Файл: Системы государственного регулирования национальной экономики (общее описание).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
количество субъектов малого и среднего бизнеса, которые осуществляют различные стадии технологического процесса какого-либо продукта. Близкое расположение этих предприятий между собой способствует большей гибкости производства, снижению риска, сокращению различных издержек и значительной степени инновационности производства. Вместе с тем промышленные округа имеют большую степень независимости в определении менеджмента, тактики и стратегии своей деятельности, организации производства и сбыта продукции. 

Особо заслуживает внимания тот факт, что в Италии насчитывается свыше 200 промышленных округов, которые в совокупности предоставляют рабочие места почти 45% экономически активного населения, занятого в промышленности. Кроме того, их продукция составляет почти 40% экспорта Италии. Одним из факторов столь успешного развития сектора малого и среднего бизнеса в Италии является повсеместное применение принципа кооперирования крупных предприятий с малыми и средними на основе взаимовыгодного и взаимодополняющего сотрудничества. Особенно это касается компаний, специализирующихся на разработках инновационных продуктов.

Промышленный сектор Италии, в котором заняты субъекты малого и среднего бизнеса, обеспечивает 32% добавленной стоимости продукции предприятий. Организационные, финансовые и технические меры по обеспечению поддержки и развития предпринимательства в Италии были установлены благодаря четко сформулированным целям. Это, в свою очередь, позволило расставить приоритеты для решения ряда проблем, представленных на рисунке 2.



Рис. 2. Уровни поддержки малого и среднего предпринимательства в Италии (выполнено автором с использованием информации с сайта

К первому уровню относятся:

  • осуществление финансовой помощи при приобретении нового оборудования и модернизации производства субъектов малого и среднего бизнеса, а так же облегчение условий их финансирования;

  • совершенствование технологий и развитие научно-исследовательских и конструкторских работ, а также создание консорциумов из институтов и субъектов бизнеса всех размеров для коллективных исследований и технического сотрудничества при непременном участии местных органов власти;

  • развитие производственно-технологической кооперации в малом и среднем бизнесе.


Второй уровень:

  • развитие регионов: южных с целью повышения индустриального развития; северо-восточных – обеспечения взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным в промышленных районах;

  • повышение конкурентоспособности итальянской продукции в мировом масштабе за счет развития малых и средних предприятий, изготавливающих продукцию на экспорт;

  • создание бизнес-среды, содействующей улучшению качества и конкурентоспособности итальянских товаров на внешних рынках.

Третий уровень:

  • экономическая поддержка уровня развития итальянских регионов в интересах Евросоюза;

  • качественное улучшение профессионального образования.

Для форсирования развития малого и среднего бизнеса, в Италии было создано около 1200 специализированных Центров развития, 50 Информационных центров и 26 Бизнес-инкубаторов и технопарков, а также 123 Центра продвижения экспорта.

Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Италии представлена на рисунке 3. Можно отметить, что в Италии создана и действует хорошо отлаженная структура государственной поддержки предпринимательства, включающая в себя координируемую четырьмя министерствами деятельность специализированных структур, а также представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства через Национальный совет по экономике и занятости.

Опыт Италии показывает, что наличие в структуре государственной поддержки малого и среднего предпринимательства специального уполномоченного органа, которым в этой стране является Национальный совет по экономике и занятости, а также выведение этой поддержки из-под непосредственного контроля соот­ветствующих министерств является наиболее эффективным. Кроме того, следует отметить, что в Италии с 2000 года постепенно была значительно расшире­на компетенция регионов в правовом обеспечении предпринимательства, создании, развитии инфра­структуры и управлении ей



Рис. 3. Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Италии

На финансирование инфраструктуры, целью которой является поддержка малого и среднего бизнеса, Правительством Италии выделяется более 5 млрд. долларов. В то же время программы льготного кредитования и гарантирования кредитов финансируются на сумму более чем 15 млрд. долларов ежегодно. Для того чтобы простимулировать рост доли малого и среднего предпринимательства в государственных закупках, существует государственная система поиска и предоставления заказов.



Усилия, затрачиваемые в Италии на всестороннюю поддержку развития предпринимательства, позволили Италии в короткие сроки завоевать репутацию одной из самых развитых стран мира.

Территориальное регулирование

По территориальному устройству Италия — унитарное государство. Система территориального деления страны является трехзвенной, включает три звена: области, провинции и коммуны. Все они характеризуются Конституцией как автономные образования (ст. 115, 128). Но если принципы, на основе которых области определяют свои функции и компетенцию, установлены Конституцией страны, то в отношении провинций и коммун это делают законы Республики. В частности, Конституция устанавливает основы компетенции областей (ст. 117). При этом провинции и коммуны характеризуются Конституцией не только как автономные образования, но и как единицы государственного и автономного деления (ст. 129).

В пределах своей компетенции области имеют право издавать законы. Все это позволяет заключить, что области обладают большей степенью самостоятельности, чем провинции и коммуны. Области разделены на две категории: области с общим статусом и области со специальным статусом. Статус областей первой группы (их 15) урегулирован конституционными и законодательными нормами, общими для всех этих областей. Специальный статус остальных пяти областей, в которых проживают национальные меньшинства, либо которые характеризуются островным положением (Сицилия и Сардиния), имеют различный, отличающийся друг от друга статус.

Каждая область принимает свой статут, выполняющий роль ее основного закона. Статут принимается и изменяется областным советом. Конституция Италии устанавливает усложненную процедуру его принятия. Статут принимается путем двойного вотума, причем промежуток между двумя голосованиями в областном совете не должен быть менее 2 месяцев. Статут может быть вынесен на областной референдум, если в течение 3 месяцев после его официального опубликования этого потребуют 1/50 избирателей области или 1/5 областных советников. На референдуме статут считается принятым, если за него проголосовало более половины избирателей области, чьи бюллетени признаны действительными (ст. 123 Конституции). До внесения в Конституцию Италии поправок от 22 ноября 1999 г. областные уставы нуждались в утверждении законом Республики, новая редакция ст.123 этого не требует.


Компетенция областей (ст. 117) включает организацию собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи, градостроительства, туризма, гостиничного дела, сельского хозяйства, организацию городской и сельской полиции и другие вопросы, указанные конституционными законами. Причем по вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями.

Каждая область имеет собственные органы власти. Это областной совет, джунта и ее председатель. Советы являются представительными и законодательными органами, избираемыми непосредственно населением. Джунты — исполнительные органы областей. Джунта возглавляется председателем, который в настоящее время избирается непосредственно населением области (если иное не установлено законодательством области). Председатель джунты самостоятельно назначает и смещает с должности членов джунты. Такой порядок формирования джунты установлен новой редакцией ст. 122 Конституции Италии, которая была принята Конституционным законом от 22 ноября 1999 г. (до этого Конституция требовала, чтобы и председатель джунты, и весь ее состав избирался областным советом из числа его депутатов).

Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами Республики и другими областями, промульгирует законы, принимаемые областным советом, принимает собственные постановления, координирует работу джунты, несет за нее ответственность, выполняет административные функции, делегированные государством области (ст. 121 Конституции).