Файл: Понятия и виды формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные характеристики авторитарного политического режима:

1) Власть концентрируется в руках определенной группы людей или политического лидера. Принципа разделения властей не существует. Основные рычаги управления находятся в руках исполнительных органов. Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

2) Народ допускается к управлению государством путем проведения выборов, однако эта возможность ограничена и выборы, по сути являются формальными.

3) В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, прямое насилие.

4) Существует ограниченная цензура. Деятельность других партий, не поддерживающих политику власти допускается но жестко контролируется.

5) Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте.

Для современных государств демократический политический режим должен стать основным, поскольку только он обеспечивает реальную защиту прав и свобод личности и эффективное управление государством, с учетом общих интересов. Однако провозглашение прав и свобод человека и их обеспечение государством должны быть не формальными а реальными. обеспечение и защита основных прав и свобод должны стать основной задачей каждого государства. Однако в литературе выделяются также недостатки демократического режима: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразная диктатура демократии (авторитарное господство большинства), ослабление власти, нарушения порядка, которые должны быть устранены путем поиска наиболее эффективных методов управления.12

Таким образом, при изучении формы государства наиболее важным является определение каких либо общих признаков, наличие которых позволяет выявить сходства и различия в государственном регулировании различных государств. Выделение этих признаков позволяет теоретикам изучить особенности государственного устройства, а на практике каждое государство вправе выбрать ту модель формы государства, основанную на сочетании ее элементов, которая наиболее соответствует потребностям государственного регулирования.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Глава 2 Форма российского государства

  1. 2.1. Форма правления РФ



В ст. 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Порядок осуществления государственной власти установлен также ст. 10 и 11, которые устанавливают, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Устанавливая республиканскую форму правления, Конституция РФ определяет основные принципы осуществления государственной власти в республике: выборность органов государственной власти, ограниченный срок их полномочий, ответственность перед населением. Ст. 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Установление данного положения характеризует РФ как демократическое государство.

«Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть»13.

Путем прямых и равных выборов граждане РФ избирают Президента и Государственную думу – одну из палат Федерального собрания. Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Ч. 1 ст. 96 устанавливает, что Государственная Дума избирается сроком на четыре года.



Установив республиканскую форму правления, Конституция не определила ее вид: парламентская, президентская или смешанная. Делать выводы о виде республики РФ можно на основании норм Конституции, определяющей порядок формирования государственных органов. Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание, исполнительную – Правительство, судебную – система судов. Президент РФ, являясь главой государства не отнесен Конституцией к какой либо из ветвей власти. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для РФ характерно смешение признаков президентской и парламентской республик.

Главная особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Избрание Президента осуществляется путем всенародных выборов. Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним. В РФ Президент также избирается путем всенародного голосования. Он обладает широкими полномочиями по управлению государством. Его роль в осуществлении исполнительной власти заключается в следующих полномочиях:

а) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации.

Отличие РФ от классической президентской республики заключается в том, что президент по Конституции не является главой Правительства. Эту должность занимает Председатель Правительства. В соответствии со ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.


Наличие должности главы Правительства является одним из признаков парламентской республики в РФ. Кроме того Правительство также несет ответственность перед парламентом, что также характерно для парламентской республики. Согласно ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако данная ответственность является ограниченной, поскольку после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента.

Таким образом, РФ в соответствии с установленными Конституцией положениями можно охарактеризовать как смешанную или полупрезидентскую республику. Однако некоторые авторы также считают, что, несмотря на наличие некоторых признаков парламентской республики, РФ по своей сути является президентской республикой, поскольку власть президента является более сильной чем власть парламента14. в частности определяющая роль Президента состоит в том что он без участия Парламента формирует правительство. Дача согласия на назначение Председателя Правительства является по существу формальностью. Выражение недоверия Правительству Государственной думой, также не имеет реальной возможности для исполнения, поскольку окончательное решение принимается Президентом. Отсюда можно сказать, что в РФ существует резкое преобладание власти Президента над властью Парламента. Отсюда Россию также можно признать президентской республикой, включающей частичные элементы парламентаризма.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8