ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Композиция колядки:
1) обращение к Коляде, поиски её колядовщиками;
2) величание, описание обряда или просьба о вознаграждении;
3) пожелание благополучия, просьба о подаянии.
В ночь перед Рождеством и под новый год совершали обряд колядования – хождение по дворам и исполнение песенок новогоднего содержания. Колядки состояли из благопожеланий и требования вознаграждения:
Пришла коляда Ему с колоса осьмина
Накануне Рождества. Из зерна ему коврига,
Дайте коровку, Из полузерна – пирог.
Масляну головку! Наделил бы вас Господь
А дай Бог тому, И житьем, и бытьем,
Кто в этом дому! И богатством;
Ему рожь густа, И создай вас Господи
Рожь ужиниста! Еще лучше того!
Скупым хозяевам пели песню:
Не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Не дашь кишку (колбасу)
Мы свинью за виску
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка
Обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т.е. элементов самого обряда.
Подблюдные песни
На святки было принято гадать. Форм и способов гадания известно несколько сотен. Распространены были подблюдныегадания с песнями.
В результате почти двухсотлетней собирательской и издательской деятельности фольклористов, этнографов и диалектологов в отношении подблюдных песен сложилось совершенно определенное представление как о предсказаниях с закрепленным смыслом. Это произошло потому, что, начиная с работы И.И. Замотина о песенных предсказаниях, а в дальнейшем вслед за публикациями И.И. Земцовского подблюдные песни группируются по «мотивам» – песни, предвещающие: 1) богатство, 2) брак (свадьбу), 3) девичество (безбрачие), 4) разлуку (дорогу), 5) несчастье (бедность, болезнь), 6) смерть. Исследования и публикации, так однозначно трактующие подблюдные песни, упрощают их особенности, а порой и навязывают свойства, которых у них нет. Все последующее изучение жанра либо развивало и уточняло систематизацию, предложенную И.И. Земцовским, либо не затрагивало вопроса о подблюдных песнях как произведениях словесного творчества, а касалось проблем происхождения и особенностей обрядовой символики в целом.
Подблюдные песни (при помощи иносказаний и символов гадающим сулились богатство, благополучие, удачное замужество или, наоборот) обладают гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен утверждающая, заклинающая судьбу. Это сближает их с заговорами и колядками, имеющими значение магического воздействия. Гадания могли сводиться либо к толкованию наблюдаемых человеком явлений, либо к действиям, совершаемым самими гадающими и людьми или животными по их приказанию.
Изучение обряда подблюдных гаданий чаще всего не связывалось с изучением песен, а анализ текстов песен-предсказаний проводился без учета их ритуальной принадлежности.
Лекция 4. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
План
1. Определение жанра пословиц и поговорок
2. Собирание, изучение пословиц и поговорок
3. Содержание пословиц и поговорок
4. Художественная форма пословиц и поговорок
Определение жанра пословиц и поговорок
К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. К малым жанрам фольклорной прозы или паремиям (от греч. paroimia – «притча») относятся пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Исследователи (В.И. Даль, И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, П.В.Аникин и др.) по-разному характеризовали эти жанры. Наиболее точное определение пословицам дано в учебном пособии 1978 г.: «Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме». Поговорка по определению В.И. Даля – «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения – но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы». Пословица – законченное суждение, завершенная мысль; поговорка – элемент суждения.
Пословицы Поговорки
Жить – родине служить Красна, как
Денег ни гроша- маков цвет
Да слава хороша И нашим и вашим.
Пословица отличается большой содержательностью, представляет собой четкое суждение, ясное выражение определенной мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа.
Собирание, изучение пословиц и поговорок
Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от XVII в. Первый такой сборник – «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В него входит около двух тысяч восьмисот текстов из более ранних сборников. Петр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины XVIII века пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. Выпустил книгу «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», где поместил около тысячи пословиц. В 1770г. вышло «Собрание 4291 древних российских пословиц», которое, по предположениям исследователей, было составлено профессором Московского университета А.А. Барсовым.
С начала XIX в. Интерес к пословицам возрос. Филолог А.Х. Востоков составил сборник пословиц и поговорок, который сохранился до нашего времени. В 1822г. Д. Княжевич издал «Полное собрание русских пословиц и поговорок» в которое вошли около пяти тысяч произведений этого жанра.
Большим событием в науке был сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» (1861-1862). Наиболее ценны следующие книги: «Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII-XX веков» под редакцией Б.Н. Путилова (1961), «Русские народные пословицы и поговорки» А. Жигулева (1965), Жуков В.П. «Словарь русских народных пословиц и поговорок» (1967).
Изучение русских пословиц следует вести от М.В. Ломоносова, который собирал пословицы и изучал их в связи с занятиями русским языком («Российская грамматика», «Риторика»). В начале XIX века изучением пословиц занимался А.Х. Востоков. В 1816 г. А.Ф. Рихтер издал «Два опыта в словесности. Рассуждение о русских пословицах» он показал связь пословиц с жизнью, отражение в них воззрений народа.
