Файл: Понятия и виды формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отсутствии обеспечения факторов, способствующих укреплению формы государства. Каждое государство выбирает для себя такую форму организации власти, которая наиболее отвечает потребностям и интересам общества или господствующей политической силы. Территориальное устройство может зависеть от величины государственной территории, от исторически сложившихся отношений между различными территориями в составе государства, от его национального состава и т д. Таким образом, для каждого государства характерна определенная организация власти, которая строится на основании совокупности признаков, выделяемых в теории государства. Например, государство может являться демократической республикой и при этом территориально построено как унитарное. Или же для государства характерны недемократические методы управления, при этом оно является федеративной республикой. Сочетание трех элементов формы государства в различных их видах составляет форму большинства современных государств. Так существуют демократические федеративные республики (Россия США), демократические конституционные монархии в форме унитарного государства (Великобритания), демократические унитарные республики (Франция). Конституция РФ, устанавливая форму российского государства в ст. 1 провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Охарактеризовав каждый из элементов формы государства, уяснив его признаки можно сделать вывод о наличии или отсутствии этих признаков организации власти в этом государстве и таким образом установить форму конкретного государства.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

1.2. Форма правления


Говоря о формах правления, для начала необходимо дать определение данного явления.

Под формой правления понимается – элемент формы государства, который в определенной степени является организующим фактором для становления государственных органов власти, в том числе и порядок их образования, деятельность и установленную законодательством компетенцию, а также порядок взаимодействия органов государственной власти между собой.

Установление формы правления является основополагающим для каждого государства и обычно закрепляется в качестве основ конституционного строя.

Данное понятие существует как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле оно представляет собой организацию органов государственной власти, под которым подразумевается способ организации верховной власти на территории определенного государства.

В Широком смысле – представляет собой определенную организацию и взаимодействие всех органов власти в государстве.

Оба данных определения априори являются верными, однако, по отдельности они являются неполными и требующими дополнений.

В теориии государства и права, а также научных трудах выделены две формы правления, которыми выступают монархия и республика, поскольку данные формы являются основополагающими, необходимо отметить тот факт, что они, в свою очередь, подразделяются на определенные виды, которые представлены на схеме №1.

Говоря о происхождении слова «монархия» (необходимо сказать о том, что оно произошло от греческого слова «monarchia» - единовластие). Исходи из этого, монархия является формой правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства, в лице монарха.

Монархия, как и любая другая форма правления имеет свои индивидуализирующие признаки, которыми выступает:

1) то, что власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно, а именно пожизненно;

3) не зависит от волеизъявления населения, носит строго единичный характер.



Монархии, как и было сказано выше, в свою очередь также подразделяются на виды, которые уже зависят от объема власти в руках единоличного лидера - монарха.

В научной литературе различаются следующие виды монархии:

  • абсолютная

  • конституционная, так называемая «ограниченная» монархия.

Говоря о конституционной монархии, то она также имеет свои виды, а именно:

  • дуалистическая

  • парламентарная.

Рассмотрим приведенные выше виды поподробнее.

Абсолютная монархии, есть власть, полностью сосредоточена в руках главы государства – монарха. Монарх в данном государстве совмещает в себе полномочия и функции законодательной исполнительной и также судебной власти.

Данный форма правления является пережиточной для современного общества, исходя из реалий современного мира, поскольку в данный момент невозможно представить современное развивающееся государство, власть в котором сосредоточена целиком и полностью в руках единоличного лидера. Данный принцип «централизации» власти в руках одного человека на протяжении всей его жизни, нарушает как минимум принцип сменяемости власти, существующий в современном обществе.

Говоря о разновидностях конституционной (ограниченной) монархии исходя из логики, необходимо начать с дуалистической монархии.

В данной форме правления законодательные полномочия разделены между монархом и определенным законотворческим органом, однако вся полнота власти также принадлежит монарху. «Для нее характерно определенное "равновесие" между властью монарха и властью представительного органа, которые делят между собой законодательные полномочия»7. Однако исполнительная и судебная власть всецело принадлежит монарху.

Парламентарная монархия является, определенного рода крайней ограниченностью монарха в его дееспособности и правоспособности. Полномочия монарха существенно ограничены, по существу он выполняет, так называемую, декларативную роль главы в государстве. В данной форме правления у монарха находятся лишь представительские полномочия, к которым можно отнести: право помилования, награждения, представительство государства в международных отношениях и иные. Законодательная власть при парламентской монархии осуществляется парламентом, исполнительная – правительством, судебная – судом.


Республика происходит от латинского «res publica» - государственное, общественное дело.

Данная форма правления, является выборной и сменяемой. В отличие от монархии в данном случае правитель и иные представительные органы государства являются выборными, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Данная форма правления обладает присущими только ей строго определенными признаками, а именно:

1) выборность органов государственной власти;

2) ограниченность срока полномочий органов власти;

3) ответственность перед избирателями.

«В республике в наиболее оптимальной форме проявляется взаимоотношение между государством и обществом. В республиканской форме правления открывается большая возможность влияния народа на деятельность государства. В республике можно установить разумное разделение властей, здесь на деле может проявляться народный суверенитет как носитель государственной власти»8.

Главным фактором того, как данная форма правления имеет свои подвиды, является формирование правительства, республика подразделяется на:

  • парламентские,

  • президентские,

  • смешанные.

Говоря о президентской республике необходимо сказать о том, что президент в ней избирается независимо от парламента. Иным способом он избирается посредством коллегий выборщиков или же непосредственно народом.

Президентская республика является одной из трех разновидностей республики и характеризующаяся тем, что в ней президент зачастую выступает главой государства, и главой правительства (исполнительного органа власти в государстве). Президент также формирует правительство, которое несет ответственность только перед ним. Однако ни президент, ни правительство, в свою очередь, не несут никакой политической ответственности перед парламентом за свою деятельность. Президент при этом не имеет права распустить парламент.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и является ответственным перед ним за свою деятельность. Формирование правительства происходит из членов партий, которые получили на выборах большинство мест. Характерным признаком данной формы правления выступает институт политической ответственности правительства перед парламентом. Президент избирается парламентом или непосредственным прямым голосованием населения, однако, осуществляет, как правило, представительские функции в государстве. Управление государством осуществляет премьер – министр – глава правительства.


Для смешанной республики характерно смешение признаков как парламентской, так и президентской республик. В смещанной республике может быть установлена двойная ответственность правительства, а именно перед парламентом и президентом. В данном случае парламент обладает правом вынесения вотума недоверия правительству, а президент вправе распустить парламент. Формирование правительства происходит посредством участия президент и парламент. Президент в смешанной республике может обладать широкими полномочиями по управлению государством, как в президентской республике, однако при этом сохраняется также пост премьер министра как в парламентской республике.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8