Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
Таблица 6
Критерии оценивания правильности речи
за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*
Баллы
Г
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
1
Допущены грамматические ошибки (одна или более)
0
О
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки
(исключая слово в тексте с поставленным ударением)
1
Допущены две и более орфоэпических ошибок
0
Р
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок
1
Допущены речевые ошибки (четыре или более)
0
Иск.
Искажения слов
Искажений слов нет
1
Допущены искажения слов (одно или более)
0
Максимальное количество баллов
4
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2,
то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1)
ставится не более 2 баллов
9
.
Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, эксперт не должен фиксировать ошибку в том случае, если обучающийся самостоятельно её исправил.
При оценивании правильности речи при чтении текста особое внимание следует обращать на соблюдение обучающимися грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и отсутствие искажений слов (Иск.).
Внимание! По критерию «Соблюдение орфоэпических норм» (О) один балл выставляется в том случае, если участник итогового собеседования не допустил орфоэпических ошибок или допустил одну орфоэпическую ошибку, но не в слове, в котором постановлено ударение в тексте. Если
9
В этом случае рекомендуем в ведомости автоматически выставлять ноль баллов по критерию
«Соблюдение речевых норм» (Р), так как при чтении текста подобные ошибки неактуальны. Ноль баллов также рекомендуем выставлять по критерию «Соблюдение грамматических норм» (Г), поскольку чтение текста не даёт возможности в полном объёме оценить владение участником итогового собеседования грамматическими нормами современного русского языка. По критериям «Соблюдение орфоэпических норм» (О) и «Искажение слов» (Иск.) следует действовать согласно критериям оценивания, представленным в таблице 6.
27 допущена орфоэпическая ошибка в слове, в котором поставлено ударение в тексте, обучающемуся выставляется ноль баллов (участник итогового собеседования должен уметь пользоваться графическими знаками при чтении текста).
Типичные ошибки при чтении текста были проанализированы выше.
При оценивании правильности речи при пересказе должно контролироваться соблюдение обучающимися грамматических
(Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм.
При пересказе в речи участников итогового собеседования фиксируются орфоэпические и грамматические ошибки, допущенные при чтении текста вслух. К ним добавляются грамматические ошибки, связанные с неумением в спонтанной устной речи грамотно строить словосочетания и предложения. К типичным грамматическим ошибкам можно отнести нарушения в построении сложного предложения и предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом и без предлога. К примеру: «на
финансовый университет», «картины наполнены чувству», «преодолев
большое расстояние, её встретил…», «для этого чтобы». Немногие участники итогового собеседования выполняют задание
2 без грамматических ошибок.
К типичным речевым ошибкам стоит отнести неправильный выбор лексической единицы из-за незнания лексического значения слова
(употребление «тщательно» вместо «тщетно»), неправильную лексическую сочетаемость («было поручено звание» вместо «присвоено звание»), речевую недостаточность («она пробиралась» куда?) и многочисленные примеры тавтологии.
При пересказе девятиклассники используют однотипные синтаксические конструкции. Например, пересказывая текст о Ж. Алфёрове, обучающийся выстроил своё высказывание как набор повторяющихся синтаксических конструкций: «Также он был… Также он был… Также он
был…» И это является типичной ошибкой многих участников итогового собеседования.
К типичным орфоэпическим ошибкам, допущенным при пересказе, следует отнести искажения в произношении имён собственных и терминов, а также неоправданно длинные паузы как между предложениями, так и внутри одного предложения, что свидетельствует о несформированности беглой спонтанной устной речи у девятиклассников. Многие ошибки при пересказе вызваны неумением продумать развитие собственной мысли.
28
Задание 3. Монологическое высказывание
Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обращают внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьёзные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог относительно редкий вид речевого высказывания, который используется ограниченной группой людей: преподавателями, лекторами, журналистами, политиками и т.д. Но даже представители названных социальных групп и профессий, для которых монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации.
Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с её повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию её спонтанности, естественности и усилить выразительность.
Во время беседы обучающемуся предлагается три темы, из которых он должен выбрать одну и построить своё высказывание, опираясь на сформулированные вопросы. Три варианта условно соответствуют трём главным типам речи: описание, повествование и рассуждение. Конечно, обучающийся не обязан в своём ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но содержание наводящих вопросов предписывает строить текст по определенной типологической модели.
