Файл: Системы государственного регулирования национальной экономики (общее описание).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Региональные различия отражаются на заработной плате: в северных регионах средний уровень заработной платы на 20 % выше, чем в южных регионах и на островах.

Начиная с 1980 года, Правительство Италии неоднократно реформировало рынок труда, стараясь сделать его более гибким и увеличить занятость населения.  Первое вмешательство произошло в 1983 году с введением так называемых контрактов на обучение / работу, т.е. трудоустройство молодого работника — с фиксированным сроком — сочетая обучение и работу на рабочем месте. В начале 1990-х годов процесс либерализации ускорился с введением новых законов о коллективных увольнениях и окончательной отменой автоматической индексации заработной платы к инфляции. В 1997 году принят Pacchetto Treu (Закон 196/1997). Этот закон предусматривает новую договорную базу, вводя схемы ученичества, неполной занятости и временные контракты. Были созданы частные агентства по временному трудоустройству, цель которых заключалась в содействии обеспечению соответствия спроса и предложения на рынке труда. В 2001 году итальянское правительство расширило возможности и сроки использования временных контрактов. Однако дальнейшее реформирование рынка труда привело к увеличению числа временных контрактов, и многие занятые лишились защиты от увольнения.

Помимо вышеперечисленных проблем на рынке труда Италии существуют сложности, связанные с международной миграцией. В 2020 году численность иностранного населения по официальным данным ISTAT составила 5,3 миллиона человек (легально проживающих в стране), что составило почти 9% в общей численности населения Италии.

 2020 год характеризовался отрицательным естественным приростом (-64 тысячи человек) и миграционным приростом в 107 тысяч человек. Трудовая миграция не является ключевым маршрутом в Италию для мигрантов, не являющихся членами ЕС. Большинство людей прибывают в Италию с целью найти убежище или с целью воссоединиться с семьей [1].

Несмотря на то, что иммигранты существенно не влияют на рынок труда страны, для них самих и их интеграции на рынке существует ряд барьеров и сложностей:

  • разница в заработной плате;

  • знание итальянского языка;

  • признание образование, полученного до переезда в Италию;

  • несоответствие квалификации;

  • угроза потери работы выше, чем у итальянцев.

С учетом старения населения, низкой рождаемости и низкого естественного прироста, иммигранты необходимы на рынке труда Италии, часто выполняя работы уровня «ddd» — опасные и тяжелые, на которые не трудоустраиваются итальянцы. Достаточно весомый вклад иностранной рабочей силы в таких секторах экономики, как промышленность, туризм (отели и рестораны), сельское хозяйство. 77, 1 % иностранцев трудятся, как «синие воротнички» (32 % итальянцев), лишь 1,1 % от общего числа иностранной рабочей силы занимали должности в компаниях на управленческих должностях.


Более важной проблемой для Италии является нелегальная миграция. Попытки ужесточения выдачи разрешений на пребывание в стране и легализация на рынке труда могут привести к еще большему росту теневой экономики. В то же время эксперимент, проведенный в 2020 г., по амнистии мигрантов без документов на рынке труда и предоставлению им вида на жительства в период пандемии, не оправдал ожиданий. Данная программа привела лишь к спекуляциям и обману уязвимого числа мигрантов, находящихся на территории Италии нелегально, появлению системы посредников “caporalato” [4].

Состояние рынка труда Италии можно резюмировать следующим образом. Страна отличается низкой занятостью в сравнении с другими странами ЕС, особенности среди женщин. Рынок труда отличается региональной диспропорцией: более развитый Север с более высокими доходами населения, большей занятостью и

относительно невысоким уровнем безработицы и Юг, отличающийся низкими доходами, высокой безработицей — почти 18 %. Ключевой проблем для Италии является высокая безработица среди молодежи. Значительная доля молодых людей трудоустроены по временному контракту –60 %, особенно пострадала в 2020 году, с началом эпидемии SARS-CoV-2.

Иммигранты играют важную роль в Италии, компенсируя последствия негативных демографических тенденций, таких как старение и сокращение рабочей силы, а также общая депопуляция. Основными проблемами интеграции  мигрантов на рынке труда Италии являются: недостаточное знание итальянского языка, социальные факторы (бедность, социальная изоляция, эксплуатация труда), отсутствие координации между учреждениями и службами, экономический кризис, гендерный разрыв с точки зрения активности и уровня занятости, признание навыков /несоответствие образования, отсутствие институциональной поддержки (например, низкий доступ к системе государственных центров занятости для профессиональной подготовки), социально-культурные различия  (например, религиозное и культурное происхождение определенных этнических групп, препятствующее участию женщин на рынке труда, дискриминационное поведение работодателей, благоприятствующее теневой экономике). Трудящиеся-мигранты зарабатывают меньше, чем граждане такой же квалификации в той же профессиональной категории; трудящиеся женщины-мигранты подвергаются двойной дискриминации в отношении заработной платы, как мигранты, так и по гендерному признаку. Ситуация усугубилась в период пандемии COVID-19. Десятки миллионов рабочих-мигрантов потеряли работу и были вынуждены оказаться в неопределенном состоянии или вернуться домой. 



