).
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-podhod-v- profilaktike-rasprostraneniya-ekstremizma-i-ideologii-terrorizma-v-seti-internet (дата обращения:
10.09.2021).
13 Милова Ю. В. Виды социального воздействия как проявления личностного здоровья и личностной патологии // Universum: психология и образование. 2015. №1 (12).
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-sotsialnogo-
32 vozdeystviya-kak-proyavleniya-lichnostnogo-zdorovya-i-lichnostnoy-patologii (дата обращения:
10.09.2021).
Интернет-ресурсы
14 Сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации/FSB.RU.
15 Сайт Национального антитеррористического комитета / NAC.GOV.RU.
16 Сайт Минобрнауки России, раздел «Противодействие терроризму и его идеологии» https://minobrnauki.gov.ru/open_ministry/antiterror/
17 Сайт Минпросвещения России, раздел «Противодействие терроризму и его идеологии» https://edu.gov.ru/activity/main_activities/general_edu/bezopasnost
18 Сайт и методические материалы НЦПТИ ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика» /
НЦПТИ.РФ.
19 Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации / MAP.NCPTI.RU.
33
Приложение А
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
о мероприятиях антитеррористического и антиэкстремистского характера для
размещения на сайте «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в
образовательных организациях и научных учреждениях
Российской Федерации»
Минобрнауки России настоятельно просит высылать на электронную почту map@ncpti.ru информацию о предстоящих и проведенных мероприятиях в субъекте масштаба международного, всероссийского, регионального и межрегионального, городского, а также масштаба образовательной организации.
Речь идет только о мероприятиях, организаторами которых выступила Ваша образовательная организация. Сообщения об участии в мероприятии оператором
Интерактивной карты не рассматриваются
Информацию об одном мероприятии необходимо направлять в двух формах. Первая форма должна содержать информацию о предстоящем мероприятии, которую необходимо отправлять не позднее чем за 10 дней установленного дня проведения мероприятия. Вторая форма заполняется после проведения мероприятия, и информацию о проведенном мероприятии направляется не позднее чем через 10 дней со дня окончания мероприятия.
В электронном виде форма предоставления информации находится на сайте
НЦПТИ.РФ/MAP-ANTITERROR-RU/ (формат doc).
В табличной части формы не допускается изменение порядка строк, столбцов, увеличение/уменьшение количества строк и столбцов, их переименование, разрыв таблицы на несколько частей, указание собственных вариантов ответов там, где это формой не предполагается.
Пункты, для которых нет возможности предоставить информацию, остаются незаполненными (пустыми ячейками формы).
Пункты, помеченные знаком * являются обязательными для заполнения.
Формы заполняются в программе Word, не допускается изменения формата файла.
Файлы jpg, png, pdf, указанные в соответствующих пунктах формы, присылаются отдельно. Функционал карты не позволяет разместить более одного фото. Изображения предстоящего мероприятия предполагают герб, эмблему образовательной организации, либо фото главного корпуса учебного заведения. Фотографии присылаются для заполнения формы прошедшего мероприятия. Программы мероприятий, резолюции, доклады и любая дополнительная информация присылаются отдельными файлами формата doc, docx, pdf.
Заполненную форму и дополнительные документы по мероприятию необходимо направить в электронном виде по адресу: map@ncpti.ru с указанием в теме письма
«Интерактивная карта». Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности НЦПТИ, размещенной по адресу http://ncpti.su/about/politika_konfidentsialnosti_NCPTI.pdf
Таблица А5 — Форма предоставления информации о предстоящем мероприятии
Заполнил*: Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон*: X XXX XXXXXXX
Дата заполнения: в формате ДД.ММ.ГГГГ
Пункт
Содержание пункта
Наименование*
Необходимо указать полное наименование мероприятия
Ссылка на страницу, где размещена информация о планируемом мероприятии*
Необходимо указать ссылку на анонс или новость о проведении
мероприятия на сайте организатора
Анонс*
Краткая (до 1500 знаков с пробелами) информация о мероприятии, его
целях и задачах, приглашенных гостях, участниках, с указанием целевой
аудитории, тематической направленности.
Не допускается внесение в описание гиперссылок, e-mail.
34
Описание содержит наименование файла, который может быть
добавлен в Интерактивную карту: фотографии с прошедшего
мероприятия, фирменный стиль мероприятия, логотип организатора
мероприятия (файлы в допустимых форматах jpg, png присылаются
отдельно).
