Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера
Ликвидация осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей.
Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей
Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
1.Федеральные законы.
2.Указы Президента РФ.
3.Постановления Правительства РФ.
Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
-Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
-Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего:
-Министерство природных ресурсов РФ;
-Министерство труда и социального развития РФ;
-Министерство здравоохранения РФ;
-Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.
Правовая основа охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда - закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие, критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (1991 г.) и в законе РФ “О защите прав потребителей” (1992 г.).
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (1991 г., введен в действие с 3.02.1992 г.).
Законодательные акты в области охраны окружающей среды: Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы Российской Федерации “О недрах” (1992 г.) и “Об экологической экспертизе” (1995 г.). До принятия соответствующих документов РФ продолжает действовать закон СССР “Об охране атмосферного воздуха” (1980 г.).
Законодательные акты по охране труда - Основы законодательства РФ по охране труда (1993 г.) и Кодекс законов о труде РСФСР (с изменениями и дополнениями 1992 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.
Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.), “О пожарной безопасности” (1994 г.), “Об использовании атомной энергии” (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995 г.).
Термины и определения базовых понятий в области безопасности
Характер генезиса ЧС
Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятий: «чрезвычайная ситуация» (ЧС), «опасность», «катастрофа», «безопасность».
2.Охарактеризуйте связь понятий «опасность», «риск», «чрезвычайная ситуация»?
3.Назовите критерии ЧС.
4.Что лежит в основе классификаций ЧС?
5.Какой ущерб может быть причинен экономике, обществу, окружающей среде при возникновении и развитии ЧС?
6.Приведите пример ЧС и назовите стадии ее развития.
7.Какова продолжительность ЧС?
8.Каковы масштабы ЧС?
9.Перечислите причины и стадии техногенных катастроф.
12. Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные.
13.Охарактеризуйте связь в системе "человек - среда обитания".
14.Охарактеризуйте связи человека со средой обитания (производственная, городская, бытовая, природная среда).
15.Приведите пример взаимодействия человека с окружающей средой и опишите его с помощью схемы на рис. 1
17.Причины появления опасности.
18.Что входит в правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности?
19.Приведите пример и охарактеризуйте связи в логической модели: источник опасности → инициирующее воздействие → тип ЧС → последствия → меры реабилитации → разработка превентивных мероприятий.
Тема2.
Базовые понятия национальной безопасности
Практическая № 2.
Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24. Национальная безопасность - это безопасность нации (народа), которая отвечает за целостность государства. Термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Понятие Национальной Безопасности (НБ) государства включает:
-военная безопасность – направлена на преодоление внутренних и внешних вооруженных конфликтов;
-экономическая безопасность - требует устойчивого экономического роста, нормального воспроизводства национальной экономики, необходимой степени хозяйственной независимости, самостоятельности в сочетании с занятием и удержанием значимых позиций на мировом рынке;
-продовольственная безопасность - критерий - способность общества, не прибегая к помощи извне, полностью обеспечить продуктами питания своих граждан;
-информационная безопасность - забота о сохранении военной и государственной тайны, о неразглашении секретной - финансовой, технико-технологической, оборонно-стратегической, т.е. информации разных уровней, утечка которой могла бы оказаться опасной;
-социальная безопасность - поддержание стабильности в обществе, с необходимостью предотвращения обострения социальных противоречий, сдерживания роста имущественного неравенства, предотвратить массовые беспорядки и социально-политические катаклизмы;
-демографическая безопасность - такое состояние общества, при котором уровень рождаемости в соотношении с индикаторами индивидуальной продолжительности жизни обеспечивает воспроизводство нации;
-безопасность в ЧС