В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение – наиболее сложным. При анализе результатов итогового собеседования возникает искушение присвоить выбору обучающегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше,
– о цели.
Обучающийся
выбирает
не
тип
речи,
а коммуникативную цель, которая реализуется определённым способом с помощью отобранных приёмов.
Безусловно, повествование, целостность которому придаёт событие, проще строится, потому что его развёртыванием управляет логико- хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.
Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому обучающимся бывает сложно строить тексты этого типа речи. Вместе с тем в описании нет и того жёсткого требования полноты, которую задает повествованию событийность.
29
Рассуждение оперирует понятиями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом опыте обучающегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Однако рассуждение обладает жёсткой схемой развёртывания, которая организует высказывание.
Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).
На подготовку обучающимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, в общих чертах продумать содержание своего будущего монолога.
30
1 2 3 4 5 6
Часть 2
Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.
Праздник (на основе описания фотографии).
Тема 2.
Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего
(повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3.
Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по сформулированному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
При проверке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста. Эти содержательные характеристики в целом показывают соответствие созданного обучающимся текста заявленной в задании теме.
Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание
Таблица 7
Критерии оценивания монологического
высказывания (М)
Баллы
М1
Выполнение коммуникативной задачи
Участник итогового собеседования справился с коммуникативной задачей.
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
Фактические ошибки отсутствуют
1
Участник итогового собеседования предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
допустил фактические ошибки,
и/или
привёл менее 10 фраз по теме высказывания
0
М2
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
1
Условия речевой ситуации не учтены
0
М3
Речевое оформление монологического высказывания
(МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью,
1
3
31 речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно.
Присутствуют логические ошибки (одна или более)
0
Максимальное количество баллов
3
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что обучающийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ориентироваться на четыре вопроса, сформулированных в задании. Однако обучающийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, то есть не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал обучающихся.
Вторым критерием (М2) оценивания задания 3 является учёт учеником условий речевой ситуации. Понятие речевой ситуации включает: сферу речевого общения; предмет речи; условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение; социальные связи и личные отношения между говорящими; цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функционально-смыслового типа речи и функциональной разновидности языка. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью; в сфере научной деятельности – научным стилем; в сфере общественных отношений – публицистическим стилем; в сфере официально-деловых отношений – официально-деловым стилем.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым человеком один на один, разговора в семейном кругу.
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребёнок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор языковых средств, соответствующих данной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи
речевого общения.В зависимости от целей и задач речевого общения
32 используются средства соответствующей функциональной разновидности языка.
Речевая ситуация требует от коммуникантов и соблюдения тех или иных этикетных правил ведения разговора и определяет общепринятые формулы языкового выражения коммуникативных намерений говорящих.
По третьему критерию (М3) оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное завершённое монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Требования завершённости и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, имеют, без сомнения, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее они являются вполне обоснованными, так как обучающемуся предлагается план ответа. Важно, что перед участником итогового собеседования стоит задача
создать целостный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершённый логичный текст.
К числу типичных ошибок при выполнении участниками итогового собеседования задания 3 можно отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (3–5 фраз);
серьёзные логические просчёты.
Следует отметить, что в начале некоторых ответов обучающиеся часто нагромождают лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, делают неудачные смысловые переходы между фразами. Далее в ответе также могут содержаться ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождающие изложение, делающие его запутанным и сумбурным. Высказывание иногда выстраивается непоследовательно и хаотично, неоправданно растянуто, перегружается длинными и тем самым утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, содержит смысловые повторы.
Оценивание правильности речи задания 3 ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 4 (см. ниже).
33
Задание 4. Участие в диалоге
В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (обучающийся
– педагог, или экзаменатор-собеседник), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл только тогда, когда диалог не превращается в «допрос», а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение.
По окончании монологического высказывания обучающегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме.
Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке экзаменатора- собеседника. Обращаем внимание на то, что вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательную и языковую сторону речи обучающегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и разнообразного языкового материала. Например, если обучающийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте
(ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.
Поясним эту особенность на конкретном примере.
Обучающийся выбрал тему для монологического высказывания на основе личного опыта (ведущий тип речи – повествование).
Тема 2. Посещение музея
Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать:
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что Вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.