Файл: Методические указания по контрольной работе заочника по учебной дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с учетом условий эксплуатации АТС.
Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций).
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 % до 20 %.
2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
2а. - От 300 до 800 метров - до 5 % (нижнегорье);
2б. - От 801 до 2000 метров - до 10 % (среднегорье);
2в. - От 2001 до 3000 метров - до 15 % (высокогорье);
2г. - Свыше 3000 метров - до 20 % (высокогорье).
3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов) – до 10 %.
4. Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек – до 25 %;
4а. - В городах с населением от 1,0 до 3,0 миллионов человек – до 20 %;
4б. - В городах с населением от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15 %;
4в. - В городах с населением от 100 до 250 тысяч человек – до 10 %;
4г. - В городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тысяч человек – до 5 %.
5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %.
6. Перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д.
6а. - Движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженными скоростями движения автомобилей до 20-30 км/час – до 15 %,
6б. - При пониженных скоростях до 10 км/час – до 35 %.
7. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом:
7а. - в одиночном состоянии – до 10 %,
7б. - при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15 %,
7в. - в строенном состоянии – до 20 %.
8. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:
8а. - более 5 лет – до 5 %,
8б. - более 8 лет – до 10 %.
9. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий – до 10 %.
10. При работе специальных автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом до 20 %.
11. При работе в карьерах, движении по полю, при вывозке леса и т.п. на участках
горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования:
11а. - для АТС в снаряженном состоянии без груза – до 20 %,
11б. - для АТС с полной или частичной загрузкой в зависимости от полной массы автомобиля – до 40 %.
12. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог:
12а - I, II и III категорий – до 35 %,
12б - IV и V категорий – до 50 %.
13. При учебной езде – до 20 %.
14. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля – до 7 %.
15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» на стоянке (независимо от времени года) нормативный расход топлива устанавливается из расчета один час простоя с работающим двигателем, что соответствует 10 км пробега.
16. При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, банки и т.п.), при простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля – до 10 %.
17. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +50 С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов (при отсутствии независимых отопителей), а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.
18. Допускается на основании распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия:
18а. На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1,0 процента от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах).
18б. Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий от базовой модели (одинаковый двигатель, коробка передач, главная передача, шины, колесная формула, кузов) и не отличающихся от базовой модели
собственной массой, устанавливать норму расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой модели.
18в. Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), норма расхода топлива может определяться:
18г - или на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля – увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км – с дизельными двигателями, до 2,64 1/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе, до 2,0 куб. м /100 км по автомобилям, работающим на сжатом природном газе, при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива;
18д - или, при необходимости получения более точного значения нормы расхода топлива, по разработанной НИИАТом норме с использованием указанной выше «Методики ...» (по индивидуальной заявке).
19. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий – до 15 %.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина и дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств – при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).
Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.
Обозначения:
Б – бензин, Д – дизельное топливо, СНГ – сжиженный нефтяной газ, СПГ – сжатый природный газ.
Задание № 1. Нормирование линейного расхода топлива
для легковых автомобилей и автобусов
На основе базовой нормы расхода топлива на 100 км пробега произвести расчет нормативного расхода топлива при пробеге легкового автомобиля.
1.1. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему уравнению
QH = 0,01· HS · S· (1 + 0,01·D), (1)
где QH – нормативный расход топлива, литры;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Легковые автомобили отечественные
Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;
-
для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), – в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг); -
для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), – в нормальных метрах кубических спг (из расчета 1л бензина соответствует 1 куб. м спг), -
для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указывается норма расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций).
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 % до 20 %.
2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
2а. - От 300 до 800 метров - до 5 % (нижнегорье);
2б. - От 801 до 2000 метров - до 10 % (среднегорье);
2в. - От 2001 до 3000 метров - до 15 % (высокогорье);
2г. - Свыше 3000 метров - до 20 % (высокогорье).
3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов) – до 10 %.
4. Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек – до 25 %;
4а. - В городах с населением от 1,0 до 3,0 миллионов человек – до 20 %;
4б. - В городах с населением от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15 %;
4в. - В городах с населением от 100 до 250 тысяч человек – до 10 %;
4г. - В городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тысяч человек – до 5 %.
5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %.
6. Перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д.
6а. - Движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженными скоростями движения автомобилей до 20-30 км/час – до 15 %,
6б. - При пониженных скоростях до 10 км/час – до 35 %.
7. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом:
7а. - в одиночном состоянии – до 10 %,
7б. - при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15 %,
7в. - в строенном состоянии – до 20 %.
8. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:
8а. - более 5 лет – до 5 %,
8б. - более 8 лет – до 10 %.
9. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятий – до 10 %.
10. При работе специальных автомобилей (киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом до 20 %.