Сегодня ситуация с эпидемией COVID-19 до сих пор остаётся неопределенной, но власти Италии планируют активные действия по восстановлению экономики и рынка труда.

  1. Регулирование малого и среднего предпринимательства



Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны и инфраструктура его поддержки


Большое значение в развитии промышленности Италии играет малое и среднее предпринимательство, которое имеет здесь более чем вековую традицию. Стоит отметить, что такие его виды как обменные лавки, ростовщичество зародились именно в Италии. Можно сказать, что именно с их появлением происходило зарождение банковской системы.

Оценивая роль, которую играют субъекты малого и среднего бизнеса в итальянской экономике, можно отметить, что в настоящее время она очень высока. Проиллюстрировать это утверждение можно следующими фактами:

  • на сегодняшний день в Италии осуществляют деятельность около 3,5 млн. субъектов малого и среднего бизнеса;

  • в малом и среднем бизнесе работает около 13 млн. человек, или около 80% экономически активного населения;

  • доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет около 52%;

  • малые ремесленные фирмы, численность сотрудников в которых в основном составляет не более 3 человек, производят свыше 18% товаров, отправляемых на экспорт из Италии.

Критерии отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса представлены в таблице 3.

Размер предприятия

Кол-во работников

Капитал

Годовой оборот

Микропредприятия

менее 10

не более 2 млн. евро

не более 2 млн. евро

Малые предприятия

менее 50

не более 10 млн. евро

не более 10 млн. евро

Средние предприятия

менее 250

не более 43 млн. евро

не более 50 млн. евро

Таблица 3. Критерии отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса. (составлена автором с использованием материалов с сайта http://www.macro-econom.ru/economs-2194-1.html)

Малый бизнес Италии довольно хорошо организован. Как правило, практически каждый его субъект является членом какой-либо ассоциации или союза, которых в стране имеется очень большое количество. Кроме того, имеется Конфедерации промышленников (Confindustria), членами которой является до 90% субъектов малого и среднего бизнеса. Конфедерация промышленников является государственным органом, который отстаивает интересы итальянских предпринимателей на внешних рынках.


Вместе с тем Италия характеризуется большим числом законодательных норм, которые регламентируют всестороннюю поддержку малого и среднего предпринимательства. Среди них можно отметить гранты и льготное кредитование на покупку оборудования, стимулирование экспорта, различные программы для молодых предпринимателей, поддержка и стимулирование инновационного бизнеса. Всестороннюю помощь и поддержку малого и среднего предпринимательства оказывают Министерство промышленности Италии и правительство регионов, которые имеют для этого самые широкие полномочия. Основными поставщиками финансовых ресурсов являются банк Медиокредит Чентрале и Артиджанкасса – специальное учреждение ремесленного сектора.

В качестве форм финансовой поддержки используются: налоговые льготы, гарантии займов, страхование экспортных кредитов и т. п. Зачастую суммарно всевозможные льготы, которыми пользуется малое или среднее предприятие, покрывают до 50% требуемых ему капиталовложений, а страхование экспортных кредитов покрывает от 90% до 100% их стоимости. В стране широко используются венчурные фонды, которые готовы предоставить финансирование субъектам малого и среднего бизнеса на 5–10 лет. Кроме того, имеется государственная компания «Симест», целью деятельности которой является помощь предпринимателям при создании совместных предприятий за рубежом. В частности, «Симест» предлагает долевое участие собственным капиталом в совместных предприятиях на определенный срок. Поддерживая все предприятия малого и среднего бизнеса, Италия, тем не менее, особое внимание и заботу оказывает тем из них, которые осуществляют свою деятельность на основе инноваций, а также в таких отраслях, как информатика и биотехнологии. Вместе с тем Италия имеет возможность использовать для поддержки малого и среднего предпринимательства не только свои финансы, но и финансы Евросоюза. В частности, Евросоюз финансирует через специализированные фонды развитие местных программ. Кроме того, в Италии существует широкая сеть курсов профессиональной подготовки и центров бизнес услуг, при помощи которой осуществляется бесплатное консультирование предпринимателей по различным направлениям и вопросам.

Специфической особенностью развития итальянского малого и среднего бизнеса является его группировка в кластеры на основе образования промышленных округов, которые сочетают в своей работе принципы специализации и кооперирования в секторах производства, имеющих высокие потенциал и возможности выхода на внешние рынки. Промышленные округа объединяют на своей территории большое