Файл: Системы государственного регулирования национальной экономики (общее описание).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Региональные различия отражаются на заработной плате: в северных регионах средний уровень заработной платы на 20 % выше, чем в южных регионах и на островах.
Начиная с 1980 года, Правительство Италии неоднократно реформировало рынок труда, стараясь сделать его более гибким и увеличить занятость населения. Первое вмешательство произошло в 1983 году с введением так называемых контрактов на обучение / работу, т.е. трудоустройство молодого работника — с фиксированным сроком — сочетая обучение и работу на рабочем месте. В начале 1990-х годов процесс либерализации ускорился с введением новых законов о коллективных увольнениях и окончательной отменой автоматической индексации заработной платы к инфляции. В 1997 году принят Pacchetto Treu (Закон 196/1997). Этот закон предусматривает новую договорную базу, вводя схемы ученичества, неполной занятости и временные контракты. Были созданы частные агентства по временному трудоустройству, цель которых заключалась в содействии обеспечению соответствия спроса и предложения на рынке труда. В 2001 году итальянское правительство расширило возможности и сроки использования временных контрактов. Однако дальнейшее реформирование рынка труда привело к увеличению числа временных контрактов, и многие занятые лишились защиты от увольнения.
Помимо вышеперечисленных проблем на рынке труда Италии существуют сложности, связанные с международной миграцией. В 2020 году численность иностранного населения по официальным данным ISTAT составила 5,3 миллиона человек (легально проживающих в стране), что составило почти 9% в общей численности населения Италии.
2020 год характеризовался отрицательным естественным приростом (-64 тысячи человек) и миграционным приростом в 107 тысяч человек. Трудовая миграция не является ключевым маршрутом в Италию для мигрантов, не являющихся членами ЕС. Большинство людей прибывают в Италию с целью найти убежище или с целью воссоединиться с семьей [1].
Несмотря на то, что иммигранты существенно не влияют на рынок труда страны, для них самих и их интеграции на рынке существует ряд барьеров и сложностей:
-
разница в заработной плате; -
знание итальянского языка; -
признание образование, полученного до переезда в Италию; -
несоответствие квалификации; -
угроза потери работы выше, чем у итальянцев.
С учетом старения населения, низкой рождаемости и низкого естественного прироста, иммигранты необходимы на рынке труда Италии, часто выполняя работы уровня «ddd» — опасные и тяжелые, на которые не трудоустраиваются итальянцы. Достаточно весомый вклад иностранной рабочей силы в таких секторах экономики, как промышленность, туризм (отели и рестораны), сельское хозяйство. 77, 1 % иностранцев трудятся, как «синие воротнички» (32 % итальянцев), лишь 1,1 % от общего числа иностранной рабочей силы занимали должности в компаниях на управленческих должностях.
Более важной проблемой для Италии является нелегальная миграция. Попытки ужесточения выдачи разрешений на пребывание в стране и легализация на рынке труда могут привести к еще большему росту теневой экономики. В то же время эксперимент, проведенный в 2020 г., по амнистии мигрантов без документов на рынке труда и предоставлению им вида на жительства в период пандемии, не оправдал ожиданий. Данная программа привела лишь к спекуляциям и обману уязвимого числа мигрантов, находящихся на территории Италии нелегально, появлению системы посредников “caporalato” [4].
Состояние рынка труда Италии можно резюмировать следующим образом. Страна отличается низкой занятостью в сравнении с другими странами ЕС, особенности среди женщин. Рынок труда отличается региональной диспропорцией: более развитый Север с более высокими доходами населения, большей занятостью и
относительно невысоким уровнем безработицы и Юг, отличающийся низкими доходами, высокой безработицей — почти 18 %. Ключевой проблем для Италии является высокая безработица среди молодежи. Значительная доля молодых людей трудоустроены по временному контракту –60 %, особенно пострадала в 2020 году, с началом эпидемии SARS-CoV-2.
Иммигранты играют важную роль в Италии, компенсируя последствия негативных демографических тенденций, таких как старение и сокращение рабочей силы, а также общая депопуляция. Основными проблемами интеграции мигрантов на рынке труда Италии являются: недостаточное знание итальянского языка, социальные факторы (бедность, социальная изоляция, эксплуатация труда), отсутствие координации между учреждениями и службами, экономический кризис, гендерный разрыв с точки зрения активности и уровня занятости, признание навыков /несоответствие образования, отсутствие институциональной поддержки (например, низкий доступ к системе государственных центров занятости для профессиональной подготовки), социально-культурные различия (например, религиозное и культурное происхождение определенных этнических групп, препятствующее участию женщин на рынке труда, дискриминационное поведение работодателей, благоприятствующее теневой экономике). Трудящиеся-мигранты зарабатывают меньше, чем граждане такой же квалификации в той же профессиональной категории; трудящиеся женщины-мигранты подвергаются двойной дискриминации в отношении заработной платы, как мигранты, так и по гендерному признаку. Ситуация усугубилась в период пандемии COVID-19. Десятки миллионов рабочих-мигрантов потеряли работу и были вынуждены оказаться в неопределенном состоянии или вернуться домой.