11. При работе в карьерах, движении по полю, при вывозке леса и т.п. на участках
горизонтальных дорог IV и V категории вне основной дороги общего пользования:
11а. - для АТС в снаряженном состоянии без груза – до 20 %,
11б. - для АТС с полной или частичной загрузкой в зависимости от полной массы автомобиля – до 40 %.
12. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог:
12а - I, II и III категорий – до 35 %,
12б - IV и V категорий – до 50 %.
13. При учебной езде – до 20 %.
14. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля – до 7 %.
15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» на стоянке (независимо от времени года) нормативный расход топлива устанавливается из расчета один час простоя с работающим двигателем, что соответствует 10 км пробега.
16. При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, банки и т.п.), при простоях со специальным грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля – до 10 %.
17. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +50 С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов (при отсутствии независимых отопителей), а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т.п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.
18. Допускается на основании распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия:
18а. На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1,0 процента от общего количества потребляемого топлива данным предприятием (с учетом относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах).
18б. Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий от базовой модели (одинаковый двигатель, коробка передач, главная передача, шины, колесная формула, кузов) и не отличающихся от базовой модели
собственной массой, устанавливать норму расхода топлива в тех же размерах, что и для базовой модели.
18в. Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), норма расхода топлива может определяться:
18г - или на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля – увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км – с дизельными двигателями, до 2,64 1/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе, до 2,0 куб. м /100 км по автомобилям, работающим на сжатом природном газе, при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива;
18д - или, при необходимости получения более точного значения нормы расхода топлива, по разработанной НИИАТом норме с использованием указанной выше «Методики ...» (по индивидуальной заявке).
19. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий – до 15 %.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина и дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
-
для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий – до 5 л на один газобаллонный автомобиль; -
для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 00 С) – до 10 л в месяц на один автомобиль; -
на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, – до 25 % от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств – при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).
Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.
Обозначения:
Б – бензин, Д – дизельное топливо, СНГ – сжиженный нефтяной газ, СПГ – сжатый природный газ.
Задание № 1. Нормирование линейного расхода топлива
для легковых автомобилей и автобусов
На основе базовой нормы расхода топлива на 100 км пробега произвести расчет нормативного расхода топлива при пробеге легкового автомобиля.
1.1. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему уравнению
QH = 0,01· HS · S· (1 + 0,01·D), (1)
где QH – нормативный расход топлива, литры;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Легковые автомобили отечественные
№ п/п | Марка автомобиля | Топливо | Норма (HS), л/100 км | Пробег (S), км | Коэффициент D,(см. Часть 2. Общие положения) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ВАЗ-21043 | Б | 8,3 | 100 | 4а; 8а; 12а; 5 |
2 | ВАЗ-2106 | Б | 8,5 | 125 | 4б; 8а; 12а; 5 |
3 | ВАЗ-2106 | Б | 9,0 | 135 | 4в; 8а; 12а; 5 |
4 | ВАЗ-21074 | Б | 8,5 | 140 | 4г; 8а; 12а; 5 |
5 | ВАЗ-2111 | Б | 7,6 | 210 | 4а; 8а; 12а; 5 |
6 | BA3-2112 | Б | 7,7 | 220 | 4б; 8а; 12а; 5 |
7 | ВАЗ-21150 | Б | 7,4 | 230 | 4в; 8б; 12а; 17 |
8 | ВАЗ-2120 | Б | 10,7 | 210 | 4г; 8б; 12а; 17 |
9 | ВАЗ-21213 Б(брон.) | Б | 12,1 | 230 | 4а; 8б; 12а; 17 |
10 | ВАЗ-21218 | Б | 11,9 | 250 | 4б; 8б; 12б; 17 |
11 | Москвич –2141-22 | Б | 9,6 | 180 | 4в; 8б; 12б; 17 |
12 | УАЗ-31512 | Б | 15,5 | 260 | 4г; 8б; 12б; 17 |
13 | ВАЗ-2131 | Б | 11,3 | 245 | 4а; 8а; 12б; 16 |
14 | ВАЗ-2302 «Бизон» | Б | 11,5 | 275 | 4б; 8а; 12б; 16 |
15 | ГАЗ-3102 | СНГ | 13,0 | 280 | 4в; 8а; 12б; 17 |
16 | ГАЗ-310200 | Б | 13,8 | 300 | 4г; 8а; 12б; 16 |
17 | ГАЗ-31022 | Б | 13,9 | 320 | 4б; 8а; 12б; 16 |
18 | ГАЗ-310221 | Б | 13,1 | 335 | 4г; 8б; 12б; 17 |
19 | ГАЗ-3105 | Б | 13,7 | 350 | 4а; 8б; 12а; 5 |
20 | ГАЗ-3110 | Б | 10,7 | 360 | 4а; 8б; 12а; 5 |
21 | ЗИЛ-41047 | Б | 26,5 | 300 | 4а; 8б; 12а; 5 |