Файл: Понятия и виды формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Форма государственного устройства РФ



В качестве форм государственного устройства выделяют формы территориальной организации государства, которые характеризуются различным правовым статусом территориальных единиц в государстве и и различным характером взаимоотношений с центральной властью. Различают две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство. Для унитарного государства характерно подразделение на административно территориальные единицы, не обладающие самостоятельностью в решении государственных вопросов. В унитарном государстве существует единая система налогов, единое гражданство, единая правовая система и система органов власти. Федеративное государство – это государство, в состав которого входят самостоятельные государственные образования, обладающие правом решать некоторые государственные вопросы, отнесенные к их ведению. Субъекты федерации, имеют свою территорию, свою конституцию, свое гражданство, собственное законодательство, высшие государственные органы и т.д. Однако приоритетное значение в федерации имеют федеральные органы власти, гражданство и правовая система федерации. Федеративное государство, несмотря на наличие самостоятельных государственных образований остается единым и целостным государством.

По своему территориальному устройству РФ является федеративным государством, то есть состоит из равноправных территориальных образований – субъектов федерации, обладающих некоторой самостоятельностью в управлении. На федеративный характер российского государства указывает первая статья Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г.15 (далее Конституция РФ). Разграничение территории РФ на территории отдельных субъектов Федерации производится на основании двух принципов: национально-территориального и административно-территориального. Национально территориальный принцип отражает формирование субъектов федерации в зависимости от национальности граждан проживающих на той или иной территории (республики, автономные округа). Иные субъекты федерации (края области, города федерального значения) формируются без учета национальных особенностей в соответствии с административным делением. Общие принципы федеративного устройства РФ закреплены в основах конституционного строя. Ст. 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов: государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов в РФ, а также равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с органами государственной власти.


«Государственная целостность Российской Федерации означает, что Российская Федерация представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права»16.

Принцип единства системы государственной власти выражается в существовании федеральных органов государственной власти, которые осуществляют верховное государственное управление и являются высшими в иерархии для органов власти субъектов РФ. Единство системы власти обусловлено, во-первых, тем, что федеральные законодательные органы издают законы обязательные для исполнения на всей территории РФ, во-вторых закреплением положения о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции); в-третьих, наличием единой федеральной системы судов и единого централизованного прокурорского надзора. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ.

Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами означает что Конституция РФ предусматривает сферы государственного управления, которые находятся в ведении федерации, а также в совместном ведении федерации и субъектов. По иным вопросам, не отмеченным в конституции субъекты федерации обладают всей полнотой власти.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при осуществлении государственного управления. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их правового статуса, возможности всех субъектов иметь собственную систему органов власти и собственное законодательство. Нужно отметить что принцип равноправия субъектов проводится в РФ недостаточно последовательно поскольку некоторые из субъектов обладают большими правами, чем другие. Общепризнанно, что республики в составе РФ имеют права несколько отличающиеся от прав иных субъектов. Например республики вправе принимать свою конституцию, в то время как основным правовым актом иных субъектов является устав. Только для республик предоставлено право иметь собственное гражданство. и государственный язык (помимо русского). такое положение обусловлено тем, что республики в составе РФ сформировались по национальному принципу и предоставление республикам больших прав связано с предоставлением прав, населяющим ее нациям.



Федеративное устройство РФ более подробно определяется в гл. 3 Конституции РФ. Ст. 65 определяет состав федерации, перечисляя наименования субъектов РФ. Согласно ст. 66 Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Ст. 67 определяет состав государственной территории РФ. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. «Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права»17. На территории РФ установлено единое экономическое пространство, что подтверждается в ст. 74 Конституции РФ устанавливающей, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Этим правилом подтверждается принцип государственной целостности РФ. Хотя ее территория и поделена на территории субъектов, но границ между ними, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств не существует.

Определяющими в вопросах разграничения полномочий между РФ и ее субъектами являются ст. 71 и 72 Конституции относящие те или иные вопросы государственного управления к ведению федерации и к совместному ведению федерации и субъектов. «Исключительная компетенция РФ обеспечивает высокую централизацию в тех областях и вопросах, на едином, общем решении которых зиждется само существование федеративного государства, его единство и характер которых по самой своей природе требует руководства и управления из единого центра. Не случайно здесь речь идет прежде всего о вопросах основ конституционного строя страны, прав и свобод человека, международных отношений, обороны и вооруженных сил, единства правовой, судебной и прокурорской систем, путей сообщения и федерального транспорта, федеральных энергетических систем, ин­формации и связи, бюджетно-финансовом и таможенном регулирова­нии и др»
18. Отнесение тех или иных сфер государственного управления к ведению федерации, совместному ведению или же к исключительному ведению субъектов РФ не только определяет какие вопросы вправе решать органы государственной власти субъектов РФ, но и определяют порядок принятия нормативных актов по этим вопросам. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом можно охарактеризовать основные положения, определяющие основные особенности государственного устройства РФ.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

2.3. Политический режим РФ



Демократический режим основан на признании власти народа, на политическом плюрализме, многообразии форм собственности и рыночной экономике. Ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Власть народа является основным признаком демократии. Народ осуществляет свою власть непосредственно или через представительные органы. Непосредственная власть может осуществляться путем проведения референдума по наиболее важным вопросам общественной жизни. Представительные органы формируются путем проведения всеобщих, равных, прямых выборов.

В условиях демократического политического режима, главной задачей государства становится защита прав и свобод граждан, обеспечение их безопасности. Личность, ее права и свободы, объявляются государством высшей ценностью. Верховная власть и суверенитет здесь признаются принадлежащими народу, таким образом, каждый гражданин становится носителем власти, которую он посредством выборов и других механизмов демократии передает органам государства. Для обеспечения данного права приняты законы регламентирующие порядок проведения выборов и референдума. Например, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Роль личности в условиях демократического режима существенно возрастает. Взаимоотношения государства и личности строятся на основе признания и защиты широкого комплекса прав и свобод граждан. Государство не ограничивает участия граждан в политической жизни, признавая право на объединение в различные организации, на свободу слова и мысли, на идеологический плюрализм. Демократическое государство стремится к согласованию интересов различных социальных групп и слоев, к оптимальному сочетанию интересов личности и государства. Государство обеспечивает также защиту прав и свобод личности с помощью системы судов. Вмешательство в жизнь граждан со стороны государства существенно ограничена и допускается только в пределах, установленных законом (например, в случае применения мер принуждения). Обеспечивается право на неприкосновенность личности,