Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни.
Важным признаком демократического политического режима является разделение властей. Его реализация в системе государственной власти РФ уже была рассмотрена выше. Принцип разделения властей представляет собой рациональную организацию государственной власти, заключающуюся в выделении трех ветвей власти: законодательной. исполнительной и судебной. Каждая из этих ветвей власти представлена системой органов выполняющих соответствующие функции. Ветви власти являются самостоятельными и независимыми, но в то же время осуществляют взаимный контроль. Предоставление возможности одной ветви власти контролировать определенным образом, в установленных законом рамках действия другой ветви власти необходимо в целях предотвращения узурпации власти, сосредоточения ее в рамках одного органа. Принцип политического и идеологического многообразия также является важной составляющей демократии. Он предполагает отказ от существования в государстве единой идеологии, признаваемой в качестве обязательной. Политическое многообразие предполагает существование в государстве двух или более партий с различными программами, политическими взглядами. Также отражением демократической сущности российской политической системы является закрепление множественности форм собственности, признание свободы совести и вероисповедания, мысли, слова и убеждений, свободы экономической деятельности.
Схема 1:
Абсолютная
Форма государственного устройства
Схема 2:
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
Схема 3:
Рассмотрев основные элементы формы государства их основные признаки и разновидности, можно прийти к следующим выводам.
1. Понятие формы государства объединяет в себе организацию органов государственной власти, территориальную организацию и совокупность способов и методов осуществления власти. Исследовав форму государства можно получить представление о всех аспектах осуществления государственной власти. Изучение формы государства осуществляется путем изучения ее элементов.
2. На основании общих признаков, характерных для большинства государств в теории государства выделяются различные виды форм правления, форм государственного устройства и политических режимов. Так подразделение форм правления осуществляется в зависимости от порядка формирования высших органов государственной власти, их полномочий и взаимоотношений друг с другом. Подразделение форм государственного устройства осуществляется в зависимости от характера территориального деления государства и степени самостоятельности составляющих его территориальных единиц. Подразделение политических режимов осуществляется на основе совокупности признаков, характеризующих организацию власти, степень участия народа в политической жизни, гарантированности прав и свобод и других признаков, определяющих порядок осуществления управления в государстве.
3) Изучение формы государства важно для теории и практики государственного устройства. Теоретики путем выделения общих признаков, характерных для осуществления государственной власти в различных государствах формируют и рассматривают элементы формы государства. На основе этих теоретических обобщений каждое конкретное государство выбирает для себя необходимые методы и способы организации и осуществления государственной власти в соответствии со своими национальными и территориальными особенностями и другими факторами. При этом наиболее распространенной формой в современных государствах является республика, основанная на выборности (монархия сохраняется как исторически устоявшаяся форма или символ единства государства). Форма государственного устройства определяется в зависимости от территориальных особенностей, при этом большинство государств являются унитарными. В качестве политического режима преобладает демократический,
основанный на свободе, равноправии, уважении прав человека.
4) Форма российского государства может быть определена путем изучения положений Конституции РФ. По форме правления Россия признается республикой, что означает формирование высших государственных органов путем выборов и на определенный срок. В РФ избирается представительный орган, действует высший исполнительный орган – правительство. Главой государства является президент, наделенный обширными полномочиями управления, что позволяет говорить о том, что республика в РФ является смешанной с уклоном в сторону сильной президентской власти. По своему государственному устройству РФ является федеративным государством, состоящим из равноправных и самостоятельных субъектов федерации. Субъекты федерации наделены возможностью принимать собственное законодательство, устанавливать систему органов власти и осуществлять управление на своей территории. Основой взаимоотношений между федеральными органами и органами субъектов федерации является разграничение их полномочий, установленное Конституцией РФ. Признаками демократического режима в РФ являются закрепление верховной власти народа, провозглашение народного суверенитета, признание и закрепление государством основных прав граждан, провозглашение свободы мысли и слова, свободы экономической деятельности, политического и идеологического плюрализма.
1 Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М. 2015. С. 179
2 Платон. Государство. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). –М., 1971. –333 с
3 Федорченко, А. А. Правовое пространство: концептуальные теоретические основы : монография / А. А. Федорченко, Е. В. Федорченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 200 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12550-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475472 (дата обращения: 10.05.2021).
4 Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М.2018. С.218].
5 Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М. 2018. С. 157.
6 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М. 2018. С.298
7 А.С. Пиголкин Теория государства и права: Учебник.- М.2017. С. 68.
8 Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.2017. C.164.
9 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М.2019. C.173
10 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Ниж-Новгород, 2015.C. 40
11 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.2016. С. 609
12 А.В.Мелехин Теория государства и права: Учебник. –М. 2017.С.125
13 Е.И. Козлова, О.Е Кутафин. Конституционное право России. Учебник. –М.2016 (привод. по СПС Консультант плюс).
14 Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян Конституционное право: Учебник.- М, 2017. С. 148
15 Российская газета, 1993,25 декабря.