Много лет пословицы изучал И.М. Снегирев в 1823 г. Он выпустил «Рассуждение о русских пословицах», в 1829г. Напечатал статью «Замечания о русских пословицах, сходных с греческими и римскими», в 1831-1834 гг. издал книгу «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» Снегирев дал историческое объяснения многим пословицам, показал их широкое распространение. В середине XIX в. Пословицы изучали А.Н. Афанасьев и Ф.И. Буслаев. В 1854 г. Ф.И. Буслаев напечатал статью «Русский быт и русские пословицы» в ней было много наблюдений над взаимоотношением пословиц и народного быта.
Уделяется значительное внимание определению жанра, соотношению пословиц и поговорок, специфике пословиц как малого жанра (А.Н. Кожин, В.С. Гудок, Л.А. Морозова). Освещали вопросы отражения истории в пословицах (В.П. Аникин, А.М. Жигулев, Л.Н. Пушкарев), происхождения этого жанра (Т.С. Бендерли, Т.Л. Пермяков).
Содержание пословиц и поговорок
В пословицах сохранилось немало остатков (пережитков) языческих представлений. Они состоят в упоминании леших, домовых, русалок и в отражении древних поверий: У черта на куличках, Кукушка кукует: горе вещует, Кричит, как леший. Наиболее ранние сведения о создании и употреблении пословиц встречаются в летописях: Погибли как обры, Киев – мать русских городов, На одном вече да разные речи.
Большая группа пословиц отражает нормы крепостного права: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Нужда учит, а барщина мучит, Белые ручки чужие труды любят. Целый ряд изречений запечатлели события освободительной борьбы с внешними захватчиками: Пусто, словно Мамай прошел, Погиб, как швед под Полтавой.
В основной массе пословиц и поговорок нашли художественное воплощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотношений людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека:
Любовь да лад – не надобен и клад,
Береги честь смолоду.
В пословицах прославляется труд и бичуется лень: Без дела жить- только небо коптить, Труд кормить – а лень портит.
Нашло отражение в пословицах и социальное, и материальное неравенство: Один с сошкой, а семеро с ложкой; взяточничество судей: Судейский карман, что поповское брюхо.
Широкое распространение получила тема патриотизма: Родная сторона – мать, чужая мачеха, С родной земли – умри – не сходи.
Наиболее многочисленна группа пословиц, возникших в крестьянской среде. Большинство из них связано с сельскохозяйственным трудом: Вешний день целый год кормит, Пашню пашут – руками не машут.
Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде ремесленников: Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
Важный источник пополнения пословичного репертуара народа – произведения художественной литературы. Многие изречения писателей стали употребляться в разговорной речи наряду с пословицами и поговорками: А Васька слушает да ест, С корабля на бал, Служить бы рад, прислуживаться тошно, В Европу прорубить окно, Мы все глядим в Наполеоны.
Пословицы – философский жанр, Они содержат в себе немало важных общих заключений о закономерностях развития природы и общества.
Художественные формы пословиц и поговорок
Пословица, как и всякий жанр, представляет собой особую содержательную форму, структуру, основное отличие которой – внутреннее художественное единство. В пословице это выражено с удивительной наглядностью. В одном предложении заключен огромный смысл.
Существует две основные формы пословиц: иносказание и прямое высказывание: Друзья познаются в беде (прямое высказывание), Яблочко от яблони недалеко падает (иносказание).
Для пословицы характерны две формы построения: одночастная и двучастная. Обе формы обладают целостностью: первая представляет собой скрепленное по правилам связи и согласования предложение: Пустая мельница без толку мелет, Подлецу все к лицу; а вторая отмечается неразрывной связью двух частей сложного предложения: Один с сошкой, а семеро с ложкой, Умный плачет, глупый скачет.
Нередко образность пословиц создается посредством метафор, метонимий, сравнений и других средств художественной выразительности. Например: В кармане соловьи свищут (метафора), Хлеб за брюхом не ходит (метонимия); Судейский карман – что поповское брюхо (сравнение), Хмель шумит – ум молчит (олицетворение), Поповское брюхо из семи овчин шито. Часто употребляются постоянные эпитеты (оценочные или изобразительные): Начужой сторонеи весна не красна.Применяются разнообразные формы тавтологии: омонимические (Здоровому все здорово), синонимические (Из огня да полымя).
Пословица ритмична. Нередко в ее построении используется и рифма. Рифмуются обычно слова одних и тех же грамматических категорий – глагол с глаголом, существительное с существительным и т.д.: Большой вырос, а ума не вынес, Хлеб да вода – крестьянская еда. Иногда пословицы отступают от этого правила: За правое дело стой смело!
Рифма в пословицах не только служит четкости выражения мысли и несет важную ритмообразующий функцию, но и преследует художественно – выразительные цели, а также облегчает восприятие и запоминание пословиц.
Лекция 5.