Файл: Системы государственного регулирования национальной экономики (общее описание).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
количество субъектов малого и среднего бизнеса, которые осуществляют различные стадии технологического процесса какого-либо продукта. Близкое расположение этих предприятий между собой способствует большей гибкости производства, снижению риска, сокращению различных издержек и значительной степени инновационности производства. Вместе с тем промышленные округа имеют большую степень независимости в определении менеджмента, тактики и стратегии своей деятельности, организации производства и сбыта продукции.
Особо заслуживает внимания тот факт, что в Италии насчитывается свыше 200 промышленных округов, которые в совокупности предоставляют рабочие места почти 45% экономически активного населения, занятого в промышленности. Кроме того, их продукция составляет почти 40% экспорта Италии. Одним из факторов столь успешного развития сектора малого и среднего бизнеса в Италии является повсеместное применение принципа кооперирования крупных предприятий с малыми и средними на основе взаимовыгодного и взаимодополняющего сотрудничества. Особенно это касается компаний, специализирующихся на разработках инновационных продуктов.
Промышленный сектор Италии, в котором заняты субъекты малого и среднего бизнеса, обеспечивает 32% добавленной стоимости продукции предприятий. Организационные, финансовые и технические меры по обеспечению поддержки и развития предпринимательства в Италии были установлены благодаря четко сформулированным целям. Это, в свою очередь, позволило расставить приоритеты для решения ряда проблем, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни поддержки малого и среднего предпринимательства в Италии (выполнено автором с использованием информации с сайта
К первому уровню относятся:
Второй уровень:
Третий уровень:
Для форсирования развития малого и среднего бизнеса, в Италии было создано около 1200 специализированных Центров развития, 50 Информационных центров и 26 Бизнес-инкубаторов и технопарков, а также 123 Центра продвижения экспорта.
Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Италии представлена на рисунке 3. Можно отметить, что в Италии создана и действует хорошо отлаженная структура государственной поддержки предпринимательства, включающая в себя координируемую четырьмя министерствами деятельность специализированных структур, а также представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства через Национальный совет по экономике и занятости.
Опыт Италии показывает, что наличие в структуре государственной поддержки малого и среднего предпринимательства специального уполномоченного органа, которым в этой стране является Национальный совет по экономике и занятости, а также выведение этой поддержки из-под непосредственного контроля соответствующих министерств является наиболее эффективным. Кроме того, следует отметить, что в Италии с 2000 года постепенно была значительно расширена компетенция регионов в правовом обеспечении предпринимательства, создании, развитии инфраструктуры и управлении ей
Рис. 3. Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Италии
На финансирование инфраструктуры, целью которой является поддержка малого и среднего бизнеса, Правительством Италии выделяется более 5 млрд. долларов. В то же время программы льготного кредитования и гарантирования кредитов финансируются на сумму более чем 15 млрд. долларов ежегодно. Для того чтобы простимулировать рост доли малого и среднего предпринимательства в государственных закупках, существует государственная система поиска и предоставления заказов.
Усилия, затрачиваемые в Италии на всестороннюю поддержку развития предпринимательства, позволили Италии в короткие сроки завоевать репутацию одной из самых развитых стран мира.
Территориальное регулирование
По территориальному устройству Италия — унитарное государство. Система территориального деления страны является трехзвенной, включает три звена: области, провинции и коммуны. Все они характеризуются Конституцией как автономные образования (ст. 115, 128). Но если принципы, на основе которых области определяют свои функции и компетенцию, установлены Конституцией страны, то в отношении провинций и коммун это делают законы Республики. В частности, Конституция устанавливает основы компетенции областей (ст. 117). При этом провинции и коммуны характеризуются Конституцией не только как автономные образования, но и как единицы государственного и автономного деления (ст. 129).
В пределах своей компетенции области имеют право издавать законы. Все это позволяет заключить, что области обладают большей степенью самостоятельности, чем провинции и коммуны. Области разделены на две категории: области с общим статусом и области со специальным статусом. Статус областей первой группы (их 15) урегулирован конституционными и законодательными нормами, общими для всех этих областей. Специальный статус остальных пяти областей, в которых проживают национальные меньшинства, либо которые характеризуются островным положением (Сицилия и Сардиния), имеют различный, отличающийся друг от друга статус.