16 Червонюк В.И Конституционное право России.- М.: 2018. С. 88
17 Е.И..Козлова О.Е. Кутафин Конституционное право России Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.2016. С.130
18Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян Конституционное право Учебник для вузов. – М.2017. С. 206
Важным признаком демократического политического режима является разделение властей. Его реализация в системе государственной власти РФ уже была рассмотрена выше. Принцип разделения властей представляет собой рациональную организацию государственной власти, заключающуюся в выделении трех ветвей власти: законодательной. исполнительной и судебной. Каждая из этих ветвей власти представлена системой органов выполняющих соответствующие функции. Ветви власти являются самостоятельными и независимыми, но в то же время осуществляют взаимный контроль. Предоставление возможности одной ветви власти контролировать определенным образом, в установленных законом рамках действия другой ветви власти необходимо в целях предотвращения узурпации власти, сосредоточения ее в рамках одного органа. Принцип политического и идеологического многообразия также является важной составляющей демократии. Он предполагает отказ от существования в государстве единой идеологии, признаваемой в качестве обязательной. Политическое многообразие предполагает существование в государстве двух или более партий с различными программами, политическими взглядами. Также отражением демократической сущности российской политической системы является закрепление множественности форм собственности, признание свободы совести и вероисповедания, мысли, слова и убеждений, свободы экономической деятельности.
-
Приложения
Схема 1:
Абсолютная
Форма государственного устройства
Схема 2:
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
Схема 3:
-
Заключение
Рассмотрев основные элементы формы государства их основные признаки и разновидности, можно прийти к следующим выводам.
1. Понятие формы государства объединяет в себе организацию органов государственной власти, территориальную организацию и совокупность способов и методов осуществления власти. Исследовав форму государства можно получить представление о всех аспектах осуществления государственной власти. Изучение формы государства осуществляется путем изучения ее элементов.
2. На основании общих признаков, характерных для большинства государств в теории государства выделяются различные виды форм правления, форм государственного устройства и политических режимов. Так подразделение форм правления осуществляется в зависимости от порядка формирования высших органов государственной власти, их полномочий и взаимоотношений друг с другом. Подразделение форм государственного устройства осуществляется в зависимости от характера территориального деления государства и степени самостоятельности составляющих его территориальных единиц. Подразделение политических режимов осуществляется на основе совокупности признаков, характеризующих организацию власти, степень участия народа в политической жизни, гарантированности прав и свобод и других признаков, определяющих порядок осуществления управления в государстве.
3) Изучение формы государства важно для теории и практики государственного устройства. Теоретики путем выделения общих признаков, характерных для осуществления государственной власти в различных государствах формируют и рассматривают элементы формы государства. На основе этих теоретических обобщений каждое конкретное государство выбирает для себя необходимые методы и способы организации и осуществления государственной власти в соответствии со своими национальными и территориальными особенностями и другими факторами. При этом наиболее распространенной формой в современных государствах является республика, основанная на выборности (монархия сохраняется как исторически устоявшаяся форма или символ единства государства). Форма государственного устройства определяется в зависимости от территориальных особенностей, при этом большинство государств являются унитарными. В качестве политического режима преобладает демократический,
основанный на свободе, равноправии, уважении прав человека.
4) Форма российского государства может быть определена путем изучения положений Конституции РФ. По форме правления Россия признается республикой, что означает формирование высших государственных органов путем выборов и на определенный срок. В РФ избирается представительный орган, действует высший исполнительный орган – правительство. Главой государства является президент, наделенный обширными полномочиями управления, что позволяет говорить о том, что республика в РФ является смешанной с уклоном в сторону сильной президентской власти. По своему государственному устройству РФ является федеративным государством, состоящим из равноправных и самостоятельных субъектов федерации. Субъекты федерации наделены возможностью принимать собственное законодательство, устанавливать систему органов власти и осуществлять управление на своей территории. Основой взаимоотношений между федеральными органами и органами субъектов федерации является разграничение их полномочий, установленное Конституцией РФ. Признаками демократического режима в РФ являются закрепление верховной власти народа, провозглашение народного суверенитета, признание и закрепление государством основных прав граждан, провозглашение свободы мысли и слова, свободы экономической деятельности, политического и идеологического плюрализма.
-
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря. -
Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2018. – 410 с. -
Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право Учебник для вузов. – М.:Норма, 2017. - 646 с. -
Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Норма, 2016. - 434 с. -
Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. –М. Юристъ, 2017. – 445 с. -
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М.: Юристъ, 2019. – 520 с. -
Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство Городец, 2017. – 625 с. -
Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2016. — 832 с. -
Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2015. – 656 с. -
Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2007. - 304 с. -
Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.:Издательство Норма, 2018. – 616 с. -
Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2018. – 776 с. -
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство Зерцало, 2016. – 628 с. -
Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Ниж-Новгород, 2015. - 168 с.
1 Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М. 2015. С. 179
2 Платон. Государство. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). –М., 1971. –333 с
3 Федорченко, А. А. Правовое пространство: концептуальные теоретические основы : монография / А. А. Федорченко, Е. В. Федорченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 200 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12550-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475472 (дата обращения: 10.05.2021).
4 Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. М.2018. С.218].
5 Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М. 2018. С. 157.
6 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М. 2018. С.298
7 А.С. Пиголкин Теория государства и права: Учебник.- М.2017. С. 68.
8 Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.2017. C.164.
9 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М.2019. C.173
10 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Ниж-Новгород, 2015.C. 40
11 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М.2016. С. 609
12 А.В.Мелехин Теория государства и права: Учебник. –М. 2017.С.125
13 Е.И. Козлова, О.Е Кутафин. Конституционное право России. Учебник. –М.2016 (привод. по СПС Консультант плюс).
14 Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян Конституционное право: Учебник.- М, 2017. С. 148
15 Российская газета, 1993,25 декабря.
16 Червонюк В.И Конституционное право России.- М.: 2018. С. 88
17 Е.И..Козлова О.Е. Кутафин Конституционное право России Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.2016. С.130
18Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян Конституционное право Учебник для вузов. – М.2017. С. 206