Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
тема: «Понятия и виды формы государства»
| Выполнила студентка: 12.ЮОБ.20.1 групп 1 курса очной формы обучения юридического факультета Билокур Мадина Леонидовна |
Научный руководитель: ___________________________________ (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Дата защиты: «__» _____________ 20__г. Оценка: ____________________________ __________________________________ (подпись научного руководителя) | |
| Регистрационный номер ________ Дата регистрации ______________ |
Мытищи
2021
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Понятие и элементы формы государства и ее виды. 5
1.1 Общая характеристика формы государства 5
1.2. Форма правления 9
1.3. Форма государственного устройства 14
1.4. Форма политического (государственного) режима 17
Глава 2 Форма российского государства 21
2.1. Форма правления РФ 21
2.2. Форма государственного устройства РФ 24
2.3. Политический режим РФ 30
Приложения 33
Заключение 35
Список литературы 38
-
Введение
Форма государства представляет собой одно из основных понятий в теории государства. Данное понятие включает в себя характеристику государственного устройства. Оно показывает, каковы основные принципы организации и деятельности государственных органов, как осуществляется территориальное деление государства и какими методами и способами в государстве осуществляется государственная власть. Характеристика формы государства позволяет определить все основные признаки конкретного государства. Форма государства рассматривается как совокупность трех основных элементов. Это форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Сочетание этих элементов различных видов составляет форму каждого конкретного государства. Исследование этих элементов и их разновидностей позволяет определить особенности организации каждого государства.
Исследование формы государства является актуальным, поскольку ее элементы определяют порядок осуществления государственной власти. Формирование государственных органов, территориальное устройство государства, способы и методы осуществления государственной власти – все эти характеристики позволяют установить каким образом в каждом отдельном государстве осуществляется управление обществом. «В зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом»1. Для теории государства и права как науки изучающей государство тема формы государства является основной. Именно поэтому она представляет интерес для исследования.
Объект исследования — форма государства и ее виды.
Предметом настоящего исследования является форма государства как совокупность трех взаимосвязанных элементов, характеризующих устройство государственной власти.
Целью исследования является определение особенностей формы государства путем характеристики ее элементов и присущих им признаков.
Для достижения указанной цели в процессе исследования должны быть выполнены следующие задачи: определить общее понятие формы государства и ее элементов, охарактеризовать понятие и виды формы правления, формы государственного устройства и политического режима как основных составляющих формы государства, произвести выделение их основных признаков, рассмотреть особенности формы государства на примере РФ.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением, приложением и списком литературы.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Глава 1 Понятие и элементы формы государства и ее виды.
-
1.1 Общая характеристика формы государства
Государство как институциональная политическая единица представляет собой определенную организацию, включающую в себя совокупность элементов иерархического характера. Любое государство имеет свою систему и структуру, образующую в совокупности форму политического механизма, регулирующего все процессы, протекающие в сферах жизни общества и государства.
Стоит отметить, что подходы определения и установления идеальной системы, формы государства, предпринимались во времена античности. Так, древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.), полгал, что самой удачной формой государства представляется такая форма, где организация власти сконцентрирована в сфере ведения ограниченного перечня лиц. При этом, философ утверждал, что философия человека строится на его развитии и деградации, соответственно, концентрация властных полномочий у единого органа подразумевается последующую дезорганизацию и деградацию, в связи с чем, подразумевается цикличная необходимость в смене формы правления и соответственно, формы государства2.
Необходимость исследование понятийного аппарата выражается в установлении основных определений и понятий, с целью конкретизации и исключения искажения смысла и формулировок, используемых при определении институционально значимых предметов и объектов при исследовании единиц науки теории государства и права.
Традиционно, под формой государства принято понимать совокупность компонентов политической сферы государства: форма государственного устройства, форма правления, форма политического режима, посредством единства трех указанных элементов реализуется выполнение государственных функций и задач, в соответствии с теми принципами, которые заложены в каждом виде формы составного элемента формы государства3.
Так, под формой государственного правления общепринято понимать структурированный элемент системы формы государства, включающий анализ и характеристику организации структуры государственной власти
, порядок формирования органов государственной власти, формы, методы и способы взаимодействия с населением»4. Цель существования такого института как форма правления государства, объясняется определением и реализацией стратегических направления по осуществление и регулирования властных полномочий: порядок образования, компетенция органов, структурная организация работы по уровням власти. Порядок управления государством определяет методы и способы, посредством которых будет осуществляется руководство государством, порядок развития основных сфер жизни общества, совокупность прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в политической сфере. Традиционно выделяют следующие формы государственного управления: монархия (неограниченную и ограниченную) и республику (президентскую и парламентскую).
Иным структурным элементом формы государства является его форма государственного устройства, включающая в себя способы и методы территориально-административного управления государством, определяющий порядок организации государства, посредством взаимодействия органов власти субъектов»5. Посредством формы государственного устройства осуществляется организация административно-территориального деления государства, определяются границы полномочий отдельных территориальных единиц государства. В настоящее время функционируют следующие формы государственного управления: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Организация политической власти, спектр полномочий, определяющих вектор политических задач, функций и общего политического курса государства определяется политическим режимом государства. Политический режим – это совокупность способов, методов и приемов, посредством которых органами государственной власти осуществляется реализация политического курса, определяющего основные политические направления, перечень стратегических задач, выполнение которых влияет на дальнейшую политическую систему государства, а также перечень прав и свобод человека и гражданина в политической сфере6. Таким образом выделяют демократический и недемократический режим, определяющие порядок осуществления государственной власти в обществе, степени реализации и предоставления политических прав
, свободы, обеспечения политических интересов человека и гражданина.
Исследование особенностей каждой из форм государства производится посредством разбора структурных элементов каждой из форм:
а) порядок формирования государственной власти, источники ее образования и руководящие начала, определяющие процедуру взаимодействия между органами государственной власти и населением государства;
б) порядок территориальной организации государства, соотношение государства как целого и его структурных элементов - субъектов;
в) характер методов, способов и приемов реализации властных полномочий в сфере государственного управления, порядка реализации государственных функций по достижению и выполнения стратегически важных в политике государства функций.
Форма государства представляет сложную структурную систему, состоящую из элементов политической системы. Выбор конкретной формы государства в государстве определяется рядом исторических, экономических, географических, социальных, культурных и иных факторов. В науке теории государств аи права имеется несколько подходов типологии государства, на основании которого строится собственная форма государства: формационный подход, исторический, цивилизационный подход, идеологический. При этом, отмечается, что определенного соотношения формы и типа государства не существует в виду того, что форме государства могут быть присущи различные типы государства и наоборот. Таким образом, точка зрения о том, что образование конкретной формы государства находится в зависимости от исчерпывающего перечня признаков, неверна.
Форма государства как механизм сложного и структурного процесса по управлению государством является необходимостью структуризации и упрощения такого управления. Определение конкретных границ и форм развития политической системы ее составных элементов, порядка и организации управления государством является необходимой мерой, обеспечивающей развитие государства.
Значительное влияние на формирование предпосылок, определяющих форму государства, оказывает географическое положение государственных границ, развитие экономических связей, исторический аспект управления государством, уровень социальной удовлетворенности, соотношение политических сил в обществе. Нередко к смене формы государства, при