Каждая область принимает свой статут, выполняющий роль ее основного закона. Статут принимается и изменяется областным советом. Конституция Италии устанавливает усложненную процедуру его принятия. Статут принимается путем двойного вотума, причем промежуток между двумя голосованиями в областном совете не должен быть менее 2 месяцев. Статут может быть вынесен на областной референдум, если в течение 3 месяцев после его официального опубликования этого потребуют 1/50 избирателей области или 1/5 областных советников. На референдуме статут считается принятым, если за него проголосовало более половины избирателей области, чьи бюллетени признаны действительными (ст. 123 Конституции). До внесения в Конституцию Италии поправок от 22 ноября 1999 г. областные уставы нуждались в утверждении законом Республики, новая редакция ст.123 этого не требует.
Компетенция областей (ст. 117) включает организацию собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи, градостроительства, туризма, гостиничного дела, сельского хозяйства, организацию городской и сельской полиции и другие вопросы, указанные конституционными законами. Причем по вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями.
Каждая область имеет собственные органы власти. Это областной совет, джунта и ее председатель. Советы являются представительными и законодательными органами, избираемыми непосредственно населением. Джунты — исполнительные органы областей. Джунта возглавляется председателем, который в настоящее время избирается непосредственно населением области (если иное не установлено законодательством области). Председатель джунты самостоятельно назначает и смещает с должности членов джунты. Такой порядок формирования джунты установлен новой редакцией ст. 122 Конституции Италии, которая была принята Конституционным законом от 22 ноября 1999 г. (до этого Конституция требовала, чтобы и председатель джунты, и весь ее состав избирался областным советом из числа его депутатов).
Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами Республики и другими областями, промульгирует законы, принимаемые областным советом, принимает собственные постановления, координирует работу джунты, несет за нее ответственность, выполняет административные функции, делегированные государством области (ст. 121 Конституции).
Особо заслуживает внимания тот факт, что в Италии насчитывается свыше 200 промышленных округов, которые в совокупности предоставляют рабочие места почти 45% экономически активного населения, занятого в промышленности. Кроме того, их продукция составляет почти 40% экспорта Италии. Одним из факторов столь успешного развития сектора малого и среднего бизнеса в Италии является повсеместное применение принципа кооперирования крупных предприятий с малыми и средними на основе взаимовыгодного и взаимодополняющего сотрудничества. Особенно это касается компаний, специализирующихся на разработках инновационных продуктов.
Промышленный сектор Италии, в котором заняты субъекты малого и среднего бизнеса, обеспечивает 32% добавленной стоимости продукции предприятий. Организационные, финансовые и технические меры по обеспечению поддержки и развития предпринимательства в Италии были установлены благодаря четко сформулированным целям. Это, в свою очередь, позволило расставить приоритеты для решения ряда проблем, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни поддержки малого и среднего предпринимательства в Италии (выполнено автором с использованием информации с сайта
К первому уровню относятся:
-
осуществление финансовой помощи при приобретении нового оборудования и модернизации производства субъектов малого и среднего бизнеса, а так же облегчение условий их финансирования;
-
совершенствование технологий и развитие научно-исследовательских и конструкторских работ, а также создание консорциумов из институтов и субъектов бизнеса всех размеров для коллективных исследований и технического сотрудничества при непременном участии местных органов власти; -
развитие производственно-технологической кооперации в малом и среднем бизнесе.
Второй уровень:
-
развитие регионов: южных с целью повышения индустриального развития; северо-восточных – обеспечения взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным в промышленных районах; -
повышение конкурентоспособности итальянской продукции в мировом масштабе за счет развития малых и средних предприятий, изготавливающих продукцию на экспорт; -
создание бизнес-среды, содействующей улучшению качества и конкурентоспособности итальянских товаров на внешних рынках.
Третий уровень:
-
экономическая поддержка уровня развития итальянских регионов в интересах Евросоюза; -
качественное улучшение профессионального образования.
Для форсирования развития малого и среднего бизнеса, в Италии было создано около 1200 специализированных Центров развития, 50 Информационных центров и 26 Бизнес-инкубаторов и технопарков, а также 123 Центра продвижения экспорта.
Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Италии представлена на рисунке 3. Можно отметить, что в Италии создана и действует хорошо отлаженная структура государственной поддержки предпринимательства, включающая в себя координируемую четырьмя министерствами деятельность специализированных структур, а также представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства через Национальный совет по экономике и занятости.
Опыт Италии показывает, что наличие в структуре государственной поддержки малого и среднего предпринимательства специального уполномоченного органа, которым в этой стране является Национальный совет по экономике и занятости, а также выведение этой поддержки из-под непосредственного контроля соответствующих министерств является наиболее эффективным. Кроме того, следует отметить, что в Италии с 2000 года постепенно была значительно расширена компетенция регионов в правовом обеспечении предпринимательства, создании, развитии инфраструктуры и управлении ей
Рис. 3. Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Италии
На финансирование инфраструктуры, целью которой является поддержка малого и среднего бизнеса, Правительством Италии выделяется более 5 млрд. долларов. В то же время программы льготного кредитования и гарантирования кредитов финансируются на сумму более чем 15 млрд. долларов ежегодно. Для того чтобы простимулировать рост доли малого и среднего предпринимательства в государственных закупках, существует государственная система поиска и предоставления заказов.
Усилия, затрачиваемые в Италии на всестороннюю поддержку развития предпринимательства, позволили Италии в короткие сроки завоевать репутацию одной из самых развитых стран мира.
Территориальное регулирование
По территориальному устройству Италия — унитарное государство. Система территориального деления страны является трехзвенной, включает три звена: области, провинции и коммуны. Все они характеризуются Конституцией как автономные образования (ст. 115, 128). Но если принципы, на основе которых области определяют свои функции и компетенцию, установлены Конституцией страны, то в отношении провинций и коммун это делают законы Республики. В частности, Конституция устанавливает основы компетенции областей (ст. 117). При этом провинции и коммуны характеризуются Конституцией не только как автономные образования, но и как единицы государственного и автономного деления (ст. 129).
В пределах своей компетенции области имеют право издавать законы. Все это позволяет заключить, что области обладают большей степенью самостоятельности, чем провинции и коммуны. Области разделены на две категории: области с общим статусом и области со специальным статусом. Статус областей первой группы (их 15) урегулирован конституционными и законодательными нормами, общими для всех этих областей. Специальный статус остальных пяти областей, в которых проживают национальные меньшинства, либо которые характеризуются островным положением (Сицилия и Сардиния), имеют различный, отличающийся друг от друга статус.
Каждая область принимает свой статут, выполняющий роль ее основного закона. Статут принимается и изменяется областным советом. Конституция Италии устанавливает усложненную процедуру его принятия. Статут принимается путем двойного вотума, причем промежуток между двумя голосованиями в областном совете не должен быть менее 2 месяцев. Статут может быть вынесен на областной референдум, если в течение 3 месяцев после его официального опубликования этого потребуют 1/50 избирателей области или 1/5 областных советников. На референдуме статут считается принятым, если за него проголосовало более половины избирателей области, чьи бюллетени признаны действительными (ст. 123 Конституции). До внесения в Конституцию Италии поправок от 22 ноября 1999 г. областные уставы нуждались в утверждении законом Республики, новая редакция ст.123 этого не требует.
Компетенция областей (ст. 117) включает организацию собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи, градостроительства, туризма, гостиничного дела, сельского хозяйства, организацию городской и сельской полиции и другие вопросы, указанные конституционными законами. Причем по вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями.
Каждая область имеет собственные органы власти. Это областной совет, джунта и ее председатель. Советы являются представительными и законодательными органами, избираемыми непосредственно населением. Джунты — исполнительные органы областей. Джунта возглавляется председателем, который в настоящее время избирается непосредственно населением области (если иное не установлено законодательством области). Председатель джунты самостоятельно назначает и смещает с должности членов джунты. Такой порядок формирования джунты установлен новой редакцией ст. 122 Конституции Италии, которая была принята Конституционным законом от 22 ноября 1999 г. (до этого Конституция требовала, чтобы и председатель джунты, и весь ее состав избирался областным советом из числа его депутатов).
Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами Республики и другими областями, промульгирует законы, принимаемые областным советом, принимает собственные постановления, координирует работу джунты, несет за нее ответственность, выполняет административные функции, делегированные государством области (ст. 121 Конституции).