Мероприятие реализует пункт
Комплексного плана
(при необходимости)
Ссылка на пункт «Комплексного плана противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы»
Дата и время проведения*
Дата указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ
Время указывается в формате ЧЧ:ММ–ЧЧ:ММ
Для однодневных мероприятий при отсутствии точного времени
проведения указывается длительность рабочего дня
Для многодневных мероприятий указывается диапазон дат проведения
ДД.ММ.ГГГГ–ДД.ММ.ГГГГ, в этом случае указывается время
ежедневной работы мероприятия ЧЧ:ММ–ЧЧ:ММ
Иные варианты работы мероприятия допустимо указать в графе
«Описание»
Округ*
Наименование федерального округа указывается полностью
Субъект РФ*
Наименование субъекта указывается полностью
Город*
Наименование города указывается полностью
Количество участников*
Указывается точное количество участников для состоявшихся
мероприятий или предполагаемое количество участников для
предстоящих мероприятий
Тип мероприятия*
Необходимо выбрать из списка и внести в графу один вариант
(собственные варианты предлагать нельзя!):
конференция;
акция памяти;
круглый стол;
конкурс;
форум;
лекция;
фестиваль;
дополнительная программа обучения или повышение квалификации;
кинопоказ;
учебные сборы;
семинар;
выставка;
вебинар;
встреча с участием представителей правоохранительных органов;
встреча с участием религиозных деятелей;
встреча с участием представителей общественных организаций;
встреча с участием психологов, психотерапевтов;
тренинг;
научное исследование.
Если это масштабное мероприятие (например, форум, фестиваль), в
рамках
которого
проходит
ряд
меньших
по
масштабу
специализированных тематических мероприятий так же входящих в
список (например, круглый стол, конференция, семинар, выставка,
конкурс и т. п.), то указывается центральное мероприятие (форум,
фестиваль и т. п.)
Масштаб мероприятия
Подразумевается территориальный охват проводимого мероприятия.
Необходимо выбрать из списка и внести в графу один вариант:
международный
всероссийский
окружной
городской
региональный/межрегиональный
районный
образовательное учреждение.
35
Условия участия*
Необходимо выбрать из списка и внести в графу один вариант:
за счет направляющей стороны
за счет принимающей стороны
иное.
Условия участия предполагают определение стороны финансирования
прибытия участников мероприятия. Это актуально для масштабных
мероприятий с участниками из других городов/регионов.
Статус мероприятия*
Необходимо выбрать из списка и внести в графу один вариант:
по предварительной регистрации;
открытое;
закрытое.
Подразумевается степень доступности антитеррористического
мероприятия участникам. Открытое мероприятие предполагает, что
его могут посетить все желающие без предварительной записи или
регистрации (например, выставка). Мероприятия, которое могут
посетить все желающие, но об этом необходимо уведомить
организаторов в установленные сроки и, возможно, прислать
материалы для участия, относятся к мероприятиям по
предварительной регистрации, как-то: конференции, конкурсы,
вебинары, тренинги, кинопоказы и т. п. Мероприятия, где список
участников определяется организатором в соответствии с темой
мероприятия и касательно затрагиваемых аспектов, считается
закрытым, например, круглые столы с участием НПР, специалистов
АТК,
представителей
административного
аппарата,
правоохранительных органов.
Контактное лицо*
Графа заполняется следующим образом:
Фамилия Имя Отчество,
контактный телефон (номера мобильных телефонов просьба не
указывать) Х ХХХ ХХХХХХ
e-mail net@net
Организатор*
Информация заполняется следующим образом:
полное название организации;
ссылка на интернет-сайт организатора;
необходимые
контактные
данные
(контактный
телефон
Х ХХХ ХХХХХХ, e-mail net@net)
При совместном проведении мероприятия данные заполняются на
каждого соорганизатора
Программа мероприятия или темы, которые планируются обсудить на мероприятии, информационное письмо
Указывается наименование файла
Предоставляется отдельным файлом в формате pdf или doc(x)
Дополнительная информация
(при наличии)
Указывается наименование файла
Предоставляется отдельным файлом в формате pdf или doc(x)
Таблица А6 — Форма предоставления информации о прошедшем мероприятии
Заполнил*: Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон*: X XXX XXXXXXX
Дата заполнения: в формате ДД.ММ.ГГГГ
Пункт
Содержание пункта
Наименование*
Необходимо указать полное наименование мероприятия
Ссылка на страницу мероприятия в
Интерактивной карте*
Необходимо указать гиперссылку на веб-страницу мероприятия
Описание*
Краткая (до 1500 знаков с пробелами) информация о прошедшем мероприятии,
выработанных предложениях, рассмотренных вопросах. Не допускается
внесение в описание гиперссылок, e-mail.