Файл: Понятие личности. Структура личности Личность системное качество, характеризующееся набором устойчивых признаков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зачет по BB
Вопрос 1
Понятие личности. Структура личности
Личность - системное качество, характеризующееся набором устойчивых признаков
(темперамента, характера, способностей, установок), определяющее свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически, т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного воспитания.
Структура личности – это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств,характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами».Этих черт довольно много, и, чтобы их структурировать, существует разделение на уровни:

Низший уровень личности–половые свойства психики, возрастные, врождённые.

Второй уровень личности–индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей,ощущений, восприятия, которые зависят от врождённых факторов и от их развития.

Третий уровень личности–индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания,привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носитсоциальный характер.

Высший уровень личности –её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения,склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этотуровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияниявоспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Вопрос 2
Психодинамическая теория
Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо
(влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).
· Психоаналитическая теория
Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с
Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.
· Индивидуальная теория
Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский

психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:§ чувство неполноценности и компенсация;§ стремление к превосходству;§ стиль жизни;§ творческое «Я»;§ общественный интерес;§ фиктивный финализм.
Поведенческая теория
В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б.
Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и
Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
· Гуманистическая теория
В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое
(от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии
Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.
· Поведенческая теория
В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б.
Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и
Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
· Гуманистическая теория
В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое
(от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии
Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.
Вопрос 3
Критерии сформированной личности
Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность.
Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.
Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.


В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:
— личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития,
«к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к
Абсолюту, выходящему за ее пределы;
— личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
— личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.
Вопрос 4
формирования личностных качеств
Воспитание — целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие
(общение) личностей.
Теория воспитания — отрасль педагогики, которая изучает научные основы процесса воспитания.
Она раскрывает концепции воспитания, сущность воспитания, структуру воспитания, закономерности воспитания и содержание воспитания.
Практический аспект процесса воспитания разрабатывает раздел, который называется методика воспитательной работы. Он изучает особенности воспитательного процесса, методы воспитательного процесса, формы воспитательного процесса, средства воспитательного процесса и технологии воспитательного процесса.
Проблемы, исследуемые теорией воспитания:
- изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности учащегося;
- исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся;
- разработка методических основ воспитания и условий их эффективного применения на практике;
- раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности;
- определение содержания воспитательной работы.
Основные категории теории воспитания: воспитание; самовоспитание; перевоспитание; развитие; формирование; личностное качество; отношение; методы воспитания; формы воспитания; закономерности воспитания; принципы воспитания.
Особенности процесса воспитания: целенаправленный и комплексный характер; многофакторный характер; целостный характер; учащийся в процессе воспитания является и объектом воздействия педагога, и субъектом разнообразной деятельности; результаты; результаты воспитания носят отсроченный, неодинаковый для всех характер; двусторонний характер.
Процесс (этапы) формирования личностных качеств:
1. Потребность — у учащихся формируются представления о необходимости качества для повседневной жизнедеятельности.
2. Знания — формируются знания о сущности качества и способах его проявления.
3. Чувства, взгляды, убеждения — осуществляется выработка соответствующих каждому качеству чувств, взглядов, убеждений.
4. Поступки — предполагается практическое формирование умений, навыков и привычек поведения.
5. Волевые качества — развитие способностей к проявлению волевых усилий.
Вопрос 5


Понятие и признаки коллектива.
ПОНЯТИЕ: Коллектив- высокоорганизованная группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами.
Коллектив является связующим звеном между человеком и обществом, обеспечивая установление социальных связей, разрыв которых ведет к деформации социального развития человека.
ПРИЗНАКИ:

Наличие общей цели у всех её членов.
Может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет единой для всех.

Психологическое признание членами группы друг друга и отожествление себя с ней.
В основе лежат совместные интересы, идеалы, принципы.

Практическое взаимодействие людей.
Тем самым потенциал коллектива оказывается существенно больше.

Наличие определённой культуры.
Выражается в общих ценностях, нормах и правилах поведения в коллективе.
-----------------------------------------------------------------
Вопрос 6
Психологическая структура коллектива.
Люди всегда объединяются в группы, тем более, когда речь идет о работе. Сама трудовая деятельность предполагает объединение людей. Группа как живое существо: рождается, достигает определенной зрелости, угасает. В своем развитии группа проходит следующие этапы: диффузные группы, слаборазвитые группы (появилась структура) и наконец высокоразвитые группы.
Вершиной группового развития становится коллектив, создающий наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.
Коллектив характеризуется:

общей деятельностью (профессиональной, учебной и т.п.);

использованием общих орудий труда;

наличием профессиональных связей;

территориальной локализацией;

существованием в определенном временном диапазоне;

формальной структурой;

общей волей, выразителем которой является руководитель;

наличием корпоративной культуры;

наличием эмоциональных отношений.
-----------------------------------------------------------------
Вопрос 7
Психологические состояния коллектива
Морально-психологическое состояние коллектива - это обусловленное влиянием социальных, групповых, деятельностных и других факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики членов коллектива; та или иная степень реализации, актуализации и проявления духовных возможностей коллектива; определенный функциональный настрой психики людей в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, реально действующие духовные силы людей как фактор успешности их действий и поведения.
Морально-психологическое состояние коллектива характеризует степень психологической готовности людей решать те или иные задачи, осуществлять соответствующее поведение.


Морально-психологическое состояние имеет свою психологическую структуру, основными компонентами которой выступают умонастроения, эмоциональные и волевые состояния. Оно характеризуется конкретным содержанием (профессиональным, нравственным, политическим, эстетическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии до энтузиазма), степенью общности для данного коллектива, прочностью, надежностью
-----------------------------------------------------------------
Вопрос 8
Раскройте сущность, основные цели и задачи военно- патриотического воспитания в ВСРФ
Военно-патриотическое воспитание как одна из составляющих имеет глубокие исторические корни и ориентировано, как правило, на формирование патриотического сознания, идей служения
Родине и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за отечественное оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. определение понятия «патриотизм»:
– «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям»
– «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»
– «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины»
– «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» .К ним, следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования патриотического мировоззрения, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил.
Во-вторых, это функция формирования готовности молодежи к ратному труду, защиты своего
Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.
В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества.
В-четвертых, важна функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты
Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.
-----------------------------------------------------------------
Вопрос 9
Дайте определение и назовите основные компоненты системы военно-патриотического воспитания в ВСРФ
Система военно-патриотическоговоспитания представляет собой установленный или сложившийся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента материально-технический, образовательный и
организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и