Сегодня ситуация с эпидемией COVID-19 до сих пор остаётся неопределенной, но власти Италии планируют активные действия по восстановлению экономики и рынка труда.
-
Регулирование малого и среднего предпринимательства
Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны и инфраструктура его поддержки
Большое значение в развитии промышленности Италии играет малое и среднее предпринимательство, которое имеет здесь более чем вековую традицию. Стоит отметить, что такие его виды как обменные лавки, ростовщичество зародились именно в Италии. Можно сказать, что именно с их появлением происходило зарождение банковской системы.
Оценивая роль, которую играют субъекты малого и среднего бизнеса в итальянской экономике, можно отметить, что в настоящее время она очень высока. Проиллюстрировать это утверждение можно следующими фактами:
-
на сегодняшний день в Италии осуществляют деятельность около 3,5 млн. субъектов малого и среднего бизнеса; -
в малом и среднем бизнесе работает около 13 млн. человек, или около 80% экономически активного населения; -
доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет около 52%; -
малые ремесленные фирмы, численность сотрудников в которых в основном составляет не более 3 человек, производят свыше 18% товаров, отправляемых на экспорт из Италии.
Критерии отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса представлены в таблице 3.
Размер предприятия | Кол-во работников | Капитал | Годовой оборот |
Микропредприятия | менее 10 | не более 2 млн. евро | не более 2 млн. евро |
Малые предприятия | менее 50 | не более 10 млн. евро | не более 10 млн. евро |
Средние предприятия | менее 250 | не более 43 млн. евро | не более 50 млн. евро |
Таблица 3. Критерии отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса. (составлена автором с использованием материалов с сайта http://www.macro-econom.ru/economs-2194-1.html)
Малый бизнес Италии довольно хорошо организован. Как правило, практически каждый его субъект является членом какой-либо ассоциации или союза, которых в стране имеется очень большое количество. Кроме того, имеется Конфедерации промышленников (Confindustria), членами которой является до 90% субъектов малого и среднего бизнеса. Конфедерация промышленников является государственным органом, который отстаивает интересы итальянских предпринимателей на внешних рынках.
Вместе с тем Италия характеризуется большим числом законодательных норм, которые регламентируют всестороннюю поддержку малого и среднего предпринимательства. Среди них можно отметить гранты и льготное кредитование на покупку оборудования, стимулирование экспорта, различные программы для молодых предпринимателей, поддержка и стимулирование инновационного бизнеса. Всестороннюю помощь и поддержку малого и среднего предпринимательства оказывают Министерство промышленности Италии и правительство регионов, которые имеют для этого самые широкие полномочия. Основными поставщиками финансовых ресурсов являются банк Медиокредит Чентрале и Артиджанкасса – специальное учреждение ремесленного сектора.
В качестве форм финансовой поддержки используются: налоговые льготы, гарантии займов, страхование экспортных кредитов и т. п. Зачастую суммарно всевозможные льготы, которыми пользуется малое или среднее предприятие, покрывают до 50% требуемых ему капиталовложений, а страхование экспортных кредитов покрывает от 90% до 100% их стоимости. В стране широко используются венчурные фонды, которые готовы предоставить финансирование субъектам малого и среднего бизнеса на 5–10 лет. Кроме того, имеется государственная компания «Симест», целью деятельности которой является помощь предпринимателям при создании совместных предприятий за рубежом. В частности, «Симест» предлагает долевое участие собственным капиталом в совместных предприятиях на определенный срок. Поддерживая все предприятия малого и среднего бизнеса, Италия, тем не менее, особое внимание и заботу оказывает тем из них, которые осуществляют свою деятельность на основе инноваций, а также в таких отраслях, как информатика и биотехнологии. Вместе с тем Италия имеет возможность использовать для поддержки малого и среднего предпринимательства не только свои финансы, но и финансы Евросоюза. В частности, Евросоюз финансирует через специализированные фонды развитие местных программ. Кроме того, в Италии существует широкая сеть курсов профессиональной подготовки и центров бизнес услуг, при помощи которой осуществляется бесплатное консультирование предпринимателей по различным направлениям и вопросам.
Специфической особенностью развития итальянского малого и среднего бизнеса является его группировка в кластеры на основе образования промышленных округов, которые сочетают в своей работе принципы специализации и кооперирования в секторах производства, имеющих высокие потенциал и возможности выхода на внешние рынки. Промышленные округа объединяют на своей